Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Игра как новая образовательная методика изучения экономических дисциплин

Педагогика
29.03.2021
521
Поделиться
Библиографическое описание
Печинская, Я. В. Игра как новая образовательная методика изучения экономических дисциплин / Я. В. Печинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 275-278. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79482/.


В статье рассмотрена методика разработки игры с целью развития у обучающихся гибких навыков и успешного усвоения пройденного материала.

Ключевые слова: игра, коммуникативные навыки, интерактивные подходы, экономика.

Предназначение учебной деятельности состоит как в усвоении специально отобранных знаний, опыта, которые выработало человечество, так и в совершенствовании знаний, умений и навыков. С целью рационализации приемов образовательной деятельности, поиска наилучших способов решения образовательных проблем разрабатываются инновационные методики преподавания. Сбалансированное использование инновационных методик важно в реализации образовательных целей [1, с. 112].

В настоящее время систему образования сложно представить без новых идей, подходов, современных технологий и совместной групповой работы. Интерактивные методы обучения все больше внедряются в практику преподавания отдельных дисциплин.

Интерактивные подходы представляю собой: творческие задания, работу в малых группах, обучающие игры (ролевые, деловые игры и образовательные игры), использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии), социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки), изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами); обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)»; разрешение проблем («Дерево решений» и т. д.) [2, с. 6].

В рамках практических занятий по дисциплине «Экономика туризма и гостеприимства» активно внедряется игровой метод обучения.

Методика преподавания экономических дисциплин исследует совокупность взаимосвязанных средств, методов, форм обучения экономическим предметам. Отличие данной методики в том, что обучение тесно связано с экономической жизнью общества. Правильно подобранная методика преподавания позволяет наращивать знания, расширять понятийный аппарат, выявлять новые принципы и законы в экономической теории. Также важнейшей чертой методики преподавания экономических дисциплин является взаимосвязь образовательных технологий с ролью знаний в экономическом развитии. Под технологией обучения понимаются методы, средства, с помощью которых преподаватель воздействует на обучаемых. Образовательные технологии возникли на определенном этапе экономического развития общества и эволюционировали вместе с ним. Использование технологий применительно к экономическим дисциплинам позволяет оптимизировать образовательный процесс. В свою очередь выбор образовательных технологий зависит не только от образовательных целей учебного курса, но и от индивидуального стиля преподавания. В экономических дисциплинах выделяется разный уровень сложности материала, что позволяет использовать различные способы учебной познавательной деятельности. Экспериментально установлено, что при равных условиях в памяти студента запечатлевается 10 % того, что он слышит, 50 % того, что он видит, и 90 % того, что он делает. Отсюда следует, что наиболее эффективной формой обучения является форма, основывающаяся на активном включении студента в действие, связанное с самостоятельным поиском знаний. Изучая факты и цифры, студенты могут раскрывать не только отдельные стороны экономических процессов и явлений, но и увидеть в целом развитие и функционирование экономического механизма. Поэтому здесь наиболее ценно, чтобы студенты получали знания не в готовом виде, а сами приходили к нужным выводам в процессе активных творческих поисков, самостоятельном анализе экономического материала. Достижение подобной результативности обучения зависит непосредственно от методики преподавания и использования таких приемов преподнесения материала, которые были бы направлены на всемерное развитие мыслительной творческой деятельности студентов [1, с. 113].

Одним из давно известных способов усвоения человеком знаний и умений является игра, используемая в качестве средства и метода обучения и воспитания, а также имеющая специфическое содержание и целевую направленность [1, с. 113].

Педагогическая суть игрового метода — активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучении, подготовить к профессиональной практической деятельности [3, с. 851].

Применение игр в процессе вузовского обучения может помочь в создании принципиально новых педагогических систем, поскольку игры не только развивают способность к сотрудничеству и самоопределению, но и обеспечивают личностный рост [4, с. 31].

Из всех игровых методов наиболее эффективным и востребованным является деловая игра. Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры. Методически правильно разработанная деловая игра включает в себя все новое и прогрессивное, что появляется в педагогической теории и практике [4, с. 31].

Для повышения эффективности обучающей игры ее технология должна отвечать определенным требованиям:

— игра должна соответствовать целям обучения;

— игра должна затрагивать практическую ситуацию;

— в результате игры должна быть решена поставленная задача;

— анализ хода и результатов игры должен оцениваться, как самими участниками, так и экспертами (преподавателями, практиками).

На практических занятиях по «Экономике туризма и гостеприимства» обучающиеся не только участвуют в разработанных деловых играх, но и занимаются созданием настольной деловой экономической игры, с элементами экономических субъектов хозяйствования, туристическими объектами, учитывая географию и особенности функционирования рынка туристических услуг.

Целями такого игрового подхода к обучению являются активизация учебного процесса, развитие креативного мышления, формирование навыков по темам дисциплины, в соответствии с учебной программой, делается акцент на решение реальных экономических проблем в сфере туризма, групповую работу, открытый диалог, принятие самостоятельных решений и личную ответственность. Это все сводится в эпоху «новой экономики» — экономики знаний к развитию гибких навыков (soft skills).

Создание и использования экономической деловой игры в учебном процессе кафедры менеджмента туризма и гостеприимства, в рамках дисциплины «Экономика туризма и гостеприимства» ставит перед собой следующие задачи:

1) образовательная: наглядное представление взаимодействия субъектов хозяйствования с потребителями в сфере туризма и гостеприимства, закрепление теоретических основ функционирования экономики туризма и гостеприимства;

2) воспитательная: заключается в формировании ответственного отношения студентов к будущей профессии, в формировании следующих социальных компетенций:

— быть способным к социальному взаимодействию;

— обладать способностью к межличностным коммуникациям;

— быть способным к критике и самокритике;

— уметь работать в команде;

— совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

— формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию;

— использовать в практической деятельности основы законодательства и правовых норм;

— обладать чувством ответственности.

3) развивающая: формирование экономического мышления, развитие аналитического склада ума, способствует развитию коммуникативных качеств, формирует навыки работы в команде.

Разработка и использование игры в рамках учебного процесса включает в себя несколько этапов:

  1. Организационный этап (организация групповой работы (предполагает деление на команды случайным образом), проработка идей, выбор альтернатив). На данном этапе происходит сбор и анализ идей по созданию игры, ее направлений и конечных целей. Обучающиеся анализируют имеющие деловые экономические игры, изучают правила, анализируют тактику и стратегию, предлагают свои идеи. На данном этапе активно задействованы методы: мозговой атаки, мозгового штурма, метод построения дерева целей, что также позволяет закрепить материал по теме: «Планирование и прогнозирование».
  2. Этап реализации (разработка игрового материала, использование метода проб и ошибок, работа в команде, создание игрового поля и обсуждение правил). Обучающиеся, на основе пройденного материала, формируют вопросы к игре, ряд случайных событий, которые возникают в процессе игры (различные ситуации из экономики, экономики организации, менеджмента, экономики туризма и гостеприимства), создают карточки участников и субъектов хозяйствования, участников процесса создания, распределения и обмена товарами и услугами, создают туристические направления для потребителей и рассчитывают их (необходимы знания географии);
  3. Этап констатации (оценка полученных результатов (по возможности, экспертная оценка), проведение игры, описание результата и внесение корректировок);
  4. Этап интерпретации (рефлексии) — обобщение и подведение итогов игры, проверка полученных в процессе игры знаний (в тестовой форме). Тестирование по пройденному материалу проводится в 2 этапа:

1. Обучающие отвечают на тестовые вопросы до того, как они получили творческое задание по разработке игры;

2. Выполняют эти же задания после разработки и проведения игры.

Преподаватель сравнивает результаты. Практика показывает, что у 58 % количество правильных ответов вырастает в 2–3 раза, это говорит о том, что в процессе разработки игрового поля, случайных событий, игровых вопросов произошло повторное изучение и закрепление материала, сработало ассоциативное мышление, наглядность представленного материала также имела колоссальное значение.

Один из вариантов игрового поля одной из игр представлен на рис. 1.

Пример игрового поля [авторская разработка]

Рис. 1 Пример игрового поля [авторская разработка]

На каждом из этапов происходит повтор, как практического, так и лекционного материала, каждая команда обменивается своими наработками друг с другом, в результате чего происходит процесс обобщения, уточнения и доработки данных.

Этап разработки и создания игры обучающимися представляет своего рода проект, который в конечном итоге приводит к формированию не только необходимых в процессе обучения компетенций, но и педагогическому эксперименту, что позволяет делать выводы об эффективности использования интерактивных (инновационных) способов и методов в образовании.

Таким образом, внедрение игрового метода обучения в практику преподавания становится все более популярным. Это вызывает высокую заинтересованность среди обучающихся, помогает им самостоятельно принимать решения в рамках поставленных задач, носит практическую направленность, активизирует групповую активность и совершенствует коммуникативные навыки. Данные компетенции являются необходимыми для будущих работодателей в рамках рыночной экономики и возрастающей конкуренции.

Дальнейшие исследования предполагают оценку креативности и более активное развитие гибких навыков обучающихся.

Литература:

  1. Чичко, Ю. В. Деловая игра как эффективный метод обучения экономическим дисциплинам // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2010. — № 2. — с. 112–115.
  2. Капранова, М.Н., Интерактивная стратегия обучения // Методические ориентиры. — 2016. — № 3 (27). — с. 2–7.
  3. Отрещенко, И. В. Использование деловой игры как метода обучения в ВУЗе // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. — 2017. — № 3. — с. 851–852.
  4. Карева, Г. В. Игровые технологии формирования гностических качеств будущего специалиста // Педагогика и психология. Вестник ЧГПУ — 2009. — № 4. — с. 30–39.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
игра
коммуникативные навыки
интерактивные подходы
экономика
Молодой учёный №13 (355) март 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 275-278):
Часть 4 (стр. 231-305)
Расположение в файле:
стр. 231стр. 275-278стр. 305

Молодой учёный