Дошкольный возраст — это период, когда дети активно развивают свои навыки общения, учатся взаимодействовать с окружающими и строить социальные связи. В этом возрасте технологии, направленные на развитие коммуникации, играют важную роль. [1] Одной из таких технологий является «Утренний и вечерний круг», которая не только способствует улучшению взаимодействия между детьми, но и помогает формировать их эмоциональную и социальную компетентность; воспитывает уважение и интерес к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям; способствует установлению доверительных отношений между детьми и взрослыми; развивает речь и коммуникативные умения, учит высказывать суждения, аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения, выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично, внимательно слушать и проявлять конструктивное отношение к мнению других; помогает планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, т. е. в развитии у детей ключевых компетентностей. [2]
Технология «Утренний и вечерний круг» включает в себя групповой сбор, проводимый в начале и конце дня. [3] Во время утреннего круга педагоги и дети собираются в круг, чтобы обсудить планы на день, поделиться своими чувствами и впечатлениями, обменяться новостям и договориться о совместных правилах группы. Дети могут задавать вопросы и предлагать идеи для предстоящих активностей. Это помогает формировать навыки уважительного общения и активного слушания. Вечерний круг предоставляет возможность подвести итоги дня, обсудить завершенные активности, поделиться впечатлениями и выразить благодарность друг другу. Это время для рефлексии и анализа прошедшего дня, что способствует развитию критического мышления и самооценки. Во время вечернего круга педагоги могут предоставить детям возможность высказать свои мнения о том, что им понравилось, а что хотелось бы изменить. Обратная связь формирует у детей ответственное отношение к своему окружению.
«Утренний круг» [4], как правило, проводится в утреннее время и начинается с приветствия и создания комфортной атмосферы для общения. В младшем дошкольном возрасте он длится от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут. Цель данной технологии: создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным. [5]
Как и любая образовательная деятельность в ДОО, утренний круг имеет несколько этапов, которые могут меняться в зависимости от поставленных задач. Рассмотрим каждый из них более подробно.
1. Позывные
Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга. Это может быть веселая музыка, звон колокольчика, речёвка, эстафета волшебного клубочка…
2. Приветствие
Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера.
3. Обмен новостями
Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными».
4. Игра
Дыхательная или пальчиковая гимнастика.
5. Игры по теме дня
Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Также это может быть презентация какой-либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родителем, либо дидактическая игра по теме недели.
6. Составление плана дня. Календарь дел.
Выбор центра активности
Этот этап направлен на расширение информации о теме дня, тематической неделе, плавный переход к непосредственно-образовательной деятельности.
Проведение круга требует от педагога проявлений творчества и креативности, для этого можно использовать приветственные игры и ритуалы, которые помогают детям чувствовать себя частью группы. Это создает чувство безопасности и принадлежности. Непринужденная обстановка, свободное расположение участников, возможность видеть каждого и сидеть рядом с тем, с кем приятнее, способствуют созданию атмосферы доверия и открытости. [6] Для дошкольников «Утренний круг» это прежде всего возможность побыть вместе (что немало важно для застенчивых детей), рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь. Воспитателям он дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. [7]
Чтобы эффективно использовать технологию «Утренний и вечерний круг», педагогам следует учитывать несколько ключевых моментов:
- Создание комфортной атмосферы: Обратите внимание на физическое пространство. Убедитесь, что место для кружка удобно и приятно. Используйте уютные элементы — мягкие коврики, подушки, чтобы дети чувствовали себя расслаблено и безопасно.
- Использование игр и активностей: Включайте игровые элементы и активные методы, чтобы стимулировать интерес детей. Используйте музыкальные инструменты, мяч или другие вспомогательные материалы для создания динамичной и увлекательной среды.
- Работа над эмоциями: Позаботьтесь о том, чтобы каждый ребенок имел возможность выразить свои эмоции. Вы можете использовать специальные карточки с изображениями эмоций или мягкие игрушки для обсуждения настроения.
- Постоянное улучшение: Педагоги должны быть готовы к изменениям, адаптировать форматы встреч и обсуждаемых тем в зависимости от потребностей и интересов детей. Адаптация поможет поддерживать актуальность и интерес к кругам.
- Обратная связь с родителями: Регулярно информируйте родителей о результатах кругов и их значимости для развития детей. Включите их в процесс, чтобы они могли продолжать эту практику дома.
Технология «Утренний и вечерний круг» предполагает взаимодействие, объединение детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, обеспечивая им позицию полноправных субъектов этой деятельности и учитывает психологические особенности дошкольного возраста. [8] Дети в этом возрасте продолжают учиться понимать и выражать свои эмоции, развивают социальные отношения. Круги помогают создавать безопасную среду, которая способствует открытию и восприятию чувств, играют важную роль в развитии как психологических, так и социальных аспектов детей дошкольного возраста. [9] Они создают благоприятные условия для формирования эмоционально зрелых, социально ответственных и активных личностей, готовых к взаимодействию в обществе. Создание комфортной и поддерживающей среды в рамках этих кругов способствует гармоничному развитию ребенка. Уделяя внимание как психологическим, так и социальным аспектам, педагоги могут создать более целостный и эффективный образовательный процесс, который будет способствовать всестороннему развитию детей. [10]
Технология «Утренний и вечерний круг», известная еще из трудов Марии Монтессори, в современных реалиях не потеряла своей актуальности и становится мощным инструментом для развития коммуникации у детей дошкольного возраста. Она не только создает условия для безопасного обмена эмоциями и мыслями, но и формирует фундаментальные навыки взаимодействия и социализации. Через систему кругов дети учатся взаимопониманию, эмпатии и ответственности, что в конечном итоге способствует их успешной адаптации в дальнейшем обучении и жизни в обществе.
Литература:
- Виханский, О. С., & Науменко, Л. В. (2018). Технологии воспитания в дошкольном образовании. Москва: Академия.
- Кожевникова, Л. И. (2021). Методы и технологии в развитии эмоционального интеллекта у дошкольников. Журнал психолого-педагогических исследований, (3), 45–50.
- Стороженко, И. Н. (2020). Развитие группы через технологию круглого стола. Дошкольное образование, (2), 60–65.
- Иванова, Н. С. Технология группового сбора как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 30. — С. 586–590.
- Лурия, А. Р., & Павлова, Л. Ф. (2016). Эмоциональный интеллект: теория и практика в обучении детей. Новосибирск: Сибирское университетское издательство.
- Минченко, Н. В. (2018). Развитие коммуникационных навыков у детей через групповую деятельность. Психология и образование, (1), 14–19.
- Сизова, И. Г. (2019). Социальное взаимодействие в условиях дошкольного образования. Екатеринбург: УрО РАН.
- Эльконин, Д. Б. (2014). Игровая деятельность как основа развития личности ребенка. Москва: Педагогика.
- Петрова, Т. А. (2017). Социальная компетентность детей дошкольного возраста. Москва: Издательство «Просвещение».
- Ягодина, Т. С., & Куропаткина, И. В. (2016). Психология детского развития: От рождения до школьного возраста. Ростов-на-Дону: Феникс.