Важнейшей составляющей правового статуса государственных гражданских служащих является право на социальную защиту. Нормативное регулирование государственной гражданской службы и социальной защиты служащих — это относительно новый институт в российском законодательстве, требующий дальнейшего совершенствования и развития.
Ключевые слова: государственная служба, государственная гражданская служба, государственный гражданский служащий, социальная защита, социальная защищенность, гарантии.
При выборе работы в государственных структурах служащие мотивируют свой выбор, во-первых, стремлением самореализации в управленческой сфере и, во-вторых, занятием достойного места в обществе [5]. В связи с этим социальную защиту государственных служащих нельзя ограничивать их материальным обеспечением, а браться в расчёт должна также их психология, самоуважение и признание коллегами, начальством и обществом в целом [7]. Для этого необходимо, во-первых, законодательное оформление всех привилегий. Во-вторых, обеспечение общеизвестности этих привилегий. И, в-третьих, контроль за их соблюдением должен быть действенным и гласным [5; 8].
Также между социальной защитой государственных служащих и социальной защитой другого трудоспособного населения существует следующее принципиальное отличие: гражданин, занятый в гражданских структурах, работает «на себя», а государственный служащий помимо того, что продаёт свой труд, ещё и отчуждает себя в профессии в процессе исполнения воли государства, а не своей собственной воли [6]. При этом, по сравнению с другими гражданами, помимо ограничения его конституционных прав, ограничиваются его личные права и свободы, которые требуют социальной компенсации [3; 8].
В связи со всем вышесказанным в состав социальной защиты государственных служащих входит комплекс мер, которые, во-первых, компенсируют ограничения, объективно обусловленные характером деятельности; во-вторых, реализуют социальные ожидания работника, лежащие в основе его профессионального выбора; в-третьих, нейтрализуют факторы, препятствующие эффективной служебной деятельности данного лица [6].
Помимо законодательно закреплённых ограничений, на государственной службе бывают перегрузки, возникающие из-за ненормированного характера труда, то есть из-за занятости во внеслужебное время и жесткости требований, которые предъявляются в административной иерархии [9]. В связи с этим компенсационные меры социальной защиты, помимо установления надбавок за напряжённость работы, устанавливают также льготы на медицинское обслуживание, государственное страхование, дополнительные отпуска, льготное пенсионное обеспечение и т. д. [7].
В соответствии со статьёй 29 Закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ: «На всех сотрудников полиции распространяется обязательное государственное личное страхование за счёт средств соответствующих бюджетов, а также средств специальных фондов, основой формирования которых служат договоры от министерств, ведомств, организаций, учреждений и предприятий» [1].
«В случае гибели сотрудника полиции, наступившей по причине осуществления им служебной деятельности, либо его смерти не позднее одного года с момента увольнения со службы, наступившей в связи с ранением (контузией), заболеванием, полученными во время службы, семье погибшего (умершего) и его иждивенцам положена выплата единовременного пособия размером в десятилетнее денежное содержание погибшего (умершего), выплачиваемая из соответствующего бюджета с взысканием в будущем данной денежной суммы с виновных лиц.
При получении сотрудником полиции телесных повреждений при осуществлении служебной деятельности, которые привели к невозможности дальнейшего прохождения службы, ему положена компенсация в виде единовременного пособия размером с пятилетнее денежное содержание, выплачиваемая из соответствующего бюджета с взысканием в будущем данной денежной суммы с виновных лиц.
В случае получения увечья или какого-либо другого повреждения здоровья по причине осуществления им служебной деятельности сотруднику полиции полагается компенсация в размере, превышающем размер назначенной пенсии по основаниям, указанным в настоящей статье, которая выплачивается из средств соответствующего бюджета либо средств министерств, ведомств, организаций, учреждений и предприятий, заключивших с полицией договоры.
Ущерб, который был причинён близким сотрудника полиции или его имуществу в связи с его служебной деятельностью, подлежит возмещению в полном объёме и выплачивается из соответствующего бюджета с взысканием в будущем данной денежной суммы с виновных лиц» [1].
Социальная защита государственного служащего в виде льгот возрастает по мере вертикального роста данного служащего [7]. Также в состав средств социальной защиты государственных служащих входит нейтрализация факторов, которые препятствуют эффективной служебной деятельности. Деятельность по нейтрализации факторов выражается, в первую очередь, в работе, направленной на сближение частных интересов служащих с интересами службы; в защите от неправомерных действий вышестоящих руководителей; в обеспечении гигиены труда; в способствовании обеспечению транспортом и связью, решению жилищных проблем, вопросов воспитания и обучения детей и других бытовых проблем [6].
Реализация социальной защиты государственных служащих происходит посредством законодательного закрепления защитных мер на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации [4; 8].
Статьёй 15 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственный служащий наделяется следующими гарантиями: условиями работы, благодаря которым он может исполнять свои должностные обязанности в полной мере; денежным содержанием и другими выплатами, положенными ему на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ; медицинским обслуживанием его самого и членов его семьи, в том числе сохранением за ним этого права при выходе на пенсию; ежегодным оплачиваемым отпуском; переподготовкой (переквалификацией) и повышением квалификации при условии сохранения денежного содержания на этот период; обязательностью получения его согласия в случае необходимости его перевода на другую государственную должность (исключение составляют случаи, предусмотренные федеральным законом); пенсионным обеспечением, назначаемым за выслугу лет, а также пенсионным обеспечением членов его семьи в случае его смерти, наступившей из-за исполнения им должностных обязанностей; обязательным государственным страхованием на случай причинения вреда здоровью и имуществу из-за исполнения им должностных обязанностей; обязательным государственным социальным страхованием на случай заболевания или потери трудоспособности при прохождении им государственной службы; защитой его и членов его семьи от угроз, насилия и иных неправомерных действий, возникших из-за исполнения им его должностных обязанностей, в порядке, установленном федеральным законом [2].
Государственный служащий в зависимости от условий прохождения им службы имеет право на получение в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов федерации, жилой площади, служебного транспорта или денежной компенсации транспортных расходов [6]. Государственный служащий на основании нормативных правовых актов РФ и нормативных правовых актов субъектов РФ имеет право на возмещение расходов и предоставление иных компенсаций при приёме на государственную службу, при переводе на государственную должность в другой государственный орган, в связи со служебными командировками, в случае направления на государственную службу в другую местность, а также на возмещение связанных с этим транспортных расходов и расходов на оплату жилья [6; 8].
Литература:
- Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
- Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. и доп.).
- Бородин С. В., Ковалев И. В. Социальная защита государственных служащих: проблемы и перспективы. — Москва: Юристъ, 2019.
- Куликов Г. А., Тарасов П. М. Государственная служба: правовые и социальные аспекты. — Санкт-Петербург: Питер, 2021.
- Государственная политика в области социальной защиты: учебное пособие / под ред. В. И. Попова. — Москва: Проспект, 2020.
- Гришин А. С. Особенности регулирования труда государственных служащих в Российской Федерации // Журнал российского права. — 2022. — № 5. — С. 45–57.