В статье рассматривается историческая личность Мустафы Шокая, анализируется понятие «ложь» в его трудах.
Ключевые слова: история, ложь, Мустафа Шокай, истина, справедливость.
The article examines the historical figure of Mustafa Shokai and analyzes the concept of «lie» in his works.
Keywords: history, lie, Mustafa Shokai, truth, justice.
Актуальность темы «Концепт «ложь» в трудах Мустафы Шокая» — это богатая история казахского народа. Без нашей истории, языка мы бы не знали о наших великих просветителях, борцах за свободу и независимость нашего народа, и, естественно, мы бы не знали о большом вкладе нашего уроженца Кызылординской области Мустафе Шокая и о нем самом. Актуальность данной темы помогает нам понять, что помощь своему родному народу оплачивается еще в большем размере.
Цель нашего исследования — это сохранить вечную память о героических поступках наших предков. Даже когда Шокай был за границей, он никогда не забывал о своей родине и о своем народе. В его статьях и работах не только затрагивались темы про Туркестан, но и про другие страны, как Украина, Кыргызстан и другие постсоветские страны.
Задачи нашего исследования — это:
- Дать краткую информацию понятию «Концепт «ложь».
- Познакомить читателя с биографией Мустафы Шокая.
Ожидаемые результаты:
- Понять и изучить термин «Концепт «ложь».
- Хранить долгую память о нашем земляке М. Шокае.
Концепт «ложь» представляет собой слово, в котором образы и понятия связаны с самосознанием и разумом человека. Ложь — сознательное искажение истины, высказанное с целью введения кого-либо в заблуждение.
Слово «ложь» имеет очень разные значения.
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой есть определение этого слова как: обман, неправда, намеренное искажение истины [1].
В словарях В. И. Даля, Т. Ф. Ефремовой, Д. Н. Ушакова у данного термина «ложь» нет никаких определений [2; 3].
Мустафа Шокай родился 25 декабря 1890 года в казахском ауле Аулие — Тарангыл на реке Сырдарье вблизи с Перовском. Был казахским общественным и политическим деятелем, был идеологом борьбы за свободу и независимость единого Туркестана, и был в составе партии Алаш.
С начала гражданской войны от 1921 года и до Второй мировой войны до 1941 года Мустафа Шокай находился в эмиграции во Франции и в советское время обвинялся в коллаборационизме с фашистской Германией [4].
Во время эмиграции во Франции Мустафа Шокай написал более 120 работ на французском языке, и в этих работах часто упоминались его казахский народ, их жизнь и советская власть. В его трудах говорится об образовании, свободе, лжи, честности и грамотности.
Мустафа Шокай не был сторонником лжи, жестокости и тоталитарного режима. Приведем некоторые примеры из трудов М. Шокая:
1. «Приводившиеся мною, в опровержении Рыскулова из «накануне» советские данные — это не вся правда о Туркестане»; [5, с. 179]
Антоним: Правда — ложь.
2. «Попытки же успокоить туркестанскую бедноту духовными школами и судами по Шариату — затея вполне достойная лжецов и комедиантов, именующих себя освободителями трудящихся масс от земельной кабалы» [5, с. 183].
Ключевое слово: лжец. В этом высказывании, М. Шокай уже знал о лживости школьных и судебных учреждений, и приравнивает ложь к одним из плохих качеств человека.
3. «Вместо беспристрастного научного анализа у такого историка — партийная ложь » [5, с. 68].
Что такое ложь? Ложь — это высказывание, которое рассчитано на обман, в нем умалчивается и утаивается правда, в котором человек обременяет себя необходимостью поддерживать свой обман, которая может усложнить жизнь [6].
4. «Большевистский историк Алексеенков лжет , когда пишет, что будто заем проводился при помощи решительного административного нажима. Никакого «нажима» не было: подписка шла совершенно добровольно» [5, с. 69].
В этом высказывании, многие историки, так же как и Алексеенков, лгут о жизни Туркестанских граждан, важных решениях в партиях и т. д.
Лжи в жизни политического деятеля было много. О нем ходили различные слухи, начиная с предательства своих товарищей, и заканчивая лживым фактом о том, что он был в долгом сотрудничестве с Гитлером, и хотел так свергнуть сам Советский Союз. Но это было неправдой, это была ложь. Правда в отношении Мустафы Шокая умалчивалась, была завуалирована. Его недруги хотели скрыть от народа правду о том, что М. Шокай боролся за справедливость, за независимость и свободу казахского народа.
Идеи Мустафы Шокай имеют большую ценность для молодого поколения и будущего страны. Поэтому, не случайно, в Казахстане и в нашем городе Кызылорда, в Кызылординском университете имени Коркыт Ата функционирует научно-исследовательский центр «Мустафа Шокай», который занимается исследованиями трудов М. Шокая на предмет истории, правды, распространения его богатого наследия, чтобы в памяти народа исчезла ложь и восторжествовала только истина.
Литература:
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — 4-е изд.–М., 1997.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: 3-е изд., испр.и доп. / Под ред. И. А. Бодуэна де Куртенэ. — СПб.: Товарищество М. О. Вольфа, 1903–1909.
- Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов.энцикл.: ОГИЗ, 1935–1940.
- Мұстафа Шоқай — “Түркістан қилы тағдыры” кітабы, Алматы «Жалын» 1992 / «1917 жыл естеліктерінен үзінділер» /»Жас Түркістан» журналы.
- Мұстафа Шоқай. Шығармалар жинағы. — XI том.- 2011. — 543 б.
- Ложь // Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.