Театрализация как метод просвещения и воспитания духовно-нравственных ценностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 июня, печатный экземпляр отправим 25 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (568) апрель 2025 г.

Дата публикации: 24.04.2025

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Безкоровайный, А. А. Театрализация как метод просвещения и воспитания духовно-нравственных ценностей / А. А. Безкоровайный. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 17 (568). — С. 238-239. — URL: https://moluch.ru/archive/568/124468/ (дата обращения: 12.06.2025).



В статье рассматривается театрализация как эффективный метод просвещения и воспитания духовно-нравственных ценностей у молодежи. На примере театрализованного представления «Небо выбрало нас», посвященного подвигу 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка («Ночные ведьмы»), анализируются механизмы эмоционального и ценностного воздействия театра на зрителя. Охарактеризованы функции театрализации в контексте духовно-нравственного восприятия.

Ключевые слова: театрализация, духовно-нравственное воспитание, патриотизм, «Ночные ведьмы», историческая память, педагогика искусства.

Современное общество сталкивается с проблемой девальвации духовно-нравственных ценностей, особенно среди молодежи. В условиях информационной перегрузки и клипового мышления традиционные методы воспитания зачастую оказываются малоэффективными. В этой связи возрастает роль искусства, в частности театра, как инструмента эмоционального и интеллектуального воздействия [6].

Театрализация, объединяющая в себе элементы драматургии, музыки, хореографии и визуальных искусств, обладает уникальной способностью трансформировать исторические события в личностно значимые переживания [3]. В данной статье исследуется потенциал театрализованного представления «Небо выбрало нас», посвященного подвигу советских летчиц «Ночных ведьм», в контексте воспитания патриотизма, мужества и нравственной стойкости. Зрелище было показано в актовом зале Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма 7 мая 2024 года и было приурочено ко Дню Великой Победы.

Для понимания темы стоит углубиться в теоретические основы театрализации как метода воспитания. Театрализация — это синтез педагогических и художественных приемов, направленный на создание эмоционально насыщенного образовательного пространства. По мнению Л. С. Выготского, искусство обладает «катарсическим эффектом», позволяющим зрителю пережить и осмыслить сложные нравственные категории через сопереживание героям [2].

В контексте духовно-нравственного воспитания театрализация выполняет следующие функции:

  1. Просветительская — передача исторических знаний в доступной форме.
  2. Эмоционально-образная — пробуждение сопереживания через художественные образы.
  3. Ценностно-ориентирующая — формирование моральных установок через демонстрацию примеров героизма и самоотверженности [1].

Возвращаясь к практическому применению метода театрализации, стоит разобрать подвиг «Ночных ведьм» с целью его дальнейшего использования как основы театрализованного представления. 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк, прозванный немцами «Ночные ведьмы», состоял исключительно из женщин-добровольцев. Летчицы на устаревших бипланах По-2 совершили более 23 000 боевых вылетов, демонстрируя беспримерное мужество [5].

Представление «Небо выбрало нас» воссоздает ключевые эпизоды их службы:

— тренировки и преодоление стереотипов — сцены, показывающие, как хрупкие девушки учились маршировать, выполнять боевые задачи, осваивали тяжелую технику.

— боевые вылеты — использование световых и звуковых эффектов для передачи напряжения ночных атак. Особое внимание стоит уделить проекции самолета, пролетающего прямо по потолку зрительного зала.

— трагедия и героизм — монологи погибших летчиц, основанные на реальных письмах [4].

Через личные истории зритель погружается в события войны, что способствует глубокому эмоциональному отклику.

Сценарий как комплексный художественный продукт оказывает глубокое воздействие на аудиторию, сочетая документальные материалы, поэтические тексты, музыку и визуальные эффекты. Такой подход формирует у зрителей эмоциональное и интеллектуальное восприятие.

Основные компоненты сценария играют ключевую роль в создании многопланового эффекта. Например, переодевание лётчиц в военную форму визуализирует их трансформацию из обычных девушек в героинь, акцентируя тему личного выбора и готовности к подвигу. Словесные символы, выраженные в стихотворной форме, такие как несжатый хлеб, пепелище и чёрный дым, усиливают эмоциональную нагрузку, делая события более осязаемыми и значимыми. Включение потомков в финальные сцены подчёркивает связь между прошлым и настоящим, передавая ответственность за сохранение исторической памяти.

Сценарий также обладает психолого-педагогическим эффектом. Он способствует развитию эмпатии, позволяя зрителям идентифицировать себя с персонажами и усвоить нравственные уроки. Массовые номера, такие как финал с песней «Месяц май», создают чувство единства и коллективное переживание. Тексты, побуждающие к размышлениям, усиливают рефлексию и осознание важности уважения к прошлому.

Таким образом, театрализованное представление «Небо выбрало нас» выступает не только художественным произведением, но и инструментом, формирующим ценностные ориентиры и укрепляющим связь между поколениями. Через сочетание художественных средств и исторической правды он не только сохраняет память о подвиге, но и формирует у зрителей качества, необходимые для построения гармоничного общества: патриотизм, уважение к истории, готовность к самопожертвованию [1]. Подобные методы могут быть успешно интегрированы в образовательные программы, способствуя духовно-нравственному развитию новых поколений.

Литература:

  1. Анисимов, В.В. Патриотическое воспитание молодежи: традиции и инновации / В. В. Анисимов. — М.: Просвещение, 2020. — 256 с.
  2. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — Москва, 1968. — C. 24–26.
  3. Иванова, Л.Н. Театрализация как метод формирования исторической памяти у школьников / Иванова Л. Н. / Педагогика и психология. — 2021. — № 4. — С. 45–52.
  4. Лихачёв, Д. С. Письма о добром и прекрасном / Д. С. Лихачёв. — Москва, 1985 — С. 35–41.
  5. Министерство образования Российской Федерации. «Методические рекомендации по патриотическому воспитанию учащихся» [Электронный ресурс]. — URL: https://edu.gov.ru (дата обращения: 10.05.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Ключевые слова

патриотизм, духовно-нравственное воспитание, историческая память, театрализация, «Ночные ведьмы», педагогика искусства

Похожие статьи

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном воспитании детей на примере фильма «мальчик в полосатой пижаме

В статье рассматривается роль кино как основа социально-нравственного воспитания детей и молодежи. Воспитание понимается как целенаправленный процесс воздействия на человека, способствующий его формированию как личности. Рассматривается роль кино в п...

Интеграция патриотического воспитания и здорового образа жизни у дошкольников через духовно-нравственное развитие

Статья посвящена проблеме интеграции образовательных областей для достижения целей в воспитании дошкольников. Рассмотрены методы, активизирующие развитие всех когнитивных процессов, обращено особое внимание мелкой моторике, влияющей на развитие речи....

Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...

Создание условий для развития духовно-нравственной культуры воспитанников, их активной жизненной и гражданской позиции

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития духовно — нравственной культуры воспитанников, их активной жизненной и гражданской позиции. Патриотическое воспитание сегодня — это социальная потребность Российского общества. Признано, чт...

Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников со сверстниками в процессе театрализованной игры

В рамках данной статьи рассматривается роль театрализованной игры как эффективного метода формирования гуманных взаимоотношений среди детей младшего школьного возраста со сверстниками. Основной акцент сделан на том, как театрализованные игры могут сп...

Формирование у учащихся культуры бережного отношения к природе в процессе организации и проведении походов

В статье раскрыты возможности формирования у учащихся VII-IX классов формирования экологической культуры в процессе походов, экскурсий, игр экологического содержания, приведены высказывания и взгляды выдающих мыслителей и педагогов о роли физическог...

Социально-нравственное воздействие киноиндустрии на молодежь (на примере кинокартины «Заплати другому»)

Данная статья посвящена попытке понимания полноты социально-нравственного воздействия киноиндустрии на молодежь. Описана история становления индустрии, кино, обозначено место и роль кино в жизни человека и общества. В статье описана тенденция влияния...

Влияние частных художественных галерей на формирование мировоззрения современного человека на примере деятельности «Арт-галереи Щетининых»

В статье анализируется многогранная деятельность частной художественной галереи Щетининых в г. Барнауле, которая является активным участником процесса формирования нового социокультурного пространства в Сибирском регионе. Отмечена важная роль галереи...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Статья рассматривает значение патриотизма в детском саду и его роль в формировании гражданской и патриотической идентичности. Основные цели воспитания патриотизма в детском саду включают формирование ценностных ориентаций, воспитание гражданственност...

Применение квест-игр в театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни

Статья рассматривает театр как эффективный инструмент развития и самовыражения детей. Описываются преимущества организации театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни, включая развитие творческого мышления, социальных навыков и эмоционал...

Похожие статьи

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном воспитании детей на примере фильма «мальчик в полосатой пижаме

В статье рассматривается роль кино как основа социально-нравственного воспитания детей и молодежи. Воспитание понимается как целенаправленный процесс воздействия на человека, способствующий его формированию как личности. Рассматривается роль кино в п...

Интеграция патриотического воспитания и здорового образа жизни у дошкольников через духовно-нравственное развитие

Статья посвящена проблеме интеграции образовательных областей для достижения целей в воспитании дошкольников. Рассмотрены методы, активизирующие развитие всех когнитивных процессов, обращено особое внимание мелкой моторике, влияющей на развитие речи....

Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...

Создание условий для развития духовно-нравственной культуры воспитанников, их активной жизненной и гражданской позиции

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития духовно — нравственной культуры воспитанников, их активной жизненной и гражданской позиции. Патриотическое воспитание сегодня — это социальная потребность Российского общества. Признано, чт...

Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников со сверстниками в процессе театрализованной игры

В рамках данной статьи рассматривается роль театрализованной игры как эффективного метода формирования гуманных взаимоотношений среди детей младшего школьного возраста со сверстниками. Основной акцент сделан на том, как театрализованные игры могут сп...

Формирование у учащихся культуры бережного отношения к природе в процессе организации и проведении походов

В статье раскрыты возможности формирования у учащихся VII-IX классов формирования экологической культуры в процессе походов, экскурсий, игр экологического содержания, приведены высказывания и взгляды выдающих мыслителей и педагогов о роли физическог...

Социально-нравственное воздействие киноиндустрии на молодежь (на примере кинокартины «Заплати другому»)

Данная статья посвящена попытке понимания полноты социально-нравственного воздействия киноиндустрии на молодежь. Описана история становления индустрии, кино, обозначено место и роль кино в жизни человека и общества. В статье описана тенденция влияния...

Влияние частных художественных галерей на формирование мировоззрения современного человека на примере деятельности «Арт-галереи Щетининых»

В статье анализируется многогранная деятельность частной художественной галереи Щетининых в г. Барнауле, которая является активным участником процесса формирования нового социокультурного пространства в Сибирском регионе. Отмечена важная роль галереи...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Статья рассматривает значение патриотизма в детском саду и его роль в формировании гражданской и патриотической идентичности. Основные цели воспитания патриотизма в детском саду включают формирование ценностных ориентаций, воспитание гражданственност...

Применение квест-игр в театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни

Статья рассматривает театр как эффективный инструмент развития и самовыражения детей. Описываются преимущества организации театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни, включая развитие творческого мышления, социальных навыков и эмоционал...

Задать вопрос