Музыкальная психокоррекция с использованием народного эпоса в работе с детьми с ОВЗ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ильичева, О. Б. Музыкальная психокоррекция с использованием народного эпоса в работе с детьми с ОВЗ / О. Б. Ильичева, Е. Л. Казакова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 8-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/395/16560/ (дата обращения: 16.12.2024).



В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье ребенка и необходимость его сохранения и укрепления, поэтому нами была использована апробация детских хороводных игр в качестве метода развития коммуникативных навыков и психических процессов у дошкольников с ОВЗ. Проект направлен на решение задач, связанных с успешной адаптацией и интеграцией детей в обществе.

Всем нам хочется видеть детей здоровыми, жизнерадостными, счастливыми. Как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром? Оказывается, что секрет этой гармонии прост: если мы научим ребенка с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. Поэтому в системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления путем духовно-нравственного развития. Все, наверное, замечали, что маленькие дети очень любят кружиться вокруг своей оси, некоторые делают это до изнеможения, чем очень пугают нас, взрослых. Оказывается, подсознательно они применяют специальную технику, которая повышает их энергетический тонус, насыщает энергией окружающей среды. Во многих сказках герой, оборотившись вокруг себя, или перекувыркнувшись через голову, с заклинанием, превращается в кого угодно по своему желанию или исцеляется. Символ сказочного переворота может означать, например, такую шаманскую практику, как сознательную перемену собственной энергетической полярности или скорости восприятия. И вследствие этого перехода на новый уровень, и улучшение физического состояния. Так почему это происходит?

Так что же такое круг? Почему он постоянно присутствует в народном эпосе?

Практически любой круг имеет глубокое сакральное значение. Оглянитесь вокруг и вы заметите, что в природе нас повсюду окружают эти «волшебные круги». Форму круга имеют Солнце и другие небесные тела, планеты, циферблат часов, клетки нашего тела, атомы и частицы, обручальное кольцо, основание купола храма, наши энергетические центры имеет круглую форму и многое-многое другое. И даже животик беременной женщины тоже имеет округлую форму, внутри которой происходит чудо! Каждый из нас может вспомнить, как мы сами незаметно для себя любим находиться в некой «социальной манда́ле» — в кругу семьи и кругу друзей. Тренеры личностного роста, психотерапевты и практикующие психологи используют рисование Манда́лы как способ отражения внутренних конфликтов и снятия напряжения. Манда́ла — это тоже круг, но не простой, это особенный рисунок, содержащий внутри различные элементы, вписанные в форму круга. Поскольку круг сам по себе является символом гармонии, то все, что изображается внутри круга, оказывает на человека гармонизирующее и успокаивающее влияние. Вот, вкратце, информация о магическом, сакральном свойстве круга, и сейчас мы переходим к движению по этому кругу — к хороводу.

Хоровод — это не просто незамысловатая забава, это — Танец Жизни. Каждый его участник, способен как познать принципы мироздания, так и распутать спутанные петли своей жизни. Таким образом — Хоровод является мощной и вместе с тем уникальной психотехникой, бережно передаваемой из глубины веков. Давайте посмотрим, как это работает: хоровод (спиральный, круговой, квадратный, змееобразный и пр.) — это те геометрические фигуры, в которых происходит попеременное сочетание определенных энергетических вибраций, что позволяют гармонизировать свой внутренний мир или ситуацию вовне. Концентрическая структура и игра фигуры распространяет нужную положительную энергию для восстановления равновесия и спокойствия всех участников цепи. Хоровод сродни общей медитации: это занятие расслабляет, настраивает на одну волну, приводит мысли в порядок, помогает достигнуть внутренней гармонии, заряжая энергией либо снимая напряжение, умственное и физическое. Очень часто в хороводе усиливается интуиция, приходят неожиданные решения давних, казалось, неразрешимых проблем. В хороводе мы беремся за руки. Руки — это продолжение сердца, значит, мы соединяемся сердцами. Смотрим друг другу в глаза. Глаза — это зеркало души. Вообще человек, умеющий смотреть прямо в глаза, чист сердцем и внутри у него гармония. Ноги у нас вбирают энергию земли, макушка тянется вверх. Таким образом выстраивается связь с космосом. В итоге получается горизонталь и вертикаль — такая вот сакральная геометрия, которая позволяет нам обмениваться энергией. Это и называется осознанный хоровод — то есть каждый из стоящих в круге понимает, что он делает и для чего. Хоровод — это движение рука в руку, принятие и передача силы. Распутывание петель и заломов, возникающих в хороводе, происходит не через логику, а через само движение хоровода Жизни. Секрет в том, что хоровод — это древний известный людям способ набора энергии, причем по силе и быстродействию намного опережающий употребление пищи! Считается, что в хороводе надо перестать думать и слушать свое тело — оно само найдет правильный путь и выкрутится из залома.

Используя уникальную психотехнику наших предков, ребёнок через движение и единение прорабатывает свободу движений, чувство пространства, координацию движений и творческие способности. Тело и разум становятся свободными и чистыми. Формируется коммуникативно — компетентное благополучие ребёнка через формирование чувства внутренней устойчивости и автономности.

Цель проекта:

Создание условий для успешной адаптации и интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в обществе, посредством совместной деятельности педагога-психолога, музыкального руководителя и воспитателя.

Задачи:

Способствовать своевременному социально-личностному развитию ребенка (формированию мотивационного, когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов) посредством хороводных игр и нейродинамических игр в круге.

Методы и формы работы:

– Объяснительно-иллюстративный (показ элементов, объяснение, использование фольклора).

– Репродуктивный (разучивание, закрепление материала).

– Исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).

– Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость).

– Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).

Этапы проекта:

– 1 этап — Подготовительный (сентябрь)

Информационно-аналитическое обеспечение проекта

Первичная диагностика

– 2 этап — Основной (октябрь — апрель)

Организационно — практический

Совместная образовательная деятельность с детьми

– 3 Этап — Завершающий

Рефлексивно-аналитический

Систематизация материалов проектной деятельности для диссимиляции педагогического опыта.

Расписание организованной образовательной деятельности:

Первый и третий вторник каждого месяца.

Продолжительность — 30 минут.

Срок освоения: 1учебный год

Форма деятельности: совместная образовательная деятельность.

Форма контроля: наблюдение, анализ, диагностические срезы.

Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является сопровождение ребенка в процессе социализации, поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Для этого необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей. При планировании проекта наметили области сотрудничества педагога-психолога, музыкального руководителя и воспитателя:

  1. Практическая : взаимопомощь в организации и проведении мероприятий с детьми, педагогами и родителями, подбор музыкального сопровождения.
  2. Консультативная : консультации по психическому развитию детей, влиянию музыки на психику ребенка, использованию музыкальной среды для развития творческих способностей воспитанников.
  3. Методическая : взаимопомощь в разработке развивающих занятий, досугов с детьми, внедрении новых психолого-педагогических технологий; обмен мнениями при анализе образовательной деятельности, совместном прослушивании музыкальных произведений; оформление документации по взаимодействию, итогового аналитического отчета.

Наполнение проекта:

Музыкальный руководитель: Знакомство с этнической музыкой, участие в диагностике, проведение фольклорных праздников, импровизации на тему народных песен, музыкально-двигательные игры-импровизации, музыкально-логоритмические игры-импровизации, концерты-загадки, знакомство с оркестром народных инструментов.

Педагог-психолог : Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя. Проводит: диагностику психических процессов, нейродинамическую гимнастику, игры-коммуникации, индивидуальные упражнения, этюды, беседы, визуализации, технику релаксации. Обеспечивает психологическую безопасность.

В ходе реализации проекта было проведено обследование познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в начале учебного года и в конце. На примере анализа результатов диагностики сформированности пространственных представлений у детей, которые участвовали в проекте, можно проследить положительную динамику.

Результаты изучения уровня сформированности пространственных представлений (начало учебного года):

Конец учебного года:

Для выявления уровня сформированности пространственных представлений были использованы методики: № 1 «Установление обыденных предметно-пространственных отношений» (С. Д. Забрамная), № 2 «Диагностика пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела» (Н. Семаго, М. Семаго)

Результаты на начало учебного года

Результаты на конец учебного года

Методика № 1

Методика № 2

Общий результат

Методика № 1

Методика № 2

Общий результат

Высокий уровень

25 %

19 %

22 %

39 %

31 %

35 %

Средний уровень

41 %

31 %

36 %

56 %

48 %

42 %

Низкий уровень

34 %

50 %

42 %

5 %

21 %

13 %

Положительные аспекты проекта «Сакральная геометрия хоровода».

Структура игрового пространства: Ограничение игрового пространства имеет для ребенка определенное организующее начало.

Ритмичность: Ритмичными являются процессы эмоционального вербального взаимодействия на уровне как звучания речи, так и обмена когнитивными знаками.

Эмоциональность: эмоциональная направленность хороводной игры отвечает задачам и потребностям возраста.

Контроль поведения: п оведение детей регулируется за счет наличия четких правил игры и неизменных принципов поведения в игровой ситуации, а также необходимости контроля своего эмоционального состояния.

Картина мира и самосознание: единство представлений, единая знаковая система отличают людей определенного этноса и являются основой их коммуникации.

Речь: в хороводных играх, ориентированных на дошкольников, содержится много звукоподражания. Такие формы учат ребенка понимать завуалированные, скрытые смыслы, развивать фантазию, творчество.

Воображение: в процессе общения дети фантазируют, моделируют ситуации, приспосабливают различные предметы для своих целей, наделяют их необходимыми качествами.

Пространственная ориентировка: ориентировка в пространстве представляет собой условно-рефлекторный процесс, формирующийся благодаря тесной связи различных анализаторов внешней и внутренней среды.

И в заключение…

В хороводе мы ясно увидели единение людей в одно ЦЕЛОЕ! И левшей, и правшей! И умников, и умниц! (свои занятия мы снимали на видео, хотели почувствовать разницу «ДО» и «После», но когда смонтировали видеоотчет, особой разницы не почувствовали, потому что дети сразу включились в увлекательную для них игру, и не видно ни «первых», ни «отстающих», но мы-то знаем, что они очень-преочень разные! Хоровод сплотил, сблизил детей. В группе царит мир и спокойствие. Хороводные игры издавна служили средством самопознания, поэтому дети стали задавать больше вопросов, сфера их интересов значительно расширилась. Дети проявляют свои лучшие качества: доброту, благородство, честность. взаимовыручку, самопожертвование ради других. Значимость приобретает слово, как элемент речи и поэзии, его метрическая структура, мелодико-интонационное звучание. Значит, это не просто слова «Когда мы вместе, мы можем ВСЕ!» И получается, что Хоровод — это не просто развлечение, а мощный инструмент правки всего, что захотите: здоровья, личной жизни, процветания рода, финансовой ситуации и даже больше — экологической ситуации, погодных условий, в зависимости от уровня осознанности, стоящих в кругу людей.

Занимайтесь Хороводами! И вы зарядитесь надолго положительными потоками и обретете новые силы!

Похожие статьи

Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование приемов наглядного моделирования в работе с ОНР у детей дошкольного возраста

Из опыта работы: использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Формирование творческой личности средствами нетрадиционных технологий изобразительного искусства в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Формирование коммуникативной функции речи у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием Lego-конструктора

Использование сказок в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

Развитие сложно-координированных движений рук с использованием бумажной филиграни в логопедической работе со старшими дошкольниками с ОНР

Коррекция и развитие познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта на основе использования развивающей методики «Логические блоки Дьенеша»

Похожие статьи

Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование приемов наглядного моделирования в работе с ОНР у детей дошкольного возраста

Из опыта работы: использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Формирование творческой личности средствами нетрадиционных технологий изобразительного искусства в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Формирование коммуникативной функции речи у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием Lego-конструктора

Использование сказок в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

Развитие сложно-координированных движений рук с использованием бумажной филиграни в логопедической работе со старшими дошкольниками с ОНР

Коррекция и развитие познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта на основе использования развивающей методики «Логические блоки Дьенеша»