Автоматизированный контроль некондиционных партий нефтепродуктов с визуализацией в системе диспетчерского контроля и управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 июня, печатный экземпляр отправим 18 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №16 (567) апрель 2025 г.

Дата публикации: 19.04.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Матенков, Д. С. Автоматизированный контроль некондиционных партий нефтепродуктов с визуализацией в системе диспетчерского контроля и управления / Д. С. Матенков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 16 (567). — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/archive/567/124364/ (дата обращения: 31.05.2025).



В статье автор предлагает способ повышения автоматизации контроля некондиционных партий нефтепродуктов в магистральных нефтепроводах.

Ключевые слова: некондиционные партии, магистральный нефтепровод, автоматизация, система диспетчерского контроля и управления.

Введение

Некондиционное качество нефти — это несоответствие сырья установленным стандартам. Критерии, по которым нефть может считаться некондиционной [1]:

  1. Повышенное содержание воды;
  2. Избыточное количество соединений серы;
  3. Превышение допустимого уровня солей;
  4. Наличие механических загрязнений;
  5. Примеси хлорорганических соединений.

На данный момент контроль за партиями с некондициями осуществляется вручную диспетчерским персоналом. Начиная с фиксации движения партии нефти с качеством, не отвечающим заданным стандартам, и до самой сдачи конечному потребителю. Магистральный трубопровод может иметь протяженность несколько тысяч километров, и быть в зоне ответственности нескольких районных диспетчерских пунктов, что не только привлекает к контролю нестандартной партии множество специалистов, но и значительно усложняет координацию этого процесса.

Компания, эксплуатирующая магистральные трубопроводы, заинтересована в повышении точности контроля не только за счёт автоматизации процессов, но и с целью обеспечения товарного качества нефти. Знание точного местоположения некондиционной партии позволяет, при наличии свободной ёмкости в резервуарах аварийного сброса, оперативно принять меры для корректировки её качества.

Предлагаемый метод

В рамках системы диспетчерского контроля и управления на мнемосхеме линейной части трубопровода [5] планируется внедрение модуля, обеспечивающего непрерывное отображение параметров некондиционной партии нефти.

В режиме реального времени будут визуализироваться координаты передней и задней границ партии, её характер (например, повышенное содержание серы, воды, механических примесей или хлорорганических соединений и т. п.), объем партии, массовая или объемная доля загрязняющего компонента (в процентах), а также, при необходимости, вероятная причина формирования данной партии. Помимо этого, будет прогнозироваться вероятное время подхода данной партии на контрольные пункты. В качестве контрольных пунктов могут выступать линейные задвижки, границы зон ответственности районных и территориальных диспетчерских пунктов, нефтеперекачивающие станции, места подключения отводов, а также конечные пункты [3].

Подсчет расчетного времени прибытия партии на контрольный пункт производится [2].

Внутренний диаметр трубопровода определяется по формуле:

(1)

где

Скорость партии в трубопроводе рассчитывается по формуле:

(2)

где

Расстояние между пунктами:

(3)

где

Время движения между контрольными пунктами по формуле:

(4)

Расчетное время подхода нестандартной партии на контрольный пункт:

(5)

где ,

Обновление параметров движения и местоположения партии осуществляется с заданной дискретностью (например, каждую минуту), что позволит учесть изменение скорости потока в течение времени.

Источники данных

  1. Стационарные приборы для измерения качества нефти:
    1. Влагомеры (содержание воды);
    2. Серомеры;
    3. Плотномеры;
    4. Анализаторы механических примесей;
  2. Ручной ввод данных от лабораторий (если анализ делается вручную);
  3. Данные расходомеров и датчиков давления (для расчёта скорости).

Принципиальная блок-схема представлена на рис. 1.

Блок-схема системы автоматизированного контроля некондиционных партий

Рис. 1. Блок-схема системы автоматизированного контроля некондиционных партий

Преимущества внедрения

Внедрение предлагаемого модуля позволит [4]:

  1. Повысить точность контроля за качеством транспортируемой нефти;
  2. Снизить количество задействованного персонала;
  3. Уменьшить время реакции на появление некондиционных партий;
  4. Повысить общую эффективность системы диспетчерского управления.

Заключение

Предложенный способ позволяет автоматизировать процесс отслеживания некондиционных партий нефти в режиме реального времени, интегрируя данные в систему диспетчерского управления. Это способствует оперативному принятию решений, минимизации потерь товарной продукции и повышению надёжности транспортировки. В дальнейшем возможна интеграция модуля с системой прогнозирования качества и интеллектуального управления потоками.

Литература:

  1. ГОСТ Р 51858–2002. Нефть. Общие технические условия. — М.: Стандартинформ, 2003. — 15 с.
  1. Губкин В. И., Ершов П. Ф. Транспорт нефти и нефтепродуктов: учебник для вузов. — М.: ГИОРД, 2018. — 416 с.
  2. Герасимов А. Н., Киселёв В. А. Системы диспетчерского управления на объектах магистрального транспорта. // Вестник УГНТУ. — 2020. — № 2(26). — С. 52–59.
  3. Поляков И. А., Васильев С. Н. Методы оценки и контроля качества нефти. — М.: Химия, 2021. — 272 с.
  4. Селезнёв Д. В., Макаров А. В. Применение SCADA-систем в нефтепроводной отрасли. // Нефть. Газ. Новые технологии для новых горизонтов. — 2021. — № 3. — С. 33–40.
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Ключевые слова

автоматизация, магистральный нефтепровод, некондиционные партии, система диспетчерского контроля и управления

Похожие статьи

Улучшение функционирования логистической системы перевозки нефтепродуктов на АЗС

В статье разработано улучшение функционирования логистической системы перевозки нефтепродуктов на АЗС на основе принципов интегрированной логистики.

Математические методы маршрутизации доставки светлых нефтепродуктов на АЗС

Статья посвящена анализу существующих математических методов маршрутизации мелкопартионных доставок грузов. Выделены наиболее перспективные математические методы, которые возможно использовать при решении задач маршрутизации доставки нефтепродуктов с...

Особенности транспортировки высоковязкой нефти в условиях эксплуатации «горячего» трубопровода

Статья посвящена вопросам обоснования решения задачи о повышении энергоэффективности системы «трубопровод — насосная станция» в случае горячей перекачки нефти, дана оценка трубопроводной системы Казахстана, перекачивающих высоковязкие нефти. Авторы п...

Формирование алгоритма автоматизации работы системы доставки нефтепродуктов на АЗС

Данная статья посвящена проблеме повышения эффективности системы доставки нефтепродуктов на автозаправочные станции внутри одного региона. Для этого в данной статье рассматривается существующая система доставки нефтепродуктов на АЗС. Выделяются инфор...

Анализ методов герметизации нефтепровода при проведении ремонтных работ в сложных условиях

В статье проведено обзорно-аналитическое сравнение актуальных методов и конструкций герметизации магистральных нефтепроводов при проведении ремонтных в сложных условиях. Дана оценка перспективам развития существующих методов в рамках рассматриваемой ...

Анализ современных методов мониторинга магистральных трубопроводов

В статье проанализированы методы мониторинга трассы магистральных трубопроводов Изучены особенности проведения мониторинга трасс магистральных трубопроводов. Рассмотрены возможности перспективных методов контроля за трубопроводами.

Методы технического диагностирования промысловых трубопроводов для оценки технического состояния

Техническое диагностирование промысловых трубопроводов позволяет дать объективную оценку их технического состояния и определить срок дальнейшей безопасной эксплуатации трубопровода. В статье рассмотрены методы контроля при техническом диагностировани...

Разработка структуры иерархической системы управления процесса подземного выщелачивания

Статья посвящена разработке структуры иерархической системы управления для добычи урана методом подземного выщелачивания. В данной научно-исследовательской работе была предложена структура иерархической системы распределения выщелачивающих растворов,...

Подходы к моделированию потребности автозаправочных станций в нефтепродуктах

Статья посвящена моделированию потребностей в нефтепродуктах на автозаправочных станциях. Была исследована неравномерность в потреблении светлых нефтепродуктов потребителями и построена модель, прогнозирующая потребности автозаправочных станций в кра...

Некоторые аспекты совершенствования транспортной системы нефтегазовой компании на основе интегрированного планирования

В статье проанализирована цепочка поставок типичной нефтегазовой компании на основе SCOR-модели (Supply Operations Reference model), признанной в качестве международного эталона. В ходе анализа выявлены разрывы в цепочке поставок, негативно отражающи...

Похожие статьи

Улучшение функционирования логистической системы перевозки нефтепродуктов на АЗС

В статье разработано улучшение функционирования логистической системы перевозки нефтепродуктов на АЗС на основе принципов интегрированной логистики.

Математические методы маршрутизации доставки светлых нефтепродуктов на АЗС

Статья посвящена анализу существующих математических методов маршрутизации мелкопартионных доставок грузов. Выделены наиболее перспективные математические методы, которые возможно использовать при решении задач маршрутизации доставки нефтепродуктов с...

Особенности транспортировки высоковязкой нефти в условиях эксплуатации «горячего» трубопровода

Статья посвящена вопросам обоснования решения задачи о повышении энергоэффективности системы «трубопровод — насосная станция» в случае горячей перекачки нефти, дана оценка трубопроводной системы Казахстана, перекачивающих высоковязкие нефти. Авторы п...

Формирование алгоритма автоматизации работы системы доставки нефтепродуктов на АЗС

Данная статья посвящена проблеме повышения эффективности системы доставки нефтепродуктов на автозаправочные станции внутри одного региона. Для этого в данной статье рассматривается существующая система доставки нефтепродуктов на АЗС. Выделяются инфор...

Анализ методов герметизации нефтепровода при проведении ремонтных работ в сложных условиях

В статье проведено обзорно-аналитическое сравнение актуальных методов и конструкций герметизации магистральных нефтепроводов при проведении ремонтных в сложных условиях. Дана оценка перспективам развития существующих методов в рамках рассматриваемой ...

Анализ современных методов мониторинга магистральных трубопроводов

В статье проанализированы методы мониторинга трассы магистральных трубопроводов Изучены особенности проведения мониторинга трасс магистральных трубопроводов. Рассмотрены возможности перспективных методов контроля за трубопроводами.

Методы технического диагностирования промысловых трубопроводов для оценки технического состояния

Техническое диагностирование промысловых трубопроводов позволяет дать объективную оценку их технического состояния и определить срок дальнейшей безопасной эксплуатации трубопровода. В статье рассмотрены методы контроля при техническом диагностировани...

Разработка структуры иерархической системы управления процесса подземного выщелачивания

Статья посвящена разработке структуры иерархической системы управления для добычи урана методом подземного выщелачивания. В данной научно-исследовательской работе была предложена структура иерархической системы распределения выщелачивающих растворов,...

Подходы к моделированию потребности автозаправочных станций в нефтепродуктах

Статья посвящена моделированию потребностей в нефтепродуктах на автозаправочных станциях. Была исследована неравномерность в потреблении светлых нефтепродуктов потребителями и построена модель, прогнозирующая потребности автозаправочных станций в кра...

Некоторые аспекты совершенствования транспортной системы нефтегазовой компании на основе интегрированного планирования

В статье проанализирована цепочка поставок типичной нефтегазовой компании на основе SCOR-модели (Supply Operations Reference model), признанной в качестве международного эталона. В ходе анализа выявлены разрывы в цепочке поставок, негативно отражающи...

Задать вопрос