Методы продвижения туристических маршрутов компании «РЖД» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №1 (552) январь 2025 г.

Дата публикации: 25.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Коробкина, Е. Д. Методы продвижения туристических маршрутов компании «РЖД» / Е. Д. Коробкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 1 (552). — URL: https://moluch.ru/archive/552/121176/ (дата обращения: 26.12.2024).

Препринт статьи



Статья посвящена изучению существующих на данный момент методов продвижения туристических маршрутов компании «РЖД» и предложению новых и более перспективных методов привлечения пассажиров.

Ключевые слова: маркетинг, продвижение, туризм, туристические маршруты РЖД.

Объект: туристические маршруты компании «РЖД».

Предмет: методы продвижения туристических маршрутов компании «РЖД»

Цель: изучить текущую ситуацию с продвижением туристических маршрутов компании и предложить новые и перспективные методы продвижения с учётом современных тенденций и новых технологий.

Далеко не секрет, что каждый житель нашей необъятной страны наверняка знаком с компанией «РЖД» и практически каждый хотя бы раз пользовался услугами данного холдинга, но не многие задумываются о том, какую огромную роль компания играет в развитии туризма в России. И данный факт не вызывает у специалистов абсолютно никакого удивления, поскольку холдинг не уделяет практически никакого внимания туристическому маркетингу. Что же это за термин, и почему он так важен? Туристический маркетинг — комплекс мер, направленных на продвижение и реализацию туристических продуктов (в частности, поездки или полной системы туристических услуг). Для рассматриваемой нами компании туристический маркетинг важен по следующим причинам:

  1. Увеличение пассажирского потока. На данный момент в России очень развиты авиаперевозки, поэтому многие туристы совершенно забывают об альтернативном способе передвижения — поездах. А ведь этот вид транспорта может быть гораздо комфортнее для многих пассажиров (в том числе — для аэрофобов), хоть и занимает больше времени, чем самолёт.
  2. Развитие новых продуктов и услуг. Холдинг может предлагать пассажирам комплексные туристические пакеты, в которые будут включены билеты, проживание, экскурсии и прочие услуги, помогающие сделать путешествия более комфортабельными. Также компания может делать специальные маршруты (например, исторические, семейные, маршруты для любителей кино (маршрут будет проходить по местам, где снимались культовые российские и советские фильмы, а также во время следования поезда можно сделать развлекательную программу — квизы, конкурсы и другое).
  3. Повышение лояльности к бренду. Немалое количество жителей России придерживаются мнения, что РЖД устаревшая и консервативная компания, а уделение внимания туристическому маркетингу поможет создать образ современной, динамичной компании, предлагающей интересные и качественные услуги.
  4. Поддержка развития регионов. Работа над туристическим маркетингом компании поможет и нашей стране, поскольку такие меры будут повышать туристической поток в самые различные регионы нашей страны, что приведёт к повышению прибыли данных регионов, а это, в свою очередь, будет способствовать региональному развитию.
  5. Повышение продаж. Подобные туристические маршруты будут уникальны, поскольку компания «РЖД» является монополистом Российской Федерации, а значит правильное продвижение такого рода мероприятий приведёт к дополнительному доходу холдинга.

Исходя из вышеперечисленных фактов, можно констатировать, что внедрение маркетинговых инструментов в работу туристических маршрутов компании «РЖД» очень положительно скажется на многих сферах жизни общества.

После того, как было рассмотрено то, что из себя представляет туристический маркетинг и чем он полезен, необходимо рассмотреть действующие в компании «РЖД» на данный момент туристические маршруты и их методы продвижения. Из маршрутов компания «РЖД» предлагает следующее:

  1. «Рица»: Москва — Новороссийск — Гагра — Сухум — Сочи — Ростов-на-Дону — Москва
  2. «Две губернии»: Москва — Липецк — Воронеж — Москва
  3. «В Карелию»: Москва — Петрозаводск — Сортавала — Выборг — Москва
  4. «Сочи»: Туапсе — Сочи — Гагра
  5. «По Золотому кольцу»: Москва — Ярославль — Иваново — Владимир/Суздаль/Муром — Москва
  6. «Зимняя сказка»: Санкт-Петербург/Москва — Великий Устюг — Кострома/Вологда — Санкт-Петербург/Москва
  7. «Переславский экспресс» — туристический поезд
  8. «Белорусский вояж»: Москва — Гродно/Брест — Минск — Москва
  9. «Новогодняя ночь» в Розе Хутор
  10. «Ласточка» — туристический поезд Сочи — Гагра

На данный момент, продвижение туристических маршрутов компании очень скудное. В текущее время узнать о возможности поездок (об информации о маршрутах, о расписании, о стоимости и т. д.) потенциальные потребители могут лишь на официальном сайте «РЖД» и в их приложении. Соответственно, о таких необычных путешествиях практически никто не знает, а ведь компания в 2025 году планирует запустить ещё восемь новых маршрутов.

Для того, чтобы методы продвижения были эффективными, необходимо правильно определить целевую аудиторию таких путешествий, но в данном случае есть некая специфика, поскольку туристические маршруты достаточно универсальны, так как многие из них будут интересы как детям (например, «Зимняя сказка»), так и взрослым. Из этого следует, что в данном случае нужны самые разнообразные каналы продвижения, чтобы охватить как можно большую и разнообразную аудиторию.

Если рассматривать методы онлайн продвижения, то необходимо уделить внимание следующим каналам:

  1. Таргетированная и контекстная рекламы

Такой метод продвижения поможет повысить узнаваемость железнодорожных туристических маршрутов среди тех людей, кто уже является нашим потенциальным потребителям. Использование красивых визуальных материалов (картинки, короткие видео), создание интересных хэштегов и конкурсов (где главным призом будет поездка) — всё это может отлично повысить вовлеченность потребителей.

  1. Интерактивные карты и приложение

Создание интерактивных карт маршрутов, где будет прописана вся необходимая информация сильно упростит выбор потребителям. Помимо этого, хорошим способом повышения вовлечённости будет создание приложения «РЖД. тур», где будут предложения по турам, вся информация и возможность оформить билет прям внутри данной программы (а рекламировать приложение можно через travel-блогеров, предлагая потенциальным туристам купоны/скидки на первое путешествие)

  1. Influence маркетинг

В прошлом пункте уже был затронут такой метод продвижения, но если рассматривать его более подробно, то речь пойдёт о приглашении travel блогеров в туры в обмен на отзывы и контент. Такой способ позволит повысить охват и узнаваемость среди аудитории, поскольку сейчас данные рубрики в интернете пользуются спросом. Инфлюенсер может вести прямые эфиры прям из путешествия, делиться своим мнением и, тем самым, повышать вовлеченность аудитории.

  1. Создание блога и участие в «информационном поле»

Сейчас в социальных сетях есть некий «тренд» от компаний, согласно которому они появляются в комментариях под самыми различными постами. Ярким примером такого метода может быть компания «Aviasales». Это очень повышает лояльность, поскольку у аудитории появляется ощущение того, что компания им «как родная», ведь они смотрят один и тот же контент, смеются над одними и теми же шутками и т. д. Поэтому помимо создания собственного блога в социальных сетях (где будет не только «профессиональный» контент о турах, но и забавные видео), компания может нанять небольшую команду SMM-специалистов, которые будут активно «светиться» своими комментариями в других блогах.

  1. Интеграции в фильмах/мультфильмах

Для дошкольников и школьников можно делать нативную рекламу в различных мультфильмах (например, герои «Смешариков» отправятся в железнодорожный тур по России, а ребенок захочет повторить за любимыми персонажами и расскажет об этом родителям). А для взрослого поколения можно делать рекламу в фильмах (как по ТВ, так и в крупных кинокартинах).

Переходя к оффлайн-продвижению, можно предложить следующие способы повышения узнаваемости и вовлечённости аудитории:

  1. Участие в выставках и ярмарках

Компания может организовывать выставки как регионального, так и федерального масштаба. Можно установить яркие стенды, где потенциальные потребители могут задать интересующие вопросы, получить специальные предложения (скидки, купоны). Кроме того, на данных стендах можно использовать VR-технологии, чтобы аудитория могла прочувствовать данные туры.

  1. Проведение гастрономических и культурных фестивалей

Данный способ продвижения будет немного схож с предыдущим. Компания может организовывать/принимать участие в гастрономических фестивалях, представляя различные регионы (местные блюда, культурные особенности) и рекламируя туры «РЖД».

  1. Кросс-промоушн с региональными компаниями

Сотрудничество с ресторанами, отелями, совместные акции и многое другое обеспечит дополнительную ценность для туристов и привлечёт новых потребителей.

  1. Рекламные стенды на вокзалах

Информационные стенды с описанием туров, с красивыми картинками и QR-кодами (благодаря которым можно узнать более подробную информацию) на вокзалах и возле них, позволит повысить узнаваемость туристических маршрутов среди аудитории.

Подводя итог всему вышеперечисленному, можно сделать вывод, что компания «РЖД» может ввести достаточно большое количество как оффлайн, так и онлайн методов для продвижения туристических маршрутов. Но, на мой взгляд, одной из самых главных составляющих продвижения туристических маршрутов, на которую компании стоит обратить внимание — это обратная связь. Я считаю, что систему обратной связи можно организовать следующим образом (cм. таблицу 1):

Таблица 1

Онлайн-опросы и анкетирование

После завершения поездки потребители могут получать электронные письма с онлайн-анкетами или же компания может внедрить опросы прям в приложении с туристическими маршрутами (внедрение которого было предложено выше). В опросах потребители смогут оценить каждую часть маршрута, начиная от бронирования, заканчивая питанием.

Обсуждения в социальных сетях

Создание специальных постов-обсуждений поможет собрать истинное и «живое» мнение в комментариях. Для этого компании необходимо активно вести блог (о котором, опять же, говорилось выше), чтобы аудитория была «разогретая» и активно делилась своими впечатлениями и идеями. Далее в том же блоге компания может делиться проделанной работой, чтобы аудитория понимала, что компания прислушивается к её мнению.

Встречи с профессионалами в туристической сфере

Одним из методов продвижения мной было предложено сотрудничество с туристическими блогерами, поэтому, на мой взгляд, для получения обратной связи мы также можем использовать данный способ, поскольку опытные блогеры в данной сфере уже имеют некую компетентность, поэтому могут указать на недостатки и на то, с чем стоит работать для привлечения большей аудитории.

Резюмируя всю вышеописанную информацию, можно сделать вывод, что туристические маршруты компании «РЖД» сильно нуждаются в продвижении, поскольку сейчас туризм внутри страны набирает всё большую популярность, соответственно, для того, чтобы компания заняла крепкое положение в сфере туризма, необходимо отойти от «традиционного» потребительского восприятия, согласно которому «РЖД» — компания, отвечающая лишь за передвижение и построить вокруг «РЖД» имидж компании с уникальными туристическими маршрутами по всей стране. Благодаря описанным онлайн и оффлайн методам продвижения, компания сможет привлечь большую аудиторию, увеличить доход, а также поспособствует развитию регионов, в которых будут действовать те самые туристические маршруты. На данный момент, компания имеет достаточно ресурсов для того, чтобы вложиться в продвижение и, кроме того, нельзя не заметить, что инвестиции в продвижение туристических маршрутов — это не расходы, а вложения в успешное будущее компании.

Литература:

  1. Волкова, Д. С. Маркетинг как двигатель туристической деятельности / Д. С. Волкова // Современные научные исследования и инновации. — 2022. — № 11(139).
  2. Ильницкий, О. В. Социальные сети в туристическом маркетинге / О. В. Ильницкий, О. А. Надеина, Н. А. Растегаева // Вестник Тюменского государственного института культуры. — 2021. — № 4(22). — С. 84–86.
  3. Котлер, Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учебник для студентов вузов; пер. с англ. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юнити-Дана, 2022.– 1071 с.
  4. Официальный сайт компании «Российские железные дороги». Электронный доступ: https://www.rzd.ru/ru/9315
  5. Шкулова, Е. А. Туристический маркетинг территорий: вызовы нового времени и приоритеты развития / Е. А. Шкулова // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. — 2023. — № 2(74).


Задать вопрос