Энергосбыт — деятельность по продаже электрической и тепловой энергии потребителям (в значении «сбыт (продажа) энергии»). Термином «энергосбыт» также обозначают энергосбытовые организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу произведённой или приобретённой электрической энергии. [1, с.2]
Идеология энергосбытовой организации — повышение качества обслуживания потребителей за счёт конкуренции в энергосбытовом секторе электроэнергетического бизнеса. По сути, энергосбытовая организация является представителем интересов потребителя в электроэнергетике (агентом) и снимает с предприятий нагрузку по взаимодействию с другими энергетическими компаниями (поставщиками и сетевыми организациями) и инфраструктурными организациями (АТС, СО ЕЭС, Совет рынка).
Разработка и внедрение СМК не простая задача для большинства предприятий. СМК должна в полной мере отображать особенности конкретного предприятия, обеспечивать минимизацию расходов на управление. [3, с.31] А также следовать ряду принципов системы менеджмента качества:
- ориентация на потребителя;
- лидерство;
- взаимодействие людей;
- процессный подход;
- улучшение;
- принятие решений, основанных на свидетельствах;
- менеджмент взаимоотношений. [2, с.30]
Организация АО «ЭнергосбыТ Плюс» разработала программы, влияющие на снижение рисков:
- метод «Тайного покупателя»;
- видеомониторинг;
- голосовая аналитика;
- обучение и проверка знаний сотрудников компании;
- анкетирование клиентов;
- проведение аудитов.
Метод «Тайного покупателя» [1, с.2]
АО «ЭнергосбыТ Плюс» подвержено влиянию различных видов рисков. Предприятию характерны следующие виды рисков:
- несвоевременная оплата;
- полное отсутствие оплаты задолженностей потребленных ресурсов;
- отсутствие передачи показаний ИПУ клиентами;
- отсутствие доступа к ПУ;
- отсутствие актуальных телефонных номеров в отчетных формах;
- некорректная разноска оплат (сумм, периодов).
На рисунке 1 представлены виды рисков в организации
Рис. 1. Виды рисков АО «ЭнергосбыТ Плюс»
На рисунке 2 представлен план мероприятий по ликвидации рисков в АО «Энергосбыт»
Рис. 2. Мероприятия по ликвидации рисков
По результатам анализа управления рисками энергетических компаний было подтверждено, что такому процессу, как управление рисками важно уделять внимание.
Организация АО «ЭнергосбыТ Плюс» разработала программы, влияющие на снижение рисков.
Стратегия АО «ЭнергосбыТ Плюс» заключается в обеспечении надежного и качественного снабжения потребителей электрической и тепловой энергией, повышении эффективности работы компании, активном развитии современных технологий и сервисов для улучшения качества жизни людей. Компания стремится к постоянному совершенствованию своих услуг, улучшению взаимодействия с клиентами и партнерами, а также к активному участию в социально–экономическом развитии регионов своего присутствия.
Для повышения результативности эффективного энергоснабжения потребителей, оптимизации затрат на производство и передачи энергии, развития современных технологий учета и контроля потребления ресурсов, работы с дебиторской задолженностью, а также повышение уровня удовлетворенности клиентов качеством предоставляемых услуг.
Литература:
- Официальный сайт АО «ЭнергосбыТ Плюс» — Режим доступа: О компании ЭнергосбыТ Плюс (esplus.ru) — 16.12.2023.
- ГОСТ Р ИСО 9001–2015 Системы менеджмента качества. Требования — Введ. 2015–11–01. М.: Стандартинформ 2022. — 52 с.
- ГОСТ Р ИСО 9001–2015. Системы менеджмента качества. Требования. — Введ. 2015–09–28. М.: Стандартинформ 2022. — 32 с.
- ГОСТ Р ИСО 45001–2020. Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению. — Введ. 2020–12–12. М.: Стандартинформ, 2023.
- ГОСТ Р ИСО 14001–2016. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению. — Введ. 2017–03–01. М.: Стандартинформ, 2021. — 39 с.