В статье рассматриваются актуальные проблемы, с которыми сталкиваются таможенные органы при проведении контроля таможенной стоимости товаров. В условиях глобализации и роста международной торговли вопрос адекватной оценки стоимости товаров становится все более значимым для обеспечения эффективного таможенного регулирования. В статье рассматриваются предложения по улучшению контроля таможенной стоимости, включая необходимость повышения квалификации сотрудников таможенных органов, внедрение современных информационных технологий для анализа данных и более активное взаимодействие с бизнес-сообществом. Результаты исследования могут быть полезны как для специалистов в области таможенного дела, так и для научных работников, занимающихся вопросами международной торговли и таможенного регулирования. Статья подчеркивает важность комплексного подхода к решению проблем контроля таможенной стоимости для обеспечения справедливости и прозрачности в таможенных операциях.
Ключевые слова: таможенные органы, контроль, товары, экономика, бюджет, таможенная стоимость, ТК ЕАЭС, цена внутренней продажи товара, сумма прибыли, расходы, декларирование товара.
The article discusses the current problems faced by customs authorities when conducting customs value control of goods. In the context of globalization and growth of international trade, the issue of adequate valuation of goods is becoming increasingly important for ensuring effective customs regulation. The article discusses proposals for improving customs value control, including the need to improve the skills of customs officers, the introduction of modern information technologies for data analysis and more active interaction with the business community. The results of the study can be useful both for customs specialists and for researchers involved in international trade and customs regulation. The article emphasizes the importance of an integrated approach to solving customs value control problems to ensure fairness and transparency in customs operations.
Keywords: customs authorities, control, goods, economy, budget, customs value, EAEU Labor Code, domestic sale price of goods, amount of profit, expenses, declaration of goods.
Статья 23 Федерального закона № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет таможенную стоимость товаров следующим образом: «Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с главой 5 Кодекса Союза. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации. Таможенная стоимость товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации, определяется декларантом при декларировании товаров, за исключением случаев, если в соответствии с Кодексом Союза таможенная стоимость определяется таможенным органом». [3]
Порядок определения таможенной стоимости закрепляется в 5 главе ТК ЕАЭС. Исходя из положений вышеприведенной главы следует, что в совокупности существует 6 методов определения стоимости товаров. Первый метод — метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Этот метод основывается на фактической цене, уплаченной или подлежащей уплате за товары, которые ввозятся на территорию стран ЕАЭС. Этот метод является приоритетным среди других методов определения таможенной стоимости, так как он основывается на реальных рыночных данных и отражает фактические условия сделки, однако существуют и исключения, например, данный метод не может применяться в случаях, когда цена сделки не может быть установлена, например, при наличии значительных искажений в ценах или если сделка была заключена между взаимозависимыми сторонами, что может повлиять на цену.
Как справедливо замечают Д. М. Гончарова, А. С. Гусева и В. М. Михальченко: «судебная практика показывает, что в таможенном законодательстве присутствует ряд проблемный вопросов, связанных с определением таможенной стоимости. Нередко бывает, когда у декларанта по тем или иным причинам (временным или по сложившимся обстоятельствам) отсутствует возможность фактического наличия необходимых документов» [3].
В случаях, когда определить стоимость конкретного товара невозможно, применяется второй метод, а именно, метод по стоимости сделки с идентичными товарами. Под идентичным товаром в данном методе понимаются товары, которые имеют совпадающие как физические, так и технические характеристики. При использовании этого метода таможенные органы сравнивают цены идентичных товаров, чтобы определить адекватную таможенную стоимость для ввозимых товаров. Если цены на идентичные товары варьируются, то используется средняя цена или наиболее распространенная цена на рынке.
Третий метод — метод по стоимости сделки с однородными товарами. Этот метод применяется, когда невозможно установить стоимость сделки для конкретного товара, и позволяет использовать информацию о сделках с товарами, которые имеют схожие характеристики, но не являются идентичными. Что касается однородных товаров, то это товары, которые имеют схожие характеристики, но в отличии от идентичного метода, могут различаться в некоторых аспектах, например, страна происхождения товара или производитель.
А. А. Акимочев, рассматривая в своем исследовании вопросы определения таможенной стоимости, приводит общее определение понятия «контроль таможенной стоимости» следующим образом: «Под контролем таможенной стоимости товара понимают широкую совокупность мер, которые на практике реализуются таможенными органами и необходимы для обеспечения соблюдениях всех норм, указанных в таможенном законодательстве ЕАЭС и государств-членов. Эта деятельность особенно актуальна в современных экономических условиях и роль органов таможенной службы в данном случае в том, что они контролируют полноту и правильность исчисления таможенной стоимости, которая заявлена» [2]. Согласимся с мнением автора, что проверка таможенной стоимости товаров представляет собой деятельность, проводимую таможенными органами для обеспечения корректности определения и декларирования этой стоимости. Этот процесс включает в себя выбор и применение одного из шести методов, а также анализ структуры таможенной стоимости и соответствующих документальных подтверждений и других аспектов.
Говоря о конкретных проблемах, с которыми могут столкнуться сотрудники таможенных органов, необходимо выделить следующее: недостаток информации — часто таможенные органы сталкиваются с нехваткой необходимых данных для точного определения стоимости товаров, что затрудняет проверку. Завышение или занижение стоимости: Импортёры могут намеренно указывать неправильные данные о стоимости товаров, что приводит к недоимкам или переплатам налогов. Сложность методов оценки: Шесть методов оценки таможенной стоимости могут быть сложными для применения в некоторых случаях, особенно когда товары уникальны или имеют специфические характеристики. Документальные несоответствия: Неполные или некорректные документы, представляемые импортёрами, могут затруднить проверку и подтверждение таможенной стоимости. Разумеется, не стоит забывать и о возможных случаях коррупции, поскольку она подрывает эффективность контроля таможенной стоимости изнутри.
Исходя из приведенных проблем и нашего исследования, мы можем выделить некоторые пути решения вышеприведенных проблем, а именно: стандартизация методов оценки — разработка единых стандартов и методик оценки таможенной стоимости поможет снизить вероятность ошибок и несоответствий между разными таможенными службами. Дальнейшее улучшение существующей законодательной базы, это может выражаться в его упрощении, для устранения бумажной волокиты. Создание автоматизированных систем, позволяющих упростить обмен информацией между таможенными органами и импортёрами.
В заключение, проблемы, с которыми сталкиваются таможенные органы при контроле таможенной стоимости, являются многофакторными и требуют комплексного подхода к решению. Недостаток информации, сложности в оценке, коррупционные риски и неоднородность применения законодательства создают значительные препятствия для эффективного функционирования таможенной системы. Тем не менее, внедрение современных технологий, стандартизация методов оценки, обучение кадров и сотрудничество с международными организациями могут существенно повысить уровень контроля и прозрачности в этой области. Применение предложенных мер не только улучшит процесс оценки таможенной стоимости, но и создаст более справедливую и стабильную среду для бизнеса. Таким образом, решая существующие проблемы, таможенные органы смогут не только повысить свою эффективность, но и укрепить доверие со стороны участников внешнеэкономической деятельности, что в конечном итоге будет способствовать развитию экономики в целом.
Литература:
- Акимочев А. А. Особенности контроля таможенной стоимости на современном этапе // Образование и право. 2023. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kontrolya-tamozhennoy-stoimosti-na-sovremennom-etape (дата обращения: 10.03.2025).
- Гончарова Д. М., Гусева А. С., Михальченко В. М. Проблемы применения методов определения таможенной стоимости товаров // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 3–3 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-primeneniya-metodov-opredeleniya-tamozhennoy-stoimosti-tovarov (дата обращения: 10.03.2025).
- Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ // СПС Консультант Плюс // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения 10.03.2025).