Особенности продвижения ресторана славянской кухни в Казахстане на рынке общественного питания (на примере ресторана «Жили&Были») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 апреля, печатный экземпляр отправим 9 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №9 (560) февраль 2025 г.

Дата публикации: 01.03.2025

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Абдуллина, А. Р. Особенности продвижения ресторана славянской кухни в Казахстане на рынке общественного питания (на примере ресторана «Жили&Были») / А. Р. Абдуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 9 (560). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/archive/560/123083/ (дата обращения: 26.03.2025).



Продвижение ресторанов национальной кухни, в том числе славянской, приобретает все большую значимость на рынке общественного питания Казахстана. Интерес к этническим и культурным традициям других стран активно растет среди казахстанской аудитории, что делает такие рестораны популярными и привлекает внимание как местных жителей, так и туристов. В условиях растущей конкуренции ресторанам важно выделяться и правильно выстраивать свою маркетинговую стратегию, учитывая культурные особенности и предпочтения казахстанского потребителя.

Ресторан славянской кухни, например «Жили&Были», может стать связующим звеном между традициями славянской культуры и современным обществом Казахстана. Актуальность темы также связана с необходимостью адаптировать методы продвижения с учетом специфики рынка Казахстана, где такие факторы, как культурное многообразие и уникальные вкусовые предпочтения населения, требуют особого подхода к маркетингу и позиционированию ресторана на рынке.

Оборот казахстанского рынка общественного питания по итогам января — октября 2023 г. вырос на 26,5 % (до 883,2 млрд тенге). Эксперты российской компании INFOLine спрогнозировали, что по итогам года он достигнет 1,1 трлн тенге.

Среди форматов на рынке общепита в Казахстане большую часть занимает фастфуд (28,9 %). Затем идут кофейни полного производства с долей в 18,3 %, casual dining (рестораны с оформлением премиум-класса и демократичными ценами) — 17,7 %, fast casual (нечто среднее между рестораном и фастфудом) — 11,7 %, кофейни grab&go («хватай и беги») — 7,4 %, на остальные сегменты приходится 16 %.

Активнее всего рынок общепита развивается в Алма-Ате, Астане и Атырауской области: на эти регионы приходится около 60 % общего оборота в отрасли и около половины всех заведений. За 2023 г. их число выросло на 10 %.

Эксперты подсчитали, что на 20 лидеров отрасли приходится 50 % всех сетей общественного питания страны. Местные бренды общественного питания занимают 81 % рынка, российские («Додо Пицца», Coffee Like, «Мята Lounge» и др.) — 10 %, остальная часть приходится на другие страны.

По состоянию на конец 2023 г. у 78 % сетей Казахстана есть доставка блюд. Крупнейшими агрегаторами на казахстанском рынке доставки являются отечественный Chocofood.kz, а также три международных агрегатора: Glovo (Испания), Wolt (Финляндия) и «Яндекс Еда» (Россия). В основном география доставки сервисов покрывает Астану и Алма-Ату (на 62 и 80 % соответственно). Аналитики отметили, что доставка из ресторанов слабо представлена в областях, такой тренд в Казахстане только зарождается.

Продвижение ресторана славянской кухни на казахстанском рынке общественного питания требует учета как культурных, так и потребительских особенностей страны. Славянская кухня имеет свои уникальные вкусовые традиции, которые могут быть интересны казахстанским потребителям благодаря историческим и культурным связям между Казахстаном и странами славянского региона. Однако для успешного продвижения важно адаптировать подходы к маркетингу с учетом местных особенностей и предпочтений.

Основными целями рекламы заведений общепита выступают информирование потребителей о событиях и нововведениях, происходящих в заведении, и представление посетителям новых блюд.

Предприятия общественного питания для продвижения своих услуг используют различные виды рекламы:

— социальные сети (популярный способ рекламы, где рестораны показывают блюда, интерьеры и акции, а также взаимодействуют с клиентами);

— гастрономические сайты и приложения, в частности TripAdvisor, Zomato, Яндекс.Еда (здесь размещаются отзывы, рейтинги и подробная информация о ресторане);

— контекстную и таргетированную рекламу в интернете (позволяет привлекать клиентов по ключевым запросам или через сегментированные объявления).

Также весьма широкое распространение в сфере общественного питания получил PR, или паблисити. Его сущностным предназначением выступает формирование определенного имиджа заведения общепита и создание благоприятного (соответствующего) мнения о нем в глазах значимого бизнес-окружения. Инструментарий данного метода достаточно разнообразен, начиная от публикаций в прессе и заканчивая прямым лоббированием заведения и организацией промоушен-акций. PR-деятельность помогает улучшить репутацию и создать положительный имидж.

Для построения программы продвижения ресторана славянской кухни «Жили&Были» были взяты данные из проведенного ранее опроса потребителей и данные анализа текущей маркетинговой активности ресторана. Перед рестораном стоит задача разработать и внедрить программу продвижения, которая будет актуальна на современном рынке и будет учитывать культурные особенности страны и особенности продвижения организации общественного питания. Программа продвижения будет включать в себя три основных пункта понятия продвижения (реклама, PR, стимулирование сбыта), а также формирование условий концепции франшизы и сайта.

Основная задача продвижения — привлечь новых гостей, сформировать лояльность и увеличить частоту посещений.

При формировании программы продвижения необходимо понимать целевую аудиторию ресторана, цель каждого канала продвижения и пути реализации программы.

Основные направления программы продвижения ресторана славянской кухни «Жили&Были» выделены на рисунке 1.

Основные направления программы продвижения ресторана «Жили&Были»

Рис. 1. Основные направления программы продвижения ресторана «Жили&Были»

Источник: составлено автором.

Таким образом, комплексный подход к продвижению, сочетающий рекламные, PR- и сбытовые инструменты, обеспечит ресторану «Жили&Были» устойчивый рост клиентской базы и увеличение прибыли. Грамотная реализация стратегии позволит не только укрепить позиционирование ресторана как места с качественной кухней, комфортной атмосферой и высоким уровнем сервиса, но и создать сообщество лояльных клиентов, для которых «Жили&Были» станет любимым местом для встреч и отдыха.

Литература:

  1. Бисенгалиева, А. К. Концепция многонациональной кухни в системе модернизации общественного питания Казахстана / А. К. Бисенгалиева // ResearchGate. — URL: https://www.researchgate.net/publication/353927301_Concept_of_multinational_cuisine_in_the_public_catering_modernization_system_of_Kazakhstan (дата обращения: 01.10.2024).
  2. Сатпаева, Д. Ресторанный бизнес в Казахстане: проблемы и преимущества / Д. Сатпаева // Restoranoff. — URL: https://restoranoff.ru/trends/conjuncture/restorannyy-biznes-v-kazakhstane-problemy-i-preimushchestva-/ (дата обращения: 01.10.2024).
  3. Жили & Были. Ресторан славянской кухни. ТРК Forum // 2GIS. — URL: https://2gis.kz/almaty/firm/70000001067270509 (дата обращения: 01.10.2024).
  4. Главные заповеди успешного ресторана/кафе // OZ Agency. — URL: https://oz-agency.kz/blog/post/glavnie-zapovedi-uspeshnogo-restorana-kafe (дата обращения: 01.10.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): общественное питание, славянская кухня, ресторан, Казахстан, Алма-Ата, казахстанский рынок, основное направление программы продвижения ресторана, позиционирование ресторана, программа продвижения, рынок общепита.


Похожие статьи

Задать вопрос