Данная статья рассматривает использование межпредметных связей на уроках английского и немецкого языков как средство для улучшения обучения и развития учащихся.
Ключевые слова: интегрированный урок, межпредметные связи, развитие речевых навыков, современный метод обучения.
Реалии современности диктуют свои правила и инновации во всех сферах жизни, и система образования не является исключением. Современный урок значительно отличается от стандартного. Здесь преподаватель выступает в роли творца и лишь направляет своего ученика в нужном направлении, задает образовательный вектор, дает свободу выбора методики обучения.
Современный урок — это урок, на котором учитель виртуозно использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ (самодеятельность, самоорганизация, коллективная деятельность, ответственность. [1]. Типы и формы урока варьируются в зависимости от целей и задач. Так как современный учитель стремится раскрыть творческий потенциал и расширить кругозор мировоззрения каждого ученика, все чаще преобладают такие формы уроков как урок квест, урок виртуальной экскурсии и, конечно, интегрированные уроки.
Интеграция — новый подход к обучению и воспитанию учащихся, источник нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы младших школьников в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжения учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, обеспечивает экономию времени. Интегрированные уроки, которые объединяют изучение английского и немецкого языков, становятся все более популярными в образовательных учреждениях [2]. Они направлены на развитие речевых навыков и межкультурной компетенции учащихся, а также на углубление знаний о культуре стран, язык которых они изучают.
Интегрированные уроки помогают учащимся не только улучшить свои навыки в иностранных языках, но и развивают их критическое мышление, способность к сотрудничеству и уважение к другим культурам [3]. Такие уроки имеют ряд очевидных преимуществ
- Развитие межпредметных связей: Интегрированные уроки способствуют созданию связей между различными предметами, что позволяет учащимся видеть целостную картину мира и применять знания в разных контекстах.
- Повышение мотивации: Учащиеся более заинтересованы в обучении, когда оно связано с реальными ситуациями и культурными аспектами, что делает процесс изучения языков более увлекательным.
- Улучшение навыков общения: Интеграция языков помогает развивать навыки общения на обоих языках, что особенно важно для изучения культурных нюансов и межкультурной коммуникации.
- Креативность и самовыражение: Интегрированные уроки предоставляют возможности для творчества, как для преподавателей, так и для обучающихся, что может привести к более глубокому пониманию материала.
В интегрированный урок английского и немецкого языков можно включить разнообразные игровые задания, которые помогут учащимся лучше усвоить материал и развить языковые навыки. Вот несколько примеров таких заданий:
Страноведческая викторина
Обучающиеся должны идентифицировать картинки, отображающие особенности менталитета той или иной страны, например, распознавать достопримечательности, национальные костюмы или знаменитостей Германии и Великобритании.
Лексико-грамматический блок можно посвятить сходствам и различиям в немецком и английском языках. Обратить внимание на большое количество слов с одинаковым произношением и смысловым значением, разделив лексику на подкасты: Семья (die Familie, Family, die Mutter, Mother, die Schwester, Sister), дом (das Haus, House,) продукты (das Brot, bread, die Milch, milk, die Butter, butter), животные (der Hamster, hamster, die Katze,cat, der Wolf, wolf, der Tiger, tiger). Закрепить полученные знания на практике помогут игры:
Кроссворды и ребусы, где слова на английском и немецком языках пересекаются. Это поможет учащимся запомнить лексику и улучшить орфографию.
Игра «Шифровальщики», когда один ученик загадывает слово на одном из языков и шифрует его (например, заменяет буквы). Другие ученики должны отгадать слово, что развивает фонетическое восприятие и словарный запас.
Графический диктант. Учитель описывает картинку на одном языке, а ученики рисуют её по описанию. Это задание развивает навыки слушания и понимания.
Игры-соревнования: класс делится на команды и проводятся соревнования по различным играм, связанным с языками, например, составление слов из букв или нахождение ошибок в тексте.
Эти игровые задания не только делают уроки более увлекательными, но и способствуют активному вовлечению учащихся в процесс изучения языков.
Интегрированные уроки, сочетающие изучение английского и немецкого языков, представляют собой уникальную педагогическую практику, которая имеет свои сложности, такие как:
- Планирование и координация: Успешное проведение интегрированного урока требует тесного сотрудничества между преподавателями разных дисциплин. Необходимо учитывать актуальность и содержание материала, что может быть сложно из-за различий в учебных планах и методах преподавания.
- Проблемы с восприятием информации: Учащиеся могут быть привыкшими к традиционным методам обучения и испытывать трудности в восприятии информации из нескольких источников одновременно.
- Ограниченность в частоте проведения: Из-за сложности подготовки такие уроки не могут проводиться слишком часто, что может ограничить их эффективность.
Интеграция на уроке — это сложный, но увлекательный процесс, который обеспечивает максимальную степень вовлеченности как преподавателя так о ученика, при этом требующий использования различных методов и подходов для достижения высокой результативности. Наиболее успешными методами являются:
1. Проектная деятельность
– Исследовательские проекты: Студенты работают над проектами, которые требуют применения как языковых, так и предметных знаний. Это способствует развитию научно-исследовательских умений и лингвистической компетенции.
2. Игровые методики
– Интерактивные задания: Использование игровых элементов в обучении помогает создать мотивационную среду, где студенты могут практиковать язык в контексте реальных ситуаций.
3. Коммуникативный подход
– Групповая работа и обсуждения: Применение парной и групповой работы способствует развитию коммуникативных навыков и позволяет ученикам обмениваться мнениями на иностранном языке.
4. Инновационные технологии
– Цифровые инструменты: Внедрение технологий в образовательный процесс помогает обучающимся использовать современные ресурсы для изучения языка и предметов, что делает обучение более интерактивным и доступным.
Эти методы не только способствуют улучшению языковых навыков учеников, но и помогают им глубже понять содержание изучаемых дисциплин, что делает процесс обучения более комплексным и эффективным.
Литература:
- Воронина, Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т. П. Воронина.- М.: АМО, 2020.-147с.
- Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е. А. Глинская, С. В. Титова. — 3-е изд. — Тула: Инфо, 2007. — 44 с.
- Суходимцева А. П. Межпредметные языковые аспекты обучения разным предметам В сборнике: Метапредметный подход в образовании: Русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам Сборник статей межрегиональной научно-практической конференции. Составитель О. Е. Дроздова. 2018. С. 129–133.