Инновационная технология «Утренний и вечерний круг» в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 июня, печатный экземпляр отправим 18 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (554) январь 2025 г.

Дата публикации: 19.01.2025

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Галишина, С. В. Инновационная технология «Утренний и вечерний круг» в ДОУ / С. В. Галишина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 3 (554). — С. 393-395. — URL: https://moluch.ru/archive/554/121747/ (дата обращения: 01.06.2025).



Дошкольный возраст — это период, когда дети активно развивают свои навыки общения, учатся взаимодействовать с окружающими и строить социальные связи. В этом возрасте технологии, направленные на развитие коммуникации, играют важную роль. [1] Одной из таких технологий является «Утренний и вечерний круг», которая не только способствует улучшению взаимодействия между детьми, но и помогает формировать их эмоциональную и социальную компетентность; воспитывает уважение и интерес к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям; способствует установлению доверительных отношений между детьми и взрослыми; развивает речь и коммуникативные умения, учит высказывать суждения, аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения, выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично, внимательно слушать и проявлять конструктивное отношение к мнению других; помогает планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, т. е. в развитии у детей ключевых компетентностей. [2]

Технология «Утренний и вечерний круг» включает в себя групповой сбор, проводимый в начале и конце дня. [3] Во время утреннего круга педагоги и дети собираются в круг, чтобы обсудить планы на день, поделиться своими чувствами и впечатлениями, обменяться новостям и договориться о совместных правилах группы. Дети могут задавать вопросы и предлагать идеи для предстоящих активностей. Это помогает формировать навыки уважительного общения и активного слушания. Вечерний круг предоставляет возможность подвести итоги дня, обсудить завершенные активности, поделиться впечатлениями и выразить благодарность друг другу. Это время для рефлексии и анализа прошедшего дня, что способствует развитию критического мышления и самооценки. Во время вечернего круга педагоги могут предоставить детям возможность высказать свои мнения о том, что им понравилось, а что хотелось бы изменить. Обратная связь формирует у детей ответственное отношение к своему окружению.

«Утренний круг» [4], как правило, проводится в утреннее время и начинается с приветствия и создания комфортной атмосферы для общения. В младшем дошкольном возрасте он длится от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут. Цель данной технологии: создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным. [5]

Как и любая образовательная деятельность в ДОО, утренний круг имеет несколько этапов, которые могут меняться в зависимости от поставленных задач. Рассмотрим каждый из них более подробно.

1. Позывные

Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга. Это может быть веселая музыка, звон колокольчика, речёвка, эстафета волшебного клубочка…

2. Приветствие

Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера.

3. Обмен новостями

Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными».

4. Игра

Дыхательная или пальчиковая гимнастика.

5. Игры по теме дня

Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Также это может быть презентация какой-либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родителем, либо дидактическая игра по теме недели.

6. Составление плана дня. Календарь дел.

Выбор центра активности

Этот этап направлен на расширение информации о теме дня, тематической неделе, плавный переход к непосредственно-образовательной деятельности.

Проведение круга требует от педагога проявлений творчества и креативности, для этого можно использовать приветственные игры и ритуалы, которые помогают детям чувствовать себя частью группы. Это создает чувство безопасности и принадлежности. Непринужденная обстановка, свободное расположение участников, возможность видеть каждого и сидеть рядом с тем, с кем приятнее, способствуют созданию атмосферы доверия и открытости. [6] Для дошкольников «Утренний круг» это прежде всего возможность побыть вместе (что немало важно для застенчивых детей), рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь. Воспитателям он дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. [7]

Чтобы эффективно использовать технологию «Утренний и вечерний круг», педагогам следует учитывать несколько ключевых моментов:

  1. Создание комфортной атмосферы: Обратите внимание на физическое пространство. Убедитесь, что место для кружка удобно и приятно. Используйте уютные элементы — мягкие коврики, подушки, чтобы дети чувствовали себя расслаблено и безопасно.
  2. Использование игр и активностей: Включайте игровые элементы и активные методы, чтобы стимулировать интерес детей. Используйте музыкальные инструменты, мяч или другие вспомогательные материалы для создания динамичной и увлекательной среды.
  3. Работа над эмоциями: Позаботьтесь о том, чтобы каждый ребенок имел возможность выразить свои эмоции. Вы можете использовать специальные карточки с изображениями эмоций или мягкие игрушки для обсуждения настроения.
  4. Постоянное улучшение: Педагоги должны быть готовы к изменениям, адаптировать форматы встреч и обсуждаемых тем в зависимости от потребностей и интересов детей. Адаптация поможет поддерживать актуальность и интерес к кругам.
  5. Обратная связь с родителями: Регулярно информируйте родителей о результатах кругов и их значимости для развития детей. Включите их в процесс, чтобы они могли продолжать эту практику дома.

Технология «Утренний и вечерний круг» предполагает взаимодействие, объединение детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, обеспечивая им позицию полноправных субъектов этой деятельности и учитывает психологические особенности дошкольного возраста. [8] Дети в этом возрасте продолжают учиться понимать и выражать свои эмоции, развивают социальные отношения. Круги помогают создавать безопасную среду, которая способствует открытию и восприятию чувств, играют важную роль в развитии как психологических, так и социальных аспектов детей дошкольного возраста. [9] Они создают благоприятные условия для формирования эмоционально зрелых, социально ответственных и активных личностей, готовых к взаимодействию в обществе. Создание комфортной и поддерживающей среды в рамках этих кругов способствует гармоничному развитию ребенка. Уделяя внимание как психологическим, так и социальным аспектам, педагоги могут создать более целостный и эффективный образовательный процесс, который будет способствовать всестороннему развитию детей. [10]

Технология «Утренний и вечерний круг», известная еще из трудов Марии Монтессори, в современных реалиях не потеряла своей актуальности и становится мощным инструментом для развития коммуникации у детей дошкольного возраста. Она не только создает условия для безопасного обмена эмоциями и мыслями, но и формирует фундаментальные навыки взаимодействия и социализации. Через систему кругов дети учатся взаимопониманию, эмпатии и ответственности, что в конечном итоге способствует их успешной адаптации в дальнейшем обучении и жизни в обществе.

Литература:

  1. Виханский, О. С., & Науменко, Л. В. (2018). Технологии воспитания в дошкольном образовании. Москва: Академия.
  2. Кожевникова, Л. И. (2021). Методы и технологии в развитии эмоционального интеллекта у дошкольников. Журнал психолого-педагогических исследований, (3), 45–50.
  3. Стороженко, И. Н. (2020). Развитие группы через технологию круглого стола. Дошкольное образование, (2), 60–65.
  4. Иванова, Н. С. Технология группового сбора как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 30. — С. 586–590.
  5. Лурия, А. Р., & Павлова, Л. Ф. (2016). Эмоциональный интеллект: теория и практика в обучении детей. Новосибирск: Сибирское университетское издательство.
  6. Минченко, Н. В. (2018). Развитие коммуникационных навыков у детей через групповую деятельность. Психология и образование, (1), 14–19.
  7. Сизова, И. Г. (2019). Социальное взаимодействие в условиях дошкольного образования. Екатеринбург: УрО РАН.
  8. Эльконин, Д. Б. (2014). Игровая деятельность как основа развития личности ребенка. Москва: Педагогика.
  9. Петрова, Т. А. (2017). Социальная компетентность детей дошкольного возраста. Москва: Издательство «Просвещение».
  10. Ягодина, Т. С., & Куропаткина, И. В. (2016). Психология детского развития: От рождения до школьного возраста. Ростов-на-Дону: Феникс.
Основные термины (генерируются автоматически): вечерний круг, ребенок, дошкольный возраст, утренний круг, возможность, интерес детей, комфортная атмосфера, обратная связь, педагог, развитие коммуникации.


Задать вопрос