Использование искусственного интеллекта в социальном управлении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 марта, печатный экземпляр отправим 2 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (561) март 2025 г.

Дата публикации: 10.03.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Гулакова, В. А. Использование искусственного интеллекта в социальном управлении / В. А. Гулакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 10 (561). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/archive/561/123231/ (дата обращения: 15.03.2025).



Статья посвящена анализу применения технологий искусственного интеллекта (далее — ИИ) в социальном управлении, выявлению основных преимуществ и вызовов, связанных с его внедрением, а также перспективам и стратегическому планированию использования ИИ в государственном управлении. Рассматриваются основные аспекты, включая автоматизацию административных процессов, повышение прозрачности, улучшение взаимодействия с гражданами и прогнозирование социально-экономических процессов. В статье также проанализированы правовые и этические вопросы, возникающие при внедрении ИИ, а также необходимость модернизации инфраструктуры и подготовки специалистов. Сделан акцент на важности разработки комплексной стратегии для успешной интеграции ИИ в социальное управление с учетом существующих вызовов и будущих возможностей.

Ключевые слова: искусственный интеллект, социальное управление, цифровая трансформация, автоматизация процессов, прогнозирование, правовые аспекты, этические вопросы, повышение прозрачности, модернизация инфраструктуры, государственное управление.

В условиях цифровой трансформации государства и общества искусственный интеллект становится неотъемлемой частью современных технологий, оказывающих значительное влияние на различные сферы жизни, включая социальное управление. В последние годы наблюдается активное внедрение ИИ в государственных структурах с целью повышения эффективности управления, оптимизации процессов принятия решений и улучшения взаимодействия с гражданами. В частности, ИИ способствует автоматизации административных процессов, прогнозированию социальных и экономических изменений, а также улучшению качества государственных услуг, что делает его важным инструментом для обеспечения цифровой зрелости госуправления. Однако использование ИИ в социальном управлении сопряжено с рядом вызовов, связанных с правовыми, этическими и социальными аспектами. Это делает тему исследования актуальной, поскольку требует разработки комплексных стратегий внедрения технологий, сбалансированных с требованиями общества и правовыми нормами.

Целью работы является выявление особенностей, которыми обладает процесс использования искусственного интеллекта в процессе социального управления.

Использование технологий искусственного интеллекта в социальном управлении требует не только технологических решений, но и серьезного теоретического обоснования. В основе применения ИИ в государственном управлении лежат несколько теоретических аспектов, которые обосновывают его влияние на социальные процессы, повышение эффективности управления и улучшение взаимодействия с гражданами.

Один из первых и ярких аспектов использования ИИ в социальном управлении — это автоматизация административных процессов. Исследования показывают, что ИИ помогает ускорить выполнение рутинных задач, таких как обработка заявок на социальные пособия, выдача государственных лицензий, регистрация граждан и других административных действий. Это сокращает временные затраты на выполнение процедур и минимизирует возможность человеческой ошибки.

Кроме того, ИИ способен интегрироваться с другими цифровыми инструментами, такими как электронные реестры и базы данных, улучшая координацию и взаимодействие различных государственных структур. Примером успешной автоматизации в социальном управлении является использование ИИ для оптимизации процессов выдачи государственных услуг, таких как регистрация документов, налоговая отчетность и многое другое. Это также способствует повышению прозрачности и снижению уровня коррупции в системе [1, с. 22–27].

Следующим аспектом внедрения ИИ в социальное управление является улучшение прозрачности и повышение уровня доверия граждан к государственным институтам. Алгоритмы ИИ способны автоматически отслеживать финансовые транзакции, выявлять аномалии и потенциально коррупционные схемы, что затрудняет сокрытие неправомерных действий [5, с. 151–152]. Вдобавок, использование ИИ для мониторинга исполнения бюджетных средств помогает обеспечить большую открытость и справедливость в распределении общественных ресурсов.

Внедрение технологий искусственного интеллекта (ИИ) в социальное управление представляет собой важный шаг в цифровой трансформации государственных структур. Эти технологии способны улучшить эффективность государственных служб, ускорить процессы принятия решений, а также повысить доступность и качество социальных услуг.

Однако с внедрением ИИ в государственное управление неизбежно возникают вопросы этического и правового характера. Во-первых, необходимо обеспечить защиту персональных данных граждан, учитывая, что ИИ обрабатывает большие массивы данных. Исследования показывают, что существует опасность утечек данных и их использования не по назначению, что создает угрозу для приватности граждан [3, с. 85–93].

Кроме того, при принятии решений на основе ИИ важен вопрос справедливости. Алгоритмы, на которых основаны многие системы ИИ, могут быть подвержены предвзятости, если они обучаются на данных, которые уже содержат определенные социальные или экономические искажения. Например, в области социальных пособий или правосудия использование ИИ может привести к ошибочному или несправедливому решению, если система неправильно интерпретирует данные [1, с. 22–27]. Этот аспект требует разработки четких этических норм и правовых стандартов, которые обеспечат справедливое и транспарентное использование ИИ в социальных и государственных процессах.

Для успешного внедрения ИИ в социальное управление важно разработать стратегию, которая включала бы комплекс мероприятий, направленных на использование технологий в различных сферах госуправления. Эта стратегия должна предусматривать следующие ключевые элементы:

  1. Интеграция ИИ в системы государственного управления. Включение ИИ в стратегическое планирование требует разработки комплексных систем, которые позволят государственным органам работать с данными, анализировать их в реальном времени и на основе полученных данных принимать эффективные решения [4, с. 260].
  2. Модернизация инфраструктуры. Для внедрения ИИ в управление необходимо модернизировать существующую инфраструктуру, обеспечить государственным органам современными платформами для хранения и обработки данных. Что включает в себя не только закупку оборудования, но и создание новых цифровых платформ для эффективного взаимодействия между государством и гражданами.
  3. Правовое регулирование. Важно создать правовую основу для применения ИИ, которая будет регулировать вопросы защиты данных, прозрачности алгоритмов и обеспечения справедливости в принятии решений. Прогнозирование и стратегия в контексте ИИ требуют тщательной проработки нормативных актов, которые будут регулировать использование технологий на всех уровнях государственного управления [3, с. 85–93].
  4. Обучение и подготовка кадров. Важно не только усовершенствовать инфраструктуру и внедрять новые технологии, но и подготовить кадры, которые смогут эффективно работать с ИИ. Что в свою очередь требует создания образовательных программ для подготовки специалистов в области искусственного интеллекта и цифровых технологий, которые будут работать в государственных органах и обеспечивать развитие цифровой экономики [1].

Таким образом внедрение искусственного интеллекта в социальное управление представляет собой перспективу для повышения эффективности, прозрачности и доступности государственных услуг. ИИ способен улучшить процессы автоматизации, улучшить взаимодействие с гражданами, а также обеспечить точное прогнозирование социально-экономических изменений. Однако для того, чтобы эти преимущества реализовались на практике, необходимо преодолеть ряд вызовов, включая правовые и этические вопросы, а также недостаток инфраструктуры и квалифицированных кадров.

Литература:

  1. Гатауллин А. Р. Искусственный интеллект в государственном управлении // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2024. — № 3–2 (90). — С. 22–27.
  2. Морхат П. М. Искусственный интеллект: правовой взгляд: монография / П. М. Морхат. — Москва, 2017. — 257 с.
  3. Полякова Т. А. Правовые вопросы использования технологий искусственного интеллекта в информационном обществе и в государственном управлении // Правовое государство: теория и практика. — 2024. — № 3 (77). — С. 85–93.
  4. Правовые и этические аспекты, связанные с разработкой и применением систем искусственного интеллекта и робототехники: история, современное состояние и перспективы развития: монография / В. В. Архипов, Г. Г. Камалова, В. Б. Наумов и др.; под общ. ред. В. Б. Наумова. — Санкт-Петербург: НП-Принт, 2020. — 260 с.
  5. Abdusharipovich S. S. Роль искусственного интеллекта в государственном управлении и перспективы его внедрения // International scientific and practical conference. — 2024. — С. 151–152.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное управление, искусственный интеллект, государственное управление, использование технологий, повышение прозрачности, улучшение взаимодействия, модернизация инфраструктуры, подготовка специалистов, принятие решений, цифровая трансформация.


Похожие статьи

Задать вопрос