В статье автор исследует и применяет на практике технологии «Утренний и вечерний круг» как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: технология, вечерний круг, утренний круг, коммуникация, коммуникативное развитие, общение, социально-коммуникативные навыки.
Общение обладает колоссальным значением в формировании и развитии человеческой психики, в возникновении осмысленного, культурного поведения. Для ребенка дошкольного возраста это является наиболее актуальным, ведь общение — это одно из основных условий развития ребенка, формирования личности, его индивидуализации и социализации, как говорится в трудах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, Е. В. Субботского, С. Г. Якобсона и др. [1] «Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»
Во многих научных исследованиях подчеркивается, что критерием коммуникативной зрелости ребенка представлены не столько количественные показатели, как например, рост словарного запаса, сколько умение правильно, полно и точно, согласно коммуникативной ситуации и общепринятыми нормам общения, сформулировать свою мысль, выстроить высказывание, доступное и понятное для собеседника.
Исследователи отмечали, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию ребенка, влияют на общий уровень его деятельности, а их отсутствие затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности.
Значение сформированных коммуникативных навыков оказывается наиболее очевидным, когда ребенок начинает обучение в школе, когда неразвитость элементарных навыков препятствует общению ребенка со сверстниками и взрослыми, портит результат обучения.
Несмотря на внимание, которое уделяется данному вопросу, в настоящее время продолжается поиск эффективных средств, методов, приемов, технологий, направленных на коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Так как основная цель развития коммуникативных навыков — это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, то на первый план должны выходить технологии, которые отвечают всем этим требованиям.
Актуальность коммуникативного развития подтверждается принятыми образовательными стандартами, в которых социально-коммуникативное развитие отнесено к основным направлениям развития дошкольника и направлено, в том числе, на овладение детьми дошкольного возраста способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми и сверстниками.
В связи с этим перед дошкольным образованием стоит важная задача, связанная с организацией условий в детском саду, которые бы удовлетворяли потребности ребенка в развитии и способствовали его позитивной социализации и развитию коммуникативных навыков.
На основании вышеизложенного, мы воспитатели детского сада № 277 пришли к выводу, что эффективно реализовать содержание этой области помогает технология групповой сбор «Утренний круг» и «Вечерний круг».
Групповой сбор можно рассматривать как инструмент, создающий условия для позитивного и образовательного роста детей. Он проходит в атмосфере естественного социального и эмоционального взаимодействия с сверстниками и взрослыми, где взрослый выступает наравне с детьми. Основная задача таких сборов заключается в развитии навыков самосознания и взаимопонимания, а также для установления эмоционального контакта как всей группы в целом, так и каждого её члена индивидуально. Чтобы начался процесс обучения и развития, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят.
Технология круга в дошкольном образовании впервые была предложена известным педагогом Марией Монтессори, а позже была использована и другими педагогами. Так, например, в методическое обеспечение Примерной общеобразовательной программы Н. Е. Вераксы [2] «От рождения до школы» включено методическое пособие Гришаевой Н. П. [3] «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации». Одно из направлений этих технологий предполагает внедрение и апробацию «Утреннего сбора» в образовательный процесс ДОУ.
Похожая же технология «Детский совет», разработанная авторским коллективом программы дошкольного образования «Вдохновение», адаптированная Л. В. Свирской [4] для работы с дошкольниками.
Общая cущность этих технологий предполагает взаимодействие, объединение детей и взроcлых вокруг событий и совместных дел, обеcпечивая им позицию полноправныx cубъектов этой деятельности и cоcтоит:
– в формировании уважения и интереса к каждому участнику группы, учитывая его индивидуальные черты;
– в способности распознавать и осмыслять свое и чужое эмоциональное состояние, а также корректировать его с помощью слов;
– в улучшении навыков и культуры общения, включая приветствия и комплименты;
– в создании положительного эмоционального фона, будь то позитивное или деловое настроение;
– в развитии речевых и коммуникативных навыков: умении высказывать собственное мнение, аргументировать его;
– в умении выбирать из личного опыта наиболее значимые и интересные события, кратко и последовательно их излагать, а также внимательно слушать сверстников и конструктивно реагировать на их мнения;
– в развитии способности самостоятельно выбирать и планировать свою деятельность, а также договариваться о совместной работе с другими, что способствует формированию у детей ключевых компетенций.
Как форма организации детского коллектива в начале дня использование «Круга», включает в себя обязательное приветствие друг друга и педагога, пальчиковые игры, музыкальные минутки. «Круг» — это групповая беседа с детьми, точнее — самих детей при минимальном вмешательстве педагога. Темы для обсуждений могут быть самые разнообразные: смены сезонов, семейные будни и праздники, разучивание коротких песенок и т. д.
Преимущества реализации этой технологии таковы, что можно заключить следующее:
– Технология утреннего и вечернего круга, внедряемая в образовательный процесс группы может стать незаменимым фактором, способствующим сплочению детского коллектива, формированию детского сообщества.
– Технология позволяет педагогам решать различные задачи, в том числе и обучающие, диагностические, коммуникативные
– Технология позволяет включать в процесс детей с различными психофизиологическими особенностями, детей застенчивых, малообщительных.
По мнению таких педагогов, как Гришаева Н. П., Свирская Л. В. технология утреннего и вечернего круга является эффективным средством формирования социальных компетенций дошкольников. Рассмотрим подробнее утренний и вечерний круги.
Утренний круг — принятая в мировой практике форма работы, позволяющая достигнуть баланса инициатив взрослых и детей, развить у детей способность управлять своей свободой и выбирать содержание своего обучения; поддержка разнообразия детей и детства.
Технологически групповой сбор «Утренний круг» прост в проведении, легко воспринимается взрослыми и детьми любого возраста, значительно меняет характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса и закладывает основу для других позитивных изменений. Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям, как чувствовать себя значимым, управлять собой, своим временем, действительностью, отношениями с другими людьми, радоваться, веселиться и развиваться.
Вечерний круг проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. В теплое время года вечерний круг можно проводить на улице.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что технология «Утреннего и вечернего круга» может стать хорошим помощником, способствующим объединению детей, налаживанию дружеских доверительных отношений со сверстниками, формированию дружного коллектива и является эффективным средством формирования социально-коммуникативных навыков у дошкольников.
Литература:
- Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка. Педагогика 2015–214 с.
- Веракса, Н. Е. ООП ДО «От рождения до школы». / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2016. — 368 с.
- Гришаева, Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации, изд-во «ВЕНТАНА- ГРАФ»,2015. — 184 с
- Свирская Л. В. Детский совет: методические рекомендации для педагогов М.: Издательство «Национальное образование», 2015. 5.