Кто видел Халмамедова за роялем, не забудет его резких движений, его бросков, ударов, вздрагиваний. Крупные, красивые глаза, жгуче пронизывающие оппонента во время споров, в момент игры они приобретали особое, одухотворено-мечтательное выражение. Таков портрет композитора в воспоминаниях современников. Он был большим художником и обаятельным человеком, привлекавшим окружающих чистотой души и искренностью мыслей.
Ключевые слова: композитор,звук, творчество, жизнь, музыка, духовность.
Профессию композитора не приходится выбирать, она сама зовет, и если следовать этому зову, если отдавать всего себя любимому делу, если упорно идти к намеченной цели, то можно достичь всего, даже невозможного.
Нуры Халмамедов
За внешней неприметностью — один из выдающихся мыслителей XX века, гордый, скромный, полный достоинства человек, непоколебимо верующий в высшее предназначение Музыки. Как композитор, Нуры Халмамедов был выразителем современной ему жизни. Он не знал душевного равновесия, сосредоточенного покоя, его энергия требовала непрестанного излучения и воплощения в конкретных звуковых образах.
Хрупкая душевная организация и чувствительный внутренний мир обусловили крайне личный, овеянный печалью и задушевностью лиризм его богатого мелоса. Необходимость подчиняться установленному режиму не позволяла мастеру сполна удовлетворять свои творческие амбиции, душе его была чужда любая зависимость [1].
Внутренне раскрепощенный, он желал всего себя, жизнь свою подчинить любимому делу: заниматься только музыкой. В начале дневника композитора при составлении распорядка дня для творчества отводится 11 часов в день. Но если бы он трудился только по 11 часов! Когда появлялась новая тема и рождалась новая музыка, он просиживал за инструментом по 18–20 часов в сутки. Думаете, в оставшиеся четыре часа голова его отдыхала? Ничего подобного. Да и разве это зависело от него? Отдаться всецело во власть музыки и жить только ею по силам лишь большому мастеру, музыканту милостью Божьей. Это недуг на всю жизнь, он не отпускает человека ни днем, ни ночью, лишая его покоя и сна. Такие люди просто не в состоянии жить без этой болезни, без страданий. Ибо она — их духовная опора, это их вдохновение, их крылья.
В своем дневнике и письмах мастер часто сетует: «Сегодня всю ночь не мог уснуть. Так и не сомкнул глаз». У недуга, который лишает сна и покоя, свои требования, их ни в какие рамки не загонишь, ни каким правилам не подчинишь: они намного серьезнее, намного ответственнее, чем те, что предъявляются простым смертным [2].
Для композитора не существовало понятия времени, он жил по своим внутренним часам и правилам, а требования к себе предъявлял самые строгие. И первым из них был отказ от себя самого. Ему были чужды мысли и желания обычных людей и, как все одаренные личности, был «не от мира сего»: никогда не гонялся ни за славой, ни за богатством. Скромность, великодушие и добросердечие были характерными чертами Нуры Халмамедова, человека, начисто лишенного амбиций и высокомерия.
Людей, живущих в своем собственном мире, может привлечь лишь одно богатство — духовные сокровища. Красоту и совершенство внутреннего мира они ценят превыше всего, и поэтому чем богаче их духовный мир, тем совершеннее получаются и производные от него. Для творческой личности нет предела совершенству, он ответственен за свою работу, ибо с каждым разом возрастает и его требовательность к своей работе. Создавать, забывая о себе и окружающем мире, жить только своим творчеством, заниматься любимым делом — это под силу лишь гениальным личностям.
Духовные богатства, которыми он владел, не были для композитора самоцелью. В своей многогранной деятельности он был связан с представителями разных областей культуры. Неравнодушное, романтически-взволнованное отношение к природе, людям, событиям, непосредственность эмоционального наслаждения искусством, литературой сочетались у Халмамедова с широтой охвата действительности.
Те, кто оставил свидетельства об этом замечательном человеке, единодушно отмечают привлекательность его личности, необычайную доброжелательность, душевную деликатность в общении с людьми. Эти качества сочетались в нем с удивительной стойкостью в убеждениях, в отстаивании интересов дела, которому он посвятил свою жизнь. В этом проявлялась необычайная цельность натуры Халмамедова. Это притягивало к нему людей. Он не мог не оказывать влияния на тех, кто с ним соприкасался. Своими взглядами, отношением к делу и к людям он служил примером, особенно для молодежи. Общение с ним создавало приподнятое настроение, атмосферу душевной доброжелательности [1,2].
Работы великих людей отличаются выдающейся самобытностью, исключительностью, новаторством, они имеют особую историческую значимость для воспитания общества, обладают способностью влиять на ход развития мировой цивилизации. В национальном туркменском искусстве и культуре есть несколько таких гениев.
В Германии живет наш земляк, врач по профессии. Так вот, музыкой Нуры Халмамедова он лечит своих больных. Ласковые звуки музыки действуют успокаивающе, поднимают дух, ускоряя выздоровление больных. Нуры Халмамедов — корифей туркменского музыкального искусства. Люди, наделенные божественным даром, немыслимым трудолюбием, неимоверной усидчивостью, необыкновенной способностью заглянуть в будущее и увидеть его — это пламенные патриоты своего Отечества, которые многим кажутся непонятными, людьми с противоречивым характером, а иногда попросту людьми не от мира сего, «пришельцами с другой планеты». Гении, чьи суждения о мироздании отличаются глубиной, судьбой своей предназначены для поисков смысла жизни [3].
Халмамедова отличала величайшая скромность в любой сфере приложения своих сил. Он неустанно, как бы незаметно «делал дело», избегая громких слов и какого бы то ни было афиширования. Он никогда не искал выгоды для самого себя, всячески помогая любым проявлениям талантливых натур, в какой бы сфере они ни обнаруживались им — художнику, певцу, литератору. В бескорыстной помощи людям проявлялась его гражданская позиция, он видел в этом свой долг. Во всей, без исключения, деятельности Халмамедова неизменно проявлялись высокие этические качества его личности: на первом месте у него везде и во всем стоял Человек — он сам всегда исходил из этого принципа и по нему оценивал других.
Своими музыкальными идеями композитор никогда не делился, даже с самыми близкими друзьями. В воспоминаниях хорошо знавших его лиц мы не найдем рассказов о процессе создания музыки: композитор не пускал в свою творческую лабораторию даже близких, а от любопытствующих обычно отделывался шутками. Чуткий и предупредительный к людям, он вправе был рассчитывать на такое же бережное, деликатное отношение и к себе, и, если не встречал такового, все внутри себя «запирал на замок». Поэтому о творческой работе, приоткрывающей внутренний мир художника, можно догадываться лишь по очень редким, порой даже косвенным штрихам.
При жизни Нуры Халмамедов не был оценен по достоинству. Далеко не каждый, даже общавшийся с ним часто, мог охватить его «целиком»; обычно замечали лишь одну или несколько сторон его натуры [2]. А после неожиданной его кончины, потрясшей всех, выяснилось, какой же огромной творческой и душевной щедрости человек жил рядом и как многого каждый о нем не знал...
Этот человек всегда казался всецело захваченным музыкой. Он был лишен какой-либо позы — особенно за фортепиано: играл с замечательной легкостью, как будто для самого себя. Преданность и любовь к родине, страстное увлечение народным искусством, одержимость творческими идеями составляли суть всей его недолгой жизни. Натура Нуры Халмамедова многогранна и противоречива. Его музыка так же полна контрастов — в ней есть и нежная лирика, и горькая ирония, искрящееся веселье и глубочайшие раздумья, драматические всплески и безудержный полет фантазии. Каждая из этих образных сфер — халмамедовская, но только в сочетании всех и многих других компонентов складывается неповторимый творческий облик туркменского композитора [2,3].
Литература:
1. Х.Бекмурзаев. Творчество Нуры Халмаммедова — неотъемлемая часть духовной жизни туркменского народа. “Наука, техника и инновационные технологии в эпоху могущества и счастья” Материалы Международной научной конференции. — A.: Ylym, 2019.
2. J.Gurbanowa. Nury Halmämmedow. — A.: Ylym, 2014.
3. P.Çerkezowa. Nury Halmämmedow. — A.: Ylym, 2013.