Нуры Халмамедов и искусство создания музыки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 июля, печатный экземпляр отправим 9 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №17 (568) апрель 2025 г.

Дата публикации: 23.04.2025

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Бекмурзаев, Х. Б. Нуры Халмамедов и искусство создания музыки / Х. Б. Бекмурзаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 17 (568). — С. 285-287. — URL: https://moluch.ru/archive/568/124417/ (дата обращения: 25.06.2025).



Кто видел Халмамедова за роялем, не забудет его резких движений, его бросков, ударов, вздрагиваний. Крупные, красивые глаза, жгуче пронизывающие оппонента во время споров, в момент игры они приобретали особое, одухотворено-мечтательное выражение. Таков портрет композитора в воспоминаниях современников. Он был большим художником и обаятельным человеком, привлекавшим окружающих чистотой души и искренностью мыслей.

Ключевые слова: композитор,звук, творчество, жизнь, музыка, духовность.

Профессию композитора не приходится выбирать, она сама зовет, и если следовать этому зову, если отдавать всего себя любимому делу, если упорно идти к намеченной цели, то можно достичь всего, даже невозможного.

Нуры Халмамедов

За внешней неприметностью — один из выдающихся мыслителей XX века, гордый, скромный, полный достоинства человек, непоколебимо верующий в высшее предназначение Музыки. Как композитор, Нуры Халмамедов был выразителем современной ему жизни. Он не знал душевного равновесия, сосредоточенного покоя, его энергия требовала непрестанного излучения и воплощения в конкретных звуковых образах.

Хрупкая душевная организация и чувствительный внутренний мир обусловили крайне личный, овеянный печалью и задушевностью лиризм его богатого мелоса. Необходимость подчиняться установленному режиму не позволяла мастеру сполна удовлетворять свои творческие амбиции, душе его была чужда любая зависимость [1].

Внутренне раскрепощенный, он желал всего себя, жизнь свою подчинить любимому делу: заниматься только музыкой. В начале дневника композитора при составлении распорядка дня для творчества отводится 11 часов в день. Но если бы он трудился только по 11 часов! Когда появлялась новая тема и рождалась новая музыка, он просиживал за инструментом по 18–20 часов в сутки. Думаете, в оставшиеся четыре часа голова его отдыхала? Ничего подобного. Да и разве это зависело от него? Отдаться всецело во власть музыки и жить только ею по силам лишь большому мастеру, музыканту милостью Божьей. Это недуг на всю жизнь, он не отпускает человека ни днем, ни ночью, лишая его покоя и сна. Такие люди просто не в состоянии жить без этой болезни, без страданий. Ибо она — их духовная опора, это их вдохновение, их крылья.

В своем дневнике и письмах мастер часто сетует: «Сегодня всю ночь не мог уснуть. Так и не сомкнул глаз». У недуга, который лишает сна и покоя, свои требования, их ни в какие рамки не загонишь, ни каким правилам не подчинишь: они намного серьезнее, намного ответственнее, чем те, что предъявляются простым смертным [2].

Для композитора не существовало понятия времени, он жил по своим внутренним часам и правилам, а требования к себе предъявлял самые строгие. И первым из них был отказ от себя самого. Ему были чужды мысли и желания обычных людей и, как все одаренные личности, был «не от мира сего»: никогда не гонялся ни за славой, ни за богатством. Скромность, великодушие и добросердечие были характерными чертами Нуры Халмамедова, человека, начисто лишенного амбиций и высокомерия.

Людей, живущих в своем собственном мире, может привлечь лишь одно богатство — духовные сокровища. Красоту и совершенство внутреннего мира они ценят превыше всего, и поэтому чем богаче их духовный мир, тем совершеннее получаются и производные от него. Для творческой личности нет предела совершенству, он ответственен за свою работу, ибо с каждым разом возрастает и его требовательность к своей работе. Создавать, забывая о себе и окружающем мире, жить только своим творчеством, заниматься любимым делом — это под силу лишь гениальным личностям.

Духовные богатства, которыми он владел, не были для композитора самоцелью. В своей многогранной деятельности он был связан с представителями разных областей культуры. Неравнодушное, романтически-взволнованное отношение к природе, людям, событиям, непосредственность эмоционального наслаждения искусством, литературой сочетались у Халмамедова с широтой охвата действительности.

Те, кто оставил свидетельства об этом замечательном человеке, единодушно отмечают привлекательность его личности, необычайную доброжелательность, душевную деликатность в общении с людьми. Эти качества сочетались в нем с удивительной стойкостью в убеждениях, в отстаивании интересов дела, которому он посвятил свою жизнь. В этом проявлялась необычайная цельность натуры Халмамедова. Это притягивало к нему людей. Он не мог не оказывать влияния на тех, кто с ним соприкасался. Своими взглядами, отношением к делу и к людям он служил примером, особенно для молодежи. Общение с ним создавало приподнятое настроение, атмосферу душевной доброжелательности [1,2].

Работы великих людей отличаются выдающейся самобытностью, исключительностью, новаторством, они имеют особую историческую значимость для воспитания общества, обладают способностью влиять на ход развития мировой цивилизации. В национальном туркменском искусстве и культуре есть несколько таких гениев.

В Германии живет наш земляк, врач по профессии. Так вот, музыкой Нуры Халмамедова он лечит своих больных. Ласковые звуки музыки действуют успокаивающе, поднимают дух, ускоряя выздоровление больных. Нуры Халмамедов — корифей туркменского музыкального искусства. Люди, наделенные божественным даром, немыслимым трудолюбием, неимоверной усидчивостью, необыкновенной способностью заглянуть в будущее и увидеть его — это пламенные патриоты своего Отечества, которые многим кажутся непонятными, людьми с противоречивым характером, а иногда попросту людьми не от мира сего, «пришельцами с другой планеты». Гении, чьи суждения о мироздании отличаются глубиной, судьбой своей предназначены для поисков смысла жизни [3].

Халмамедова отличала величайшая скромность в любой сфере приложения своих сил. Он неустанно, как бы незаметно «делал дело», избегая громких слов и какого бы то ни было афиширования. Он никогда не искал выгоды для самого себя, всячески помогая любым проявлениям талантливых натур, в какой бы сфере они ни обнаруживались им — художнику, певцу, литератору. В бескорыстной помощи людям проявлялась его гражданская позиция, он видел в этом свой долг. Во всей, без исключения, деятельности Халмамедова неизменно проявлялись высокие этические качества его личности: на первом месте у него везде и во всем стоял Человек — он сам всегда исходил из этого принципа и по нему оценивал других.

Своими музыкальными идеями композитор никогда не делился, даже с самыми близкими друзьями. В воспоминаниях хорошо знавших его лиц мы не найдем рассказов о процессе создания музыки: композитор не пускал в свою творческую лабораторию даже близких, а от любопытствующих обычно отделывался шутками. Чуткий и предупредительный к людям, он вправе был рассчитывать на такое же бережное, деликатное отношение и к себе, и, если не встречал такового, все внутри себя «запирал на замок». Поэтому о творческой работе, приоткрывающей внутренний мир художника, можно догадываться лишь по очень редким, порой даже косвенным штрихам.

При жизни Нуры Халмамедов не был оценен по достоинству. Далеко не каждый, даже общавшийся с ним часто, мог охватить его «целиком»; обычно замечали лишь одну или несколько сторон его натуры [2]. А после неожиданной его кончины, потрясшей всех, выяснилось, какой же огромной творческой и душевной щедрости человек жил рядом и как многого каждый о нем не знал...

Этот человек всегда казался всецело захваченным музыкой. Он был лишен какой-либо позы — особенно за фортепиано: играл с замечательной легкостью, как будто для самого себя. Преданность и любовь к родине, страстное увлечение народным искусством, одержимость творческими идеями составляли суть всей его недолгой жизни. Натура Нуры Халмамедова многогранна и противоречива. Его музыка так же полна контрастов — в ней есть и нежная лирика, и горькая ирония, искрящееся веселье и глубочайшие раздумья, драматические всплески и безудержный полет фантазии. Каждая из этих образных сфер — халмамедовская, но только в сочетании всех и многих других компонентов складывается неповторимый творческий облик туркменского композитора [2,3].

Литература:

1. Х.Бекмурзаев. Творчество Нуры Халмаммедова — неотъемлемая часть духовной жизни туркменского народа. “Наука, техника и инновационные технологии в эпоху могущества и счастья” Материалы Международной научной конференции. — A.: Ylym, 2019.

2. J.Gurbanowa. Nury Halmämmedow. — A.: Ylym, 2014.

3. P.Çerkezowa. Nury Halmämmedow. — A.: Ylym, 2013.

Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Похожие статьи

Творчество Бабарахима Машраба

В статье прослеживается творческий путь Бабарахима Машраба, и на основе научных материалов освещён его вклад в развитие узбекской классической литературы, его жизненные убеждения. Он по духу был близок народу, поэтому в своих произведениях всегда под...

Ровесники эпохи. Специфика поэтической манеры А. Дементьева и Н. Добронравова

В статье рассмотрены и сопоставлены специфические манеры песенной поэзии А. Дементьева и Н. Добронравова как одних из самых ярких представителей поэтов-песенников. Современники, они по-разному отражали в своих произведениях одни и те же культурно-ист...

Одна из тайн природы – магнетизм

Экспериментирование занимает ведущее место в изучение окружающего мира ребенком – дошкольником. Оно служит прекрасным средством формирования полноценной, широкой и наполненной яркими, живыми образами картины мира, которая основана на собственных набл...

Особенности художественной деятельности музыканта-исполнителя

Современные данные социально-психологической науки позволяют снять налет таинственности с таких понятий, как «магия» исполнителя, «флюиды», «биотоки». Все эти явления «непостижимого магнетизма», «гипнотической силы» публичной формы общения можно объя...

О духовной чистоте в поэзии Махтумкули Фраги

Золотым веком туркменской литературы считается XVIII век. В этом столетии сформировалась и распространилась по всему миру туркменская национальная литература. Этот век подарил туркменской литературе Махтумкули. Вопросы, отображаемые в поэзии Махтумку...

Ресурсное состояние как профилактика эмоционального выгорания педагогов

«Настоящий мастер не тот, кто выжимает силы из своего организма до последней капли, а тот, кто, бережно его используя, доводит до совершенства». Какие мы, учителя, в начале учебного года? Какими мы становимся к окончанию учебного года? И как мы можем...

Фигурное стихотворение как средство выражения воображения автора

У каждого человека есть увлечения, которые ему нравятся. Кто- то играет на скрипке, кто-то занимается боксом, а мне нравится читать и сочинять фигурные стихи. Это увлекательное занятие. Эта «стихотворная игра» была известна ещё в глубокой древности, ...

Особенности Самарского зодчества XVI века

Только зная историю развития своего народа и родного края люди способны определить, что будет полезным для них и для общества в будущем. Самара прошла славный путь от сторожевой крепости-заслона времен кочевников до города-миллионера, крупного промыш...

Апории Зенона «Ахиллес и черепаха» и «Стрела». Каким философским проблемам посвящены эти апории?

В отрыве от истории, от её динамики, от развития мысли любые истины для современного человека были и останутся загадочными и сложными. Древнегреческая культура имеет всемирно-историческое значение. Поэтому её детали, дух, открытия и проблемы — как му...

Историко-революционная тематика в работах алтайских скульпторов ХХ века

Статья включает в себя историографический обзор развития жанра скульптура во второй половине ХХ века на Алтае. Определяется роль и значение скульптуры в изобразительном искусстве. Выявлены имена ведущих алтайских скульпторов, таких как Миронов П. Л.,...

Похожие статьи

Творчество Бабарахима Машраба

В статье прослеживается творческий путь Бабарахима Машраба, и на основе научных материалов освещён его вклад в развитие узбекской классической литературы, его жизненные убеждения. Он по духу был близок народу, поэтому в своих произведениях всегда под...

Ровесники эпохи. Специфика поэтической манеры А. Дементьева и Н. Добронравова

В статье рассмотрены и сопоставлены специфические манеры песенной поэзии А. Дементьева и Н. Добронравова как одних из самых ярких представителей поэтов-песенников. Современники, они по-разному отражали в своих произведениях одни и те же культурно-ист...

Одна из тайн природы – магнетизм

Экспериментирование занимает ведущее место в изучение окружающего мира ребенком – дошкольником. Оно служит прекрасным средством формирования полноценной, широкой и наполненной яркими, живыми образами картины мира, которая основана на собственных набл...

Особенности художественной деятельности музыканта-исполнителя

Современные данные социально-психологической науки позволяют снять налет таинственности с таких понятий, как «магия» исполнителя, «флюиды», «биотоки». Все эти явления «непостижимого магнетизма», «гипнотической силы» публичной формы общения можно объя...

О духовной чистоте в поэзии Махтумкули Фраги

Золотым веком туркменской литературы считается XVIII век. В этом столетии сформировалась и распространилась по всему миру туркменская национальная литература. Этот век подарил туркменской литературе Махтумкули. Вопросы, отображаемые в поэзии Махтумку...

Ресурсное состояние как профилактика эмоционального выгорания педагогов

«Настоящий мастер не тот, кто выжимает силы из своего организма до последней капли, а тот, кто, бережно его используя, доводит до совершенства». Какие мы, учителя, в начале учебного года? Какими мы становимся к окончанию учебного года? И как мы можем...

Фигурное стихотворение как средство выражения воображения автора

У каждого человека есть увлечения, которые ему нравятся. Кто- то играет на скрипке, кто-то занимается боксом, а мне нравится читать и сочинять фигурные стихи. Это увлекательное занятие. Эта «стихотворная игра» была известна ещё в глубокой древности, ...

Особенности Самарского зодчества XVI века

Только зная историю развития своего народа и родного края люди способны определить, что будет полезным для них и для общества в будущем. Самара прошла славный путь от сторожевой крепости-заслона времен кочевников до города-миллионера, крупного промыш...

Апории Зенона «Ахиллес и черепаха» и «Стрела». Каким философским проблемам посвящены эти апории?

В отрыве от истории, от её динамики, от развития мысли любые истины для современного человека были и останутся загадочными и сложными. Древнегреческая культура имеет всемирно-историческое значение. Поэтому её детали, дух, открытия и проблемы — как му...

Историко-революционная тематика в работах алтайских скульпторов ХХ века

Статья включает в себя историографический обзор развития жанра скульптура во второй половине ХХ века на Алтае. Определяется роль и значение скульптуры в изобразительном искусстве. Выявлены имена ведущих алтайских скульпторов, таких как Миронов П. Л.,...

Задать вопрос