В данной статье говорится о проблемах любви и дружбы в течение жизни и развития человека (в юношеском и взрослом возрасте). Представлены результаты исследования о восприятии ценностей дружбы, любви (в том числе любви романтической).
Ключевые слова: любовь, дружба, онтогенез, ценности, личность, мировоззрение, восприятие, развитие, юноши, взрослые.
Любовь и дружба являются одними из самых значимых и многогранных аспектов человеческого существования, оказывая влияние на эмоциональное и социальное развитие индивида на протяжении всей жизни. В контексте онтогенеза, то есть процесса индивидуального развития человека от рождения до старости, эти отношения становятся особенно важными, так как они формируют не только личностные качества, но и социальные навыки, способствующие адаптации в обществе.
Актуальность исследования любви и дружбы в онтогенезе обусловлена растущим интересом к вопросам психического здоровья и благополучия. Современные психологические исследования подчеркивают, что качественные межличностные отношения играют ключевую роль в формировании устойчивости к стрессам, развитии эмпатии и социального интеллекта. Например, исследования, проведенные на основе теории привязанности (Боулби, 1969), показывают, что ранние эмоциональные связи с родителями закладывают основу для будущих отношений в зрелом возрасте. В то же время, работы Эриксона (1950) акцентируют внимание на том, что дружба и любовь становятся важными задачами на различных этапах развития, начиная с детства и заканчивая взрослой жизнью.
Кроме того, литература свидетельствует о том, что дружба и любовь не только способствуют эмоциональному благополучию, но и имеют значительное влияние на когнитивное развитие. Исследования показывают, что взаимодействие с ровесниками, основанное на доверии и взаимопомощи, способствует развитию социальных навыков и когнитивных способностей (Пиаже, 1972). Взрослые отношения любви, в свою очередь, играют важную роль в формировании идентичности и самосознания (Марсия, 1966).
Таким образом, теоретическая гипотеза данной статьи заключается в том, что любовь и дружба в онтогенезе не только способствуют эмоциональному и социальному развитию индивида, но и влияют на его когнитивные процессы, формируя устойчивые модели поведения и взаимодействия с окружающим миром. Понимание этих взаимосвязей может помочь в разработке программ, направленных на поддержку психического здоровья и развитие социальных навыков у разных возрастных групп.
Цель исследования: Изучить динамику и влияние межличностных отношений, таких как любовь и дружба, на психическое и социальное развитие личности на различных этапах онтогенеза, а также определить их роль в формировании эмоционального благополучия, социальных навыков и идентичности индивида. Тип исследования: квазиэксперимент.
Исследовательская гипотеза:
- Существуют отличия в восприятии любви и дружбы на разных этапах онтогенеза.
Предмет исследования: любовь и дружба на разных возрастных этапах.
Объект исследования: межличностные отношения.
Задачи:
- теоретический анализ исследуемой проблемы;
- подбор и разработка методик, адекватных исследуемой проблеме;
- обсуждение и анализ эмпирического исследования;
- доказательство или опровержение гипотезы;
В ходе исследования было использовано 4 методики:
– Опросник «Представления о дружбе»;
– Опросник представлений о любви;
– Тест Шкала романтических представлений;
– Опросник ошибочных убеждений относительно романтической любви. Шкала «Мифы и заблуждения относительно романтической любви».
Данные опросники направлены на изучение представлений индивида о дружбе, любви и, в частности, романтической любви.
В исследовании приняло участие 44 респондента мужского и женского пола, отобранных случайно. Из 44 респондентов для анализа результатов эмпирического исследования было отобрано 40 респондентов по критерию возраста (от 18 до 65 лет).
Было сформировано две группы респондентов:
- Основная группа — респонденты юношеского возраста от 18 до 25 лет (размах — 7, медиана — 24,5), 20 респондентов.
- Группа сравнения — респонденты зрелого возраста от 26 до 65 лет (размах — 40, медиана — 28), 20 респондентов.
Респондентам было предложено пройти 4 методики на базе Google Forms. Участникам исследования была представлена следующая инструкция в начале прохождения тестирования: “Мы — группа исследователей, занимающихся изучением представлений о любви и дружбе у людей разных возрастов. Предлагаем пройти представленные ниже опросники.” Каждому опроснику при этом предшествовала собственная стандартизированная инструкция. Итак, инструкции опросников:
- Опросник «Представления о дружбе». Инструкция: «Ниже представлен ряд утверждений, которые касаются Ваших представлений о дружбе. Относительно каждого утверждения необходимо выразить степень Вашего согласия/несогласия с ним. Пожалуйста, рассмотрите последовательно каждое из утверждений и оцените, насколько Вы согласны с ним, выбрав один из пяти вариантов ответа: «Полностью согласен», «Согласен», «Затрудняюсь ответить», «Не согласен», «Абсолютно не согласен». Старайтесь отвечать быстро, долго не раздумывайте и помните — здесь нет правильных или неправильных ответов»
- Опросник представлений о любви. Инструкция: Ниже представлены высказывания о любви. Ознакомьтесь с ним и оцените каждое с точки зрения соответствия Вашим представлениям по 5-бальной шкале: «полностью согласен», «согласен», «затрудняюсь ответить», «не согласен», «абсолютно не согласен». Свой выбор обозначьте любым знаком (Ѵ, +) в соответствующей графе.
- Опросник представлений о романтической любви. Тест Шкала романтических представлений. Инструкция: Внимательно прочитайте утверждения. Укажите степень своего согласия со следующими утверждениями. Для этого поставьте любой знак в соответствующей графе. Помните, что правильных или неправильных ответов нет.
- Опросник ошибочных убеждений относительно романтической любви. Шкала «Мифы и заблуждения относительно романтической любви. Инструкция: Для каждой пары утверждений выберите то, с которым вы больше всего согласны, обозначьте соответствующий выбор (а или б).
Исследование проводилось на анонимной, добровольной основе.
По результатам исследования были отсеяны анкеты респондентов, не подходящих под возраст, на которое направлено исследование.
В данном исследовании были использованы следующие стандартизированные и валидные методики:
– Опросник «Представления о дружбе»;
– Опросник представлений о любви;
– Тест Шкала романтических представлений;
– Опросник ошибочных убеждений относительно романтической любви. Шкала «Мифы и заблуждения относительно романтической любви».
Аппаратура, использованная для проведения исследования — компьютерные и мобильные устройства.
Регистрация — Google Forms, jamovi, сеть Интернет.
В данном исследовании в качестве группирующей переменной была использована принадлежность к группе (основная группа и группа сравнения, (номинальная шкала)), в качестве зависимых переменных — результаты по каждой из приведенных шкал (порядковая шкала).
Что касается статистических гипотез:
- Гипотеза Н0 — Отличия в представлении о любви и дружбе у респондентов юношеского и зрелого возраста отсутствуют.
- Гипотеза Н1 — Респонденты юношеского возраста более значимой считают дружбу, а не любовь, по сравнению с представителями взрослого возраста.
Статистическая обработка проводилась с помощью стандартной статистической программы “jamovi” (версия 2.3.28). Уровень значимости, при котором проверяются гипотезы была равна р=0.05.
Результаты
Для обработки полученных эмпирических данных был применен статистический критерий Манна-Уитни и получены следующие результаты.
Полученные результаты по каждой шкале были обработаны на предмет значимых различий между основной группой и группой сравнения. Результаты приведены в таблице 1.
Среднее по группе I |
Среднее по группе II |
SD по группе I |
SD по группе II |
U-критерий Манна-Уитни |
р |
|
Дружба как ценность |
29,750 |
28,150 |
2,971 |
3,376 |
114 |
0,131 |
Дружба как предательство |
26,900 |
27,050 |
7,873 |
7,112 |
195 |
0,892 |
Дружба как стереотип |
37,300 |
35,900 |
6,814 |
4,745 |
166 |
0,357 |
Любовь — помеха |
14,650 |
12,800 |
6,730 |
4,150 |
165 |
0,342 |
Любовь как самоотдача |
21,100 |
21,900 |
6,447 |
6,008 |
172 |
0,447 |
Любовь как воззывающая личность сила |
26,550 |
23,800 |
5,176 |
5,386 |
142 |
0,116 |
Любовь преодолевает все |
20,700 |
18,600 |
5,449 |
5,443 |
158 |
0,260 |
Идеальные представления о любви |
7,950 |
6,800 |
2,982 |
3,458 |
155 |
0,260 |
Любовь с первого взгляда |
0,700 |
0,900 |
0,865 |
0,852 |
173 |
0,439 |
Одна-единственная |
8,150 |
7,850 |
3,249 |
4,069 |
189 |
0,764 |
Идеализация романтической любви |
6,450 |
7,350 |
4,322 |
3,392 |
167 |
0,377 |
Рациональные представления о романтической любви |
11,550 |
10,650 |
4,322 |
3,392 |
167 |
0,377 |
Показатели асимптотической значимости (р), которые меньше или равны 0,05, указывают на наличие статистически значимой (достоверной) разницы между основной группой и группой сравнения по данному показателю. Из приведенных в Таблице 1 данных видно, что из рассматриваемых шкал нет ни одной, по которой показатель асимптотической значимости был бы меньше или равен 0,05. Соответственно, по полученным данным, подтверждения о разнице в отношении к любви или дружбе между основной группой и группой сравнения нет.
На основании проведенного эмпирического исследования и последующей статистической интерпретации собранных данных можно сделать важный вывод о том, что между основной группой участников и группой сравнения не было выявлено статистически значимых различий в отношении чувств любви и дружбы. Это означает, что исследовательская гипотеза, выдвинутая ранее, о наличии таких различий, не подтвердилась и была опровергнута.
Полученные результаты имеют большое значение для дальнейших научных исследований. Они могут быть использованы для углубленного изучения данной темы, особенно если рассмотреть возможность расширения выборки. Например, включение большего числа участников может помочь выявить нюансы и особенности восприятия любви и дружбы в различных социальных и культурных контекстах. Также стоит отметить, что результаты данного исследования могут быть полезны для будущих исследований, которые будут сосредоточены на различиях в представлениях о дружбе и любви в других выборках. В частности, можно рассмотреть группы, разделенные по таким критериям, как пол, уровень образования, место проживания или религиозные убеждения. Эти факторы могут существенно влиять на восприятие и понимание межличностных отношений, что делает их важными для анализа. Таким образом, проблема, рассматриваемая в данном исследовании, остается актуальной и требует дальнейшего изучения в рамках возрастной психологии.
В целом, результаты исследования подчеркивают необходимость более глубокого понимания того, как различные социальные, культурные и прочие факторы помимо возраста влияют на формирование представлений о любви и дружбе. Это может способствовать развитию теоретических моделей в психологии и помочь в создании практических рекомендаций для улучшения межличностных отношений. Важно продолжать исследовать эту тему, чтобы получить более полное представление о том, как люди воспринимают и переживают свои эмоциональные связи в современном обществе.
В рамках данного исследования был проведен теоретический анализ исследуемой проблемы о любви и дружбе в онтогенезе. Для проведения эмпирического исследования по данному вопросу было отобрано 4 методики, адекватные исследуемой проблеме.
Респонденты были поделены на 2 группы согласно их возрасту. Все респонденты прошли тестирование, в результате обработки которого (с использованием U-критерия Манна-Уитни) была опровергнута изначальная гипотеза исследования о наличии существенных отличий между двумя группами. Таким образом, была решена задача исследования о доказательстве или опровержения гипотезы — разницы во взглядах на любовь и дружбу в юношеском и зрелом возрасте не обнаружено (гипотеза Н0).
Литература:
- Болотова Т. А. Психология любви и дружбы: теоретические и практические аспекты . — М: Издательство РГГУ, 2010.
- Леви П. Любовь и дружба: культурные и психологические аспекты . — М: Издательство «Прогресс», 1997.
- Рубин З. Дружба: ее природа и значение . В: Психология дружбы . — М: Издательство «Наука», 1990.
- Фрейд З. Психология любви . — М: Издательство «Академический проект», 1990.
- Шевченко О. В. Социальная психология: любовь и дружба в контексте межличностных отношений . — М: Издательство «КНОРУС», 2012.
- Эриксон Э. Х. Идентичность: юность и кризис. — М: Издательство «Класс», 1996.