Технология проектов как способ развития критического мышления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 26.12.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Породенко, А. С. Технология проектов как способ развития критического мышления / А. С. Породенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 427-429. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121210/ (дата обращения: 16.01.2025).



В статье автор представляет, как можно использовать проектную деятельность для формирования критического мышления.

Ключевые слова: критическое мышление, проектная деятельность, обучающиеся.

В последнее время умение анализировать ситуацию и находить решения становится очень важным. Одно из важнейших качеств современного человека — активная умственная деятельность, критическое мышление, поиск нового. Повышение качества образования и формирование базовых компетенций у учащихся является важнейшей задачей модернизации профессионального образования [4]. Целью технологии развития критического мышления является развитие навыков мыслительной деятельности, необходимых детям в дальнейшей жизни, такие как работа с источниками информации, выявление главного, анализ различных аспектов явлений [2].

Понятия критического мышления были еще представлены в работах Сократа и Платона. В «Диалогах» Платона Сократ сомневается в общепринятых идеях, отлично рассуждает и аргументирует свою точку зрения и стремится к истине. Долгое время критическое мышление считалось основой для философов и учёных, но в начале XX века с подачи американского педагога и мыслителя Джона Дьюи оно прочно вошло в дискуссии о школьном образовании, а потом и в повседневность [3].

При получении новых знаний каждый человек имеет право не доверять услышанной информации, проверять её достоверность. Это и способствует развитию.

Для развития критического мышления нужно уметь задавать вопросы и ставить проблемы, которые нужно решить. А для этого нужно быть достаточно осведомленным в данной теме, изучить немало источников литературы для правильного ответа и справедливого решения сложных вопросов. Один из способов — это исследовательская деятельность, где обучающийся поэтапно развивает умение критически мыслить.

В начале ХХ века в 1905 году под руководством русского педагога С. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, которые использовали проектные методы в преподавании. В настоящее время проектная работа претерпела изменения. Они диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий. Такая технология формирует индивидуальное развитие личности, способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия.

В образовании различают определённые виды проектов: исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-ориентированные [1]. Этапы жизненного цикла проекта:

— разработка концепции проекта;

— оценка жизнеспособности проекта;

— планирование проекта;

— защита проекта;

— предварительный контроль;

— этапы реализации проекта;

— коррекция по итогам мониторинга;

— завершение проекта [1].

В результате проектной работы кадет приобретает навыки постановки цели, задач, выдвижении гипотезы и ее доказательстве. Юный исследователь учится планировать свои действия для выполнения эксперимента, выявляет значимость своих действий для подтверждения или опровержения гипотезы.

Я считаю, что организация проектной деятельности — один из важных этапов в обучении. Это такие познания, навыки, которые в урочное время невозможно приобрести школьнику. Каждый проект требует творчества, индивидуального и научного подхода. Такой вид работы пробуждает интерес к исследованию, мотивирует на более глубокое изучение учебного материала.

При подготовке к проекту обучающийся собирает различные источники информации. Создается план действий, формулируются цели и задачи. Я на данном этапе консультирую и корректирую.

В процессе создания проекта у обучающихся вырабатывается свой собственный взгляд, собственное мнение на информацию.

На втором этапе проектной деятельности проводятся эксперименты, измерения, анализ и систематизация полученной информации. Формируется навык строить причинно-следственные связи — логичный результат проектной деятельности. Ребенок учится обрабатывать большой объём информации, формировать собственное мнение, анализируя изученный опыт. Школьник обучается правильно оформлять проект на бумажном и электронном носителях.

В итоге данной работы создается продукт проекта, презентация проекта и защита научной идеи проекта. Во время доклада своей работы учащиеся представляют результаты, выводы, описывают методы, демонстрируют приобретенные знания и умения. Выбор формы презентации, выступление, защита проекта — это тоже учебный процесс, где обучающиеся приобретают навыки представления итогов, ведения научной дискуссии, делового общения, правильного восприятия критики, умение отстаивать свои позиции и уважать точку зрения других.

Проектная деятельность особенно эффективна для профессионального самоопределения, которая помогает выявить и развить профессиональные склонности ребенка. Проект еще может помочь в осуществлении функции самореализации школьника, где он получает удовлетворения от самостоятельной деятельности. Проект стимулирует дальнейшее направление обучающегося на этапе предпрофильной подготовки, а в дальнейшем и профильной подготовки. Проектная деятельность помогает кадетам:

пообщаться с экспертами и профессионалами, которые уже работают в сферах, интересных для ребят;

обогатить свое портфолио и, возможно, получить преимущества при поступлении в выбранный вуз. Так, наши кадеты принимали участие в таких мероприятиях как учебно-исследовательская конференция ФГКОУ КПКУ, V муниципальная научно-практическая конференция учащихся в области естественнонаучных дисциплин «Прорыв в науку XXI века», выступали с научным проектом на региональном этапе ВсОШ по «Экологии» и другие. Обучающиеся использовали полученные теоретические знания таких наук как химия, биология, экология, математика на практике. Попробовали себя в роли лаборантов, ученых, докладчиков.

И главное — то, что проектная деятельность формируют у обучающихся систему универсальных знаний, опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета. Проекты позволяют формировать коммуникативную компетенцию — способность к сотрудничеству, взаимодействию, умение обосновывать высказывания, проявлять инициативу.

Литература:

  1. Боровская Н. Н., Шарыгина Н. В., Кирилова А. П. Учебные экологические проекты в современном образовании / Под ред. Н. Н. Боровской. — Архангельск, 2005.- 54 с.
  2. Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. В 2-х тт. — М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006.
  3. Пахомова Н. Ю. Проектное обучение — что это? /Н. Ю. Пахомова // Методист.- 2004. — № 1. — С.42–45.
  4. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./Под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2000. — 272с.
  5. Поппер К. Р. Логика научного исследования. — М.: Республика, 2004
  6. Ружиэйро В. Р. Мышление: пятнадцать уроков для начинающих авт. / Винсент Р. Ружиэйро; авторизованный пер. с англ. Андрея Станиславского. — Москва: Флинта: Наука, 2006. — 437 с.
  7. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. / И. С. Сергеев. -М.: Аркти, 2005. — 80с.
  8. Чечель И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения/И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. 2003. — № 6. — С.24–29.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, критическое мышление, защита проекта, обучающийся, проект, самостоятельная деятельность, собственное мнение, умение, этап.


Похожие статьи

Задать вопрос