На обложке изображен Юймин Бэй (1917–2019), американский архитектор китайского
происхождения.
Юймин Бэй родился в Гуанчжоу (тогда
Кантон) в семье банкира, возглавлявшего Центральный банк Китая. По
окончании школы и колледжа Бэй уехал в США и поступил в архитектурную
школу при Пенсильванском университете, но быстро перевёлся в Массачусетский
технологический институт. После выпуска он поступил в Гарвардскую высшую школу
дизайна при Гарвардском университете. В 1948 году его нанял нью-йоркский девелопер
Уильям Зекендорф, на которого Бэй продолжал работать в течение семи лет,
пока в 1955 году не открыл свою собственную фирму.
Разработка проекта Президентской
библиотеки-музея Джона Ф. Кеннеди в Бостоне стала первой крупной работой
малоизвестного тогда архитектора Юймин Бэя. Его концепт более всего впечатлил
миссис Кеннеди, что и стало решающим при выборе победителя конкурса,
в котором он обошел именитых и известных дизайнеров. Так в Бостоне
появилось великолепное здание и уникальное хранилище крупнейшей в мире
экспозиции документов и вещей Джона Кеннеди.
Одним из самых ярких проектов,
характеризующих творчество Бэя, стал проект Зала славы рок-н-ролла (Rock &
Roll Hall of Fame) в Кливленде, который чаще называют рок-холлом. Это
строение — прекрасный пример музейной архитектуры, отражающий пристрастие
автора к простым, но выразительным формам. Модернистский проект Бэя, как
всегда, был полон динамичных угловых форм, которые как нельзя лучше передают
энергию популярной музыки, взбудоражившей молодежь Америки в середине
1950-х годов. Смелость и резкость ритмов рок-н-ролла выражена и в
стеклянной пирамиде, и в массивной башне, покрытой черепицей, которые связаны
мостом с объектом, похожим на цилиндр, поддерживаемый большой колонной.
Все эти футуристические объемные галереи и переходы обеспечивают комплекс
достаточным количеством выставочных площадей, вестибюлей, сувенирных лавок
и атмосферных кафе.
Несмотря на то что Юймин Бэй вместе
с родителями уехал в Соединенные Штаты, где и получил
образование, он гордился своим китайским происхождением. Поэтому неудивительно,
что одно из его грандиозных архитектурных творений появилось и на родной
земле. В свое время впечатляющая высотка Bank of China Tower (1990 год)
была самым высоким небоскребом за пределами США. Здание банка взметнулось ввысь
на 367 метров. Самое узнаваемое здание Гонконга стало украшением деловой части
города и характерной достопримечательностью, хотя без противостояния не
обошлось. Мастера фэн-шуя раскритиковали форму здания и его расположение,
требуя убрать объект, чтобы он не привлекал беду, но внесенные автором
изменения в проект немного умерили их пыл.
Не менее горячие споры вызвал и самый
нашумевший проект Юймин Бэя — стеклянная пирамида в Лувре. Когда
Франсуа Миттеран в 1981 году был избран президентом Франции, он обнародовал
амбициозный план различных строительных проектов, одним из которых стала
реконструкция Лувра. Она была поручена Юймин Бэю, к тому времени
прославившемуся впечатляющими проектами музеев. Учитывая, какие кардинальные
изменения планировалось внести, неудивительно, что общественность и критики
делали все возможное, чтобы предотвратить реконструкцию. Волна недовольства
прокатилась по всей стране, тем не менее работы не остановились. Центральный
вход Лувра не справлялся с потоком туристов, и нужно было строить
новый, к тому же Лувр требовал расширения экспозиционных площадей.
Пирамида справилась со всеми проблемами: музей модернизировался и расширился,
а вход под пирамидой обеспечивал прямой доступ к галереям в каждом
из трех крыльев музея.
Такое видение нового объекта архитектор
объяснял данью уважения к утонченной геометрии работ французского
ландшафтного архитектора Андре Ле Нотра, спроектировавшего королевские сады
и парки в Версале. Бэй находил пирамидальную форму наиболее
подходящей и вполне «совместимой с архитектурой Лувра, особенно
с гранеными плоскостями его крыш».
Витиеватые очертания древней исламской
архитектуры и логика модернистского дизайна органично переплелись еще
в одном завораживающем проекте Юймин Бэя — Музее исламского искусства
(The Museum of Islamic Art) в Дохе. Эффектно подчеркнутый водами
Персидского залива, музей превратился в произведение искусства. Власти страны
сразу предложили 91-летнему гениальному зодчему разработать дизайн нового
культурного объекта. Несмотря на возраст и тот факт, что Бэй давно отошел
от активных разработок дизайн-проектов, он отправился в путешествие по
мусульманским странам, чтобы найти точки соприкосновения вековой истории
и современности, традиции исламской архитектуры и модерна. В итоге
архитектор настоял на создании искусственного острова для строительства, «чтобы
сохранять изолированную монументальность музея». Это пожелание было исполнено,
и, как показало время, Юймин Бэй оказался прав. Музей, окруженный водой,
и городской парк, разбитый рядом с ним, превратились в самую
популярную достопримечательность столицы Катара.
За свою долгую жизнь и длинный
творческий путь Бэй получил множество премий и наград, среди которых
самыми значимыми являются Золотая медаль Американского института архитекторов; Притцкеровская
архитектурная премия; Императорская премия Японии за 1993 год; премия за
творческие достижения от Национального музея дизайна Купера-Хьюитта и премия
Смитсоновского музея дизайна за 2003 год.
26 апреля 2017 года Бэй отпраздновал свое
столетие, а через два с небольшим года мирно скончался в Нью-Йорке.