Правовые особенности применение информационных технологий в государственном управлении: опыт Ульяновской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (550) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 21.12.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Шикин, В. А. Правовые особенности применение информационных технологий в государственном управлении: опыт Ульяновской области / В. А. Шикин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — URL: https://moluch.ru/archive/550/120912/ (дата обращения: 25.12.2024).



На заседании Совета по развитию местного самоуправления 20 апреля 2023 года Президент Российской Федерации отметил, что с развитием информационно-цифрового пространства у общества и государства возникает необходимость разработать и внедрить механизмы правового регулирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления с целью оптимизации и улучшенной работы в сфере управления для повышения уровня качества и действенности обратной связи с гражданами. Однако в настоящее время возникают вопросы по реализации на региональном уровне правовых аспектов. Для успешной интеграции новых технологий и улучшения работы органов власти в Ульяновской области необходимо учитывать специфику региона, а также провести необходимую подготовку сотрудников и обеспечить доступность информационных ресурсов для граждан. Решение этих вопросов позволит эффективно реализовать намеченные стратегии и повысить уровень обслуживания населения.

Ключевые слова: признаки виртуальной собственности, цифровое право, смарт-контракт, блокчейн, электронное юридическое лицо.

Согласно п. 2 ст. 7 Устава Ульяновской области, в Ульяновской области функционирует разветвленная система органов государственной власти, которая включает в себя как законодательную, так и исполнительную ветви [1].

Ульяновское Законодательное Собрание, являясь однопалатным органом, занимается разработкой и принятием законов в сфере информационно-цифровых вопросов области. Состав Собрания обновляется периодически и представляет собой орган, действующий на постоянной основе до окончания срока полномочий.

Исполнительная власть в Ульяновской области сосредоточена в руках Губернатора, который возглавляет Правительство и координирует деятельность министерств и иных исполнительных органов. Срок полномочий Губернатора составляет пять лет, по истечении которых проводятся новые выборы.

Одной из ключевых задач исполнительных органов власти области является обеспечение информационного сопровождения деятельности. В рамках региональной программы «Развитие информационного общества и электронного правительства в Ульяновской области», утверждённая Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.11.2023 № 32/646-П основная работа ведётся над улучшением доступа к информации и внедрением современных технологий в работу органов власти [2]. Это содействует повышению эффективности государственного управления и обеспечению прозрачности в принятии решений.

В 2017 году принята концепция внедрения интеллектуальных цифровых технологий в Ульяновской области «Умный регион» на 2017–2030 годы, предполагающая ускорение экономического развития территорий и повышение качества жизни граждан на основе внедрения в различные сферы жизни информационно-коммуникационных технологий; развитие цифровой экономики, производства и использования инноваций в рамках региональной специализации, создание необходимой для этого инфраструктуры и культивирование компетенций.

Согласно п. 4. Распоряжения Губернатора Ульяновской области от 19.07.2017 № 653-р «Концепция внедрения интеллектуальных цифровых технологий в Ульяновской области «Умный регион» на 2017–2030 годы», оперативная работа государственных органов Ульяновской области опирается на поступление разнообразных информационных потоков, которые могут иметь как внешний, так и внутренний источник [3].

Внешние информационные потоки могут поступать из различных источников, таких как другие регионы, федеральные органы власти, научные учреждения, международные организации, средства массовой информации и другие стороны. Эта информация может быть полезна для выявления тенденций, прогнозирования развития событий, анализа угроз и возможностей, а также для принятия обоснованных и эффективных решений.

Внутренние информационные потоки обычно возникают в рамках деятельности самого региона и связаны с передачей данных и анализом информации между различными подразделениями и органами исполнительной власти. Такие потоки могут включать в себя статистическую информацию, отчеты, оперативные данные, результаты мониторинга и другую важную информацию.

Вся информация, поступающая в органы исполнительной власти Ульяновской области, проходит тщательную обработку и анализ. Данные полученные от предприятий, учреждений и граждан, направляются специализированным органам и отделам для принятия необходимых мер и решений. Система мониторинга и анализа информации, поступающей извне, позволяет оперативно реагировать на изменения в обстановке и ситуации в регионе. Координация работы органов исполнительной власти и правильное распределение информации помогают эффективно управлять процессами и принимать обоснованные решения в интересах жителей Ульяновской области.

Согласно Закону Ульяновской области от 07.10.2010 № 144-ЗО «О регулировании некоторых вопросов в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов Ульяновской области», работа с информацией в органах исполнительной власти Ульяновской области представляет собой сложный и многоаспектный процесс [4]. Вся поступающая информация тщательно анализируется, систематизируется и обрабатывается специализированными учреждениями и отделами. При этом важно учитывать различные форматы информации — часть материалов остается на бумаге, часть переносится в электронный вид, а особо ценные данные сохраняются и в том, и в другом формате.

Программа управления информацией направлена на оптимизацию процессов обработки информации, обеспечивая эффективную работу с ресурсами и повышая качество принимаемых решений. Важным аспектом является сохранность и конфиденциальность информации, поэтому механизмы защиты данных постоянно совершенствуются и обновляются. Кроме того, с целью повышения эффективности управления информацией в органах власти внедряются современные технологии, такие как системы управления базами данных, облачные сервисы, программы аналитики данных и др. Это позволяет оперативно получать и обрабатывать информацию, делать прогнозы и принимать обоснованные решения на основе данных.

В Ульяновской области действуют специализированные организации, занимающиеся сбором, анализом и обработкой разнообразной информации. Эти службы играют важную роль в обеспечении информационной поддержки различных сфер деятельности, таких как экономика, социология, география и другие. Одной из таких служб является аналитическая служба, которая занимается сбором и анализом данных для выработки стратегических решений и прогнозирования различных сценариев развития. Эта служба помогает руководителям принимать обоснованные решения на основе фактической информации. Также в области функционирует центр статистики, который занимается сбором и обработкой статистической информации о различных аспектах общественной жизни. Этот центр предоставляет организациям и государственным учреждениям актуальные данные для анализа и принятия управленческих решений. Кроме того, в Ульяновской области действуют органы, занимающиеся регистрацией прав собственности на недвижимость.

Однако с учётом выработанного регионального законодательства и создания соответствующий организаций по работе с информацией, присутствуют существенные допущения, такие как недостаточная координация на областном уровне в сфере создания информационных систем приводит к дублированию усилий, излишним расходам бюджетных средств и неэффективному использованию ресурсов. Кроме того, разобщенность и разрозненность информационных ресурсов затрудняют эффективное взаимодействие между различными организациями и учреждениями, что мешает максимально полноценно использовать возможности современных технологий.

Необходимо усилить усилия по координации деятельности в сфере создания информационных систем на областном уровне, разработать единую стратегию в этой области и обеспечить взаимодействие между ведомственными подразделениями и органами местного самоуправления. Важно также активнее использовать опыт успешных практик и реализовывать совместные проекты для создания единой информационной инфраструктуры, способствующей повышению эффективности управления и предоставлению гражданам качественных услуг.

Для улучшения ситуации необходимо разработать единые стандарты и протоколы обмена информацией между информационными системами различных ведомств, что позволит избежать дублирования данных и сократить затраты на их обработку. Также важно усовершенствовать программно-техническую базу органов исполнительной власти, что поможет обеспечить более качественный обмен информацией и повысить эффективность работы государственных и муниципальных органов.

Кроме того, необходимо обеспечить обучение сотрудников органов исполнительной власти современным технологиям работы с информационными системами, чтобы повысить их компетенцию и ускорить процессы обмена информацией. Внедрение цифровых технологий и автоматизация рабочих процессов также поможет снизить издержки на сбор и хранение информации, улучшить её качество и сделать управление властью более прозрачным и эффективным.

Таким образом, устранение выявленных недостатков в формировании информационных ресурсов органов исполнительной власти Ульяновской области является важным для оптимизации затрат и для повышения эффективности государственного и муниципального управления.

Литература:

  1. Устав Ульяновской области от 19.05.2005 № 31/311 (в ред. 08.12.2023) // Ульяновская правда. 2005. № 51(22.365); Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/, 13.12.2023.
  2. Постановление Правительства Ульяновской области от 30.11.2023 № 32/646-П «Об утверждении государственной программы Ульяновской области «Развитие информационного общества и электронного правительства в Ульяновской области» // Ульяновская правда. — 2024. — № 7(24676).
  3. Распоряжение Губернатора Ульяновской области от 19.07.2017 № 653-р «Концепция внедрения интеллектуальных цифровых технологий в Ульяновской области «Умный регион» на 2017–2030 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации, http://ulgov.ru (Дата обращения: 28.12.2024)
  4. Закон Ульяновской области от 07.10.2010 № 144-ЗО (в ред. 20.12.2022) «О регулировании некоторых вопросов в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов Ульяновской области» // Ульяновская правда. — 2010. — № 84 (22.954); Ульяновская правда. — 2022. — № 95(24566).


Задать вопрос