В статье автор исследует каналы связи акцентуаций характера и склонности к девиантному поведению.
Ключевые слова: акцентуации, девиантное поведение, подростки.
В современном обществе, где девиантное поведение может иметь порой ужасающие, трагические последствия, становится невозможным оставить без внимания подростков, ведь данный возраст характеризуется подвижностью психических процессов, изменением поведения. Считается, что феномен акцентуаций характера находится в основе формирования такого поведения, более того, акцентуации диктуют определенные типы поведения [3]. Из вышеперечисленного следует: изучение данной темы позволит улучшить методы профилактики и коррекции девиантного поведения.
Г. С. Абрамова считает, что девиантное поведение — это «отклоняющееся поведение человека от общепринятых социальных норм в конкретном обществе, в основе которого лежат причины социального и психологического характера, приводящие к социально-психологической дезадаптации личности девианта» [1].
Е. Е. Терещенко отмечает, что отклонения в поведении подростков могут быть вызваны акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства [9]. Кроме того, М. Зиновьева отмечает, что акцентуации характера представляют особый интерес для психолого-педагогического анализа девиантного поведения [4]. Склонность к девиантному поведению связывается с акцентуациями характера.
Обзор литературы показывает, что акцентуация — это выделение, подчеркивание некоего свойства или признака на фоне прочих, его особенное развитие. В психологии — несколько преувеличенное, но в рамках психологической нормы развитие неких психологических черт или особенностей субъекта [8]. Акцентуации изучаются при помощи опросников, например, характерологического опросника Шмишека — Леонгарда, патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А. Е. Личко.
Согласно определению К. Леонгарда, являющегося одним из главных исследователей акцентуаций, акцентуация — это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. К. Леонгард связывает акцентуации с индивидуальными чертами личности. Так, для экстравертированного человека характерно проявление чисто внешней активности, не зависящей от мыслительных процессов, т е. значительно большая импульсивность поведения [6].
А. Е. Личко, также занимавшийся изучением акцентуаций, дает следующее определение: «Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим... [7]»
В связи с вышеперечисленным мы предполагаем, что для более эффективного выявления склонности к девиантному поведению имеет смысл изучать акцентуации характера у подростков.
Анализ литературы показал, что проблема взаимосвязи акцентуаций характера и склонности к девиантному поведению является недостаточно изученной в современной психологии, но работы в этом направлении ведутся. Так, К. Ю. Хохлова и Е. В. Голубничая выявили, подростки с какими акцентуациями чаще склонны к нарушению норм и правил [10]. С помощью методики «Склонность к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орел выяснилось, что склонны к девиантному поведению более всего подростки с циклоидным типом акцентуации характера (100 %), конформным типом (100 %) и неустойчивым типом (71,4 %).
Нельзя не отметить исследование А. И. Андреева, Г. Г. Вербиной, В. Г. Даниловой, Ю. А. Жирнова [2]. Исследуя взаимосвязи между формированием девиантного поведения и уровнем интеллекта и акцентуацией характера осужденных с помощью методики определения типа акцентуации характера (опросник Шмишека), они пришли к выводу о том, что особенно ярко выраженные акцентуации черт характера являются предпосылкой для формирования девиаций; индивиды с низким уровнем интеллекта и с ярко выраженными акцентуациями черт характера находятся в группе повышенного риска, они склонны к отклоняющемуся поведению; необходимо на ранних стадиях развития личности выявлять группу риска, предрасположенную к отклоняющемуся поведению, для того чтобы использовать профилактические меры воздействия на них.
Кроме того, И. А. Куренков также использовал тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонграрда и выяснил, что акцентуации характера влияют на формирование девиантного поведения подростков, так как у 98 % респондентов выявлен тот или иной тип акцентуации [5]. Чаще всего наблюдались гипертимные, демонстративные и возбудимые типы акцентуаций. И. А. Куренков подчеркивает, что при своевременных выявлении, коррекции и воспитательно-профилактической работе можно свести к минимуму отклонения в поведении и предотвратить развитие личности подростка в рамках девиации.
Таким образом, на основе проведенного анализа мы пришли к выводу о том, что гипотеза о взаимосвязи акцентуаций характера и девиантного поведения подтверждается в исследованиях некоторых авторов. По нашему мнению, в контексте данной проблемы очень важно работать с подростками, учитывая их индивидуальные особенности, в том числе и акцентуации, чтобы на основе них эффективно применять подходящий стиль воспитания, помочь выбрать им правильный жизненный путь.
Литература:
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. — Москва: АльмаМатер, 2010. — 702 с.
- Андреев А. И., Вербина Г. Г., Данилова В. Г., Жирнов Ю. А. Исследование взаимосвязи между формированием девиантного поведения и уровнем интеллекта и акцентуацией характера осужденных // Ведомости УИС. 2017. № 12 (187). — 8 с.
- Деветьярова, И. Н. Девиантное поведение подростков: анализ понятий // Вектор науки. 2019. № 3. 99–101 с.
- Зиновьева, М. Девиантное поведение детей и подростков как симптом психологического неблагополучия современной России / М. Зиновьева // Философия социал. коммуникаций. — 2011. — № 3. — С. 160–172.
- Куренков И. А. Влияние акцентуации характера на формирование девиантного поведения // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. — 3 с.
- Леонгард, К. Акцентуированные личности / пер. с нем. Н. Д. Ростов. М.: Феникс, 1997. 544 с.
- Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — СПб.: Речь, 2009. — 256 с.
- Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. М.: АСТ, Харвест, 1998. 544 с.
- Терещенко, Е. Е. Проблема девиантного поведения и пути её решения [Электронный ресурс] / Е. Е. Терещенко, Т. Н. Эрентраут // Психология XXI века: теория, практика, перспектива: материалы III международной научно-практической конференции 15–16 февраля 2013 г. — Прага: Vědecko
- Хохлова К. Ю., Голубничая Е. В. Взаимосвязь разных типов акцентуаций характера и склонности к девиантному поведению у подростков // Вестник науки. 2024. № 6 (75). — С. 1043–1053