В статье рассматриваются современные подходы к управлению экипажем и командованию на морских судах, обусловленные развитием автоматизации и цифровизации судоходства. Особое внимание уделено вопросам влияния человеческого фактора на безопасность судовождения, методам поддержания дисциплины и взаимодействия в международных экипажах, а также использованию инновационных технологий для оптимизации управления. Описаны тенденции внедрения автономных систем судовождения и их воздействие на процессы командования. Также обсуждаются перспективы развития образовательных программ для капитанов и командного состава с учетом новых требований к квалификации. Статья акцентирует внимание на интеграции цифровых платформ и интеллектуальных систем, которые трансформируют управление экипажем и взаимодействие с береговыми службами. Сделаны выводы о необходимости комплексного подхода к управлению, учитывающего технологические, психологические и культурные аспекты работы экипажа.
Ключевые слова: управление экипажем, командование, морские суда, человеческий фактор, автоматизация, цифровизация, дисциплина, международные экипажи, автономные системы, капитаны, образовательные программы, инновационные технологии.
This article examines contemporary approaches to crew management and command on maritime vessels, driven by the advancement of automation and digitization in shipping. Special attention is given to the impact of the human factor on navigational safety, methods for maintaining discipline and interaction within international crews, as well as the use of innovative technologies for optimizing management. The trends in the implementation of autonomous navigation systems and their effects on command processes are described. Additionally, the prospects for developing educational programs for captains and crew members are discussed, considering the new qualification requirements. The article emphasizes the integration of digital platforms and intelligent systems that transform crew management and interactions with shore-based services. Conclusions highlight the necessity of a comprehensive management approach that accounts for the technological, psychological, and cultural aspects of crew operations.
Keywords: crew management, command, maritime vessels, human factor, automation, digitization, discipline, international crews, autonomous systems, captains, educational programs, innovative technologies.
Управление экипажем на морских судах представляет собой один из ключевых факторов обеспечения безопасности судоходства и эффективности выполнения судовых операций. Современные морские перевозки сталкиваются с целым рядом вызовов, включая усложнение навигационных условий, увеличение объема морского трафика и высокую степень автоматизации судов. В таких условиях принципы управления экипажем, роль человеческого фактора и требования к капитану и командному составу становятся центральными аспектами эффективного функционирования судов.
Одним из фундаментальных принципов управления экипажем является четкая иерархия и строгое распределение обязанностей, основанное на единоначалии. Капитан как главнокомандующий судном несет полную ответственность за его эксплуатацию, безопасность, жизнь экипажа и пассажиров. Организация работы экипажа строится на понятных и строго регламентированных процедурах, отраженных в Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (STCW). Эта конвенция, пересмотренная в Маниле в 2010 году, устанавливает базовые стандарты подготовки и квалификации моряков, включая требования к навыкам управления и взаимодействия в условиях судоходства.
В условиях глобализации морской отрасли управление многонациональными экипажами стало стандартной практикой. Согласно данным Международной морской организации (IMO), более 75 % экипажей составляют представители различных стран, что требует учета культурных и языковых различий. Эффективное общение и взаимодействие между членами экипажа становятся критически важными для предотвращения конфликтов и недоразумений, способных привести к аварийным ситуациям. Использование английского языка как рабочего стандарта на борту является обязательным, однако капитаны должны проявлять гибкость и учитывать культурные особенности, влияющие на восприятие и выполнение задач.
Влияние человеческого фактора на безопасность мореплавания остается одной из наиболее обсуждаемых тем в профессиональном сообществе. По данным исследований Международного совета по морским авариям, до 80 % инцидентов на море вызваны ошибками экипажа. Основными причинами таких ошибок являются усталость, стресс, недостаток профессиональной подготовки и межличностные конфликты. Например, усталость, вызванная длительными рабочими сменами и недостатком сна, снижает когнитивные способности моряков, что, в свою очередь, увеличивает вероятность неправильных действий. Для решения этой проблемы в рамках STCW установлены минимальные требования к продолжительности отдыха моряков, что является обязательным для соблюдения судоходными компаниями.
Современные подходы к снижению влияния человеческого фактора включают внедрение симуляционных тренингов и регулярную переподготовку экипажей. Симуляционные центры, оснащенные современными навигационными и инженерными тренажерами, позволяют моделировать аварийные ситуации и вырабатывать у моряков навыки быстрого и правильного реагирования. Например, в таких центрах проводятся тренировки по управлению судном в условиях густого морского трафика, плохой видимости или технических отказов систем. Это позволяет экипажам действовать слаженно и минимизировать риски.
Требования к капитанам и старшему командному составу, в свою очередь, существенно возросли в последние десятилетия. От капитана требуется не только глубокое знание навигационных систем, включая электронные карты (ECDIS), радары и автоматические идентификационные системы (AIS), но и высокая степень компетентности в управлении человеческими ресурсами. Лидерские качества, способность принимать решения в стрессовых ситуациях и навыки мотивации экипажа становятся неотъемлемой частью профессионального профиля капитана. Капитан должен уметь эффективно распределять задачи, поддерживать моральный дух экипажа и предотвращать конфликты.
Технический прогресс также меняет роль капитана и команды в управлении судном. Внедрение систем автономного судоходства, таких как MASS (Maritime Autonomous Surface Ships), требует от моряков адаптации к новым технологиям. Хотя полностью автономные суда пока остаются в стадии тестирования, элементы автоматизации, включая системы дистанционного управления судном, уже активно используются. Это требует от капитанов новых навыков в области управления системами связи, кибербезопасности и анализа данных.
Эффективное управление экипажем также невозможно без учета современных норм в области психологической устойчивости. Моряки сталкиваются с длительными периодами изоляции, разлукой с семьей и физическим напряжением, что может приводить к депрессии и синдрому выгорания. Психологическая подготовка, регулярное консультирование и программы релаксации на борту становятся частью стратегии морских компаний по поддержанию здоровья экипажа. Международная федерация транспортных рабочих (ITF) подчеркивает важность регулярного проведения тренингов, направленных на укрепление психоэмоционального состояния моряков.
Практика командования на морских судах сталкивается с рядом сложных вызовов, требующих высокого профессионализма капитанов и командного состава. Одной из центральных задач является эффективное управление международными экипажами, где культурные, языковые и профессиональные различия могут затруднять взаимодействие. Согласно данным Международной морской организации (IMO), более 80 % современных коммерческих судов управляются смешанными экипажами. Основной язык общения на судах — английский, регламентированный Конвенцией STCW, однако уровень владения языком среди членов экипажа может существенно различаться. Это часто приводит к ошибкам в передаче информации, что, в свою очередь, становится причиной аварийных ситуаций. Для минимизации подобных рисков судоходные компании активно внедряют программы обучения и сертификации, такие как Marlins и CES 6.0, которые позволяют оценивать и повышать уровень языковой компетенции моряков.
Соблюдение дисциплины в условиях ограниченного пространства судна требует особых подходов к управлению. На борту судна основой работы экипажа является строгое следование установленным инструкциям, подчинение командованию и оперативное выполнение поставленных задач. Одновременно с этим в международных экипажах нередко возникают конфликты, связанные с различиями в культурных нормах. Например, исследование, проведенное Lloyd’s Register Foundation, показало, что члены экипажа из азиатских стран склонны к непрямой коммуникации, что может восприниматься как недостаток инициативы у представителей европейских экипажей. Для решения таких конфликтов капитан обязан использовать методы командного взаимодействия, которые основаны на поощрении доверия, взаимоуважения и соблюдении норм профессионального этикета. Компании, такие как Maersk и Shell Shipping, внедряют регулярные тренинги для капитанов, направленные на развитие лидерских качеств и навыков разрешения конфликтов.
Важным аспектом практики командования стало использование цифровых технологий для оптимизации управления и контроля задач. Современные судовые системы, такие как Fleet Management Software, позволяют капитану и старшему офицеру отслеживать выполнение задач экипажа в режиме реального времени, минимизируя вероятность ошибок. Например, системы планирования технического обслуживания, включая AMOS и ShipManager, обеспечивают своевременное проведение инспекций и ремонта оборудования, что особенно важно для предотвращения аварий. В то же время технологии искусственного интеллекта, интегрированные в автоматизированные системы судовождения, позволяют снизить нагрузку на экипаж, выполняя рутинные задачи, такие как управление движением судна и мониторинг состояния систем. Это высвобождает ресурсы команды для выполнения более сложных и стратегически важных задач.
Цифровизация также способствует улучшению связи между экипажем и береговыми службами. Использование спутниковых систем связи, таких как Inmarsat и Starlink, позволяет поддерживать стабильное интернет-соединение даже в удаленных районах мирового океана. Это особенно важно для взаимодействия с диспетчерскими центрами, организации логистических операций и оперативного получения инструкций. Современные платформы связи также позволяют экипажу участвовать в онлайн-обучении, что способствует повышению их квалификации без отрыва от выполнения служебных обязанностей. Например, такие компании, как MOL и NYK Line, внедряют платформы дистанционного обучения, позволяя членам экипажа проходить курсы по управлению судами и современным технологиям.
Управление стрессом и психологической устойчивостью экипажа остается одним из наиболее актуальных вопросов в практике командования. Моряки регулярно сталкиваются с длительными периодами изоляции, физическим и эмоциональным напряжением, что может приводить к снижению работоспособности и даже к серьезным психологическим расстройствам. По данным исследования Международной федерации транспортных рабочих (ITF), около 25 % моряков испытывают признаки депрессии во время длительных рейсов. В связи с этим судоходные компании внедряют программы психологической поддержки, такие как регулярные консультации с психологами, организация досуга и спортивных мероприятий на борту. Многие суда оснащены тренажерными залами, мультимедийными библиотеками и зонами отдыха, что позволяет снизить уровень стресса у экипажа.
Для капитанов разработаны специальные программы обучения, направленные на развитие навыков раннего выявления признаков эмоционального выгорания у членов команды. Это включает использование методик поведенческого анализа, проведение регулярных собраний экипажа и создание атмосферы доверия, где каждый моряк может открыто говорить о своих проблемах. Кроме того, современные цифровые решения, такие как SeafarerHelp, предоставляют круглосуточный доступ к консультациям профессиональных психологов через онлайн-платформы, что позволяет решать кризисные ситуации в кратчайшие сроки.
Автоматизация и цифровизация морских судов в последние десятилетия кардинально изменили процессы управления экипажем, поставив перед капитанами и командным составом новые задачи. Основной целью внедрения этих технологий стало повышение безопасности судоходства, снижение человеческого фактора в аварийных ситуациях и оптимизация эксплуатационных процессов. Влияние автоматизации на процесс командования судном проявляется в переходе от традиционных методов управления к более структурированным, основанным на использовании интеллектуальных систем. Разработка автономных надводных судов, известная как Maritime Autonomous Surface Ships (MASS), стала одним из ключевых направлений современной морской индустрии. Хотя полностью автономные суда еще не достигли стадии коммерческой эксплуатации, отдельные элементы автоматизации, такие как системы динамического позиционирования, автоматизированные навигационные системы и дистанционное управление, уже активно используются на судах.
Капитаны сталкиваются с необходимостью адаптации к этим изменениям, что требует от них глубокого понимания работы с новыми технологиями. Например, интеграция систем, таких как ECDIS (Electronic Chart Display and Information System), AIS (Automatic Identification System) и систем прогнозирования маршрута на основе больших данных, позволяет более точно планировать навигацию, учитывать погодные условия и избегать зон с высоким уровнем риска. Однако это создает и новые вызовы. Исследования, проведенные Международной морской организацией (IMO), показывают, что хотя автоматизация снижает когнитивную нагрузку на членов экипажа, она также может привести к «утрате навыков» из-за слишком сильного упора на технологии. Это особенно критично в ситуациях, требующих быстрого принятия решений при отказе автоматизированных систем.
Современные программы обучения капитанов и командного состава ориентированы на интеграцию традиционных морских навыков с подготовкой к работе с цифровыми технологиями. Симуляционные тренажеры, используемые в ведущих морских академиях, таких как Академия ВМФ в Норвегии и Международный морской институт в Мальте, позволяют моделировать сложные навигационные ситуации с учетом работы автоматизированных систем. Это включает тренировки по управлению судном в условиях ограниченной видимости, маневрированию в узких проходах и предотвращению столкновений. Кроме того, важное внимание уделяется обучению основам кибербезопасности. Учитывая рост числа кибератак на морские системы, что подтверждают отчеты Allianz Global Corporate & Specialty, капитаны должны быть готовы к предотвращению возможных угроз, таких как несанкционированный доступ к системам управления судном.
Одним из перспективных направлений в подготовке капитанов является использование виртуальной и дополненной реальности (VR и AR). Эти технологии дают возможность проводить тренировки в условиях, максимально приближенных к реальным, моделируя не только аварийные ситуации, но и повседневные задачи управления экипажем. Например, компании, такие как Kongsberg и Wärtsilä, уже предлагают решения на основе VR, которые позволяют капитанам отрабатывать сложные маневры в виртуальной среде без риска для реального судна.
Инновации в управлении экипажем также связаны с использованием цифровых платформ для координации работы и улучшения взаимодействия на борту. Современные системы управления, такие как ShipManager и Crew Manager, интегрируют данные о задачах, графиках смен, техническом состоянии судна и даже состоянии здоровья экипажа. Такие системы позволяют капитану и старшему офицерскому составу оперативно управлять процессами на борту, минимизируя вероятность человеческих ошибок. Например, биометрические датчики, установленные на некоторых судах, позволяют отслеживать уровень усталости членов экипажа и корректировать графики работы и отдыха для предотвращения ошибок, связанных с переутомлением. Судоходные компании, такие как MOL и NYK Line, активно тестируют такие технологии, чтобы повысить безопасность рейсов и снизить риски.
Цифровизация также оказывает влияние на взаимодействие экипажа с береговыми службами. Использование спутниковых систем связи, таких как Inmarsat и Starlink, обеспечивает надежную связь даже в удаленных районах мирового океана. Это особенно важно для передачи данных о состоянии судна, взаимодействия с диспетчерскими центрами и проведения дистанционных собраний. Внедрение высокоскоростного интернета на судах позволило сократить разрыв между экипажем и береговыми службами, делая взаимодействие более оперативным и эффективным. Более того, такие системы обеспечивают доступ к образовательным платформам, что позволяет морякам проходить курсы повышения квалификации прямо на борту.
Перспективы развития управления экипажем тесно связаны с внедрением концепции «цифровых двойников» (Digital Twin). Эта технология, активно развиваемая в Европе, позволяет создавать виртуальную модель судна, отражающую все аспекты его работы — от технического состояния систем до планирования операций. «Цифровой двойник» может использоваться капитанами для прогнозирования возможных проблем, тестирования сценариев аварийных ситуаций и оптимизации маршрутов. Например, внедрение такой технологии позволяет заранее выявлять потенциальные неисправности оборудования, что минимизирует риск вынужденных простоев и аварийных ситуаций.
Литература:
- Валов, В. В., Мельников, А. А. «Человеческий фактор в морском судоходстве: вызовы и решения». — Санкт-Петербург: Судостроение, 2020. — 304 с.
- Иванов, С. А., Петров, Н. И. «Управление судовым экипажем: основы психологии и технологии управления». — М.: Транспорт, 2018. — 224 с.
- International Maritime Organization. STCW: International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers, 1978, as amended in Manila, 2010. — London: IMO Publishing, 2011. — 514 p.
- Allianz Global Corporate & Specialty. «Safety and Shipping Review 2023». — Allianz SE, 2023. — 98 p. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.agcs.allianz.com
- Lloyd’s Register Foundation. «Human Element and Safety in Maritime Industry». — London: Lloyd’s Register, 2019. — 145 p.