Статья посвящена исследованию понятия «мотивации преступления» в теории уголовного права, с учетом положений психологической науки. Анализируются основные проблемы в обозначенной области. Предложено авторское определение мотивации преступления, мотива преступления и цели преступления.
Ключевые слова: мотивация преступления, мотив преступления, цель преступления.
The article is devoted to the concept of «motivation of a crime» in the theory of criminal law, subject to the provisions of psychological science. It analyses the main problems in the designated writing area. Author's definition of motivation of the crime, the motive and the purpose of the crime.
Keywords:motivation of a crime, the motive of a crime, the purpose of the crime.
Учение о мотивации поведения является одной из самых сложных проблем в теории психологии. Ее исследование имеет важное значение как для теории психологии, так и для наук уголовно-правового цикла, так как любая человеческая деятельность, в том числе и преступная, есть результат психического процесса.
Рассматривая мотивацию человека как психологический феномен, ученые столкнулись со многими трудностями. Прежде всего, возникла терминологическая неясность: одинаково и даже синонимы употребляются термины «мотивация» и «мотив». Долгое время представители не только юридической, но и психологической науки понятие «мотивация» ошибочно отождествляли с понятие «мотива». Только в 70—е годы ХХ века была высказана точка зрения о различиях этих понятий, которая получила дальнейшее развитие в трудах современных ученых
Проанализировав все имеющиеся в уголовно-правой науке определения мотивации можно сделать вывод о наличии двух подходов. Первый из них, рассматривает мотивацию со структурный позиций, как совокупность факторов и мотивов. Второй подход рассматривает мотивацию как динамичное образование, как процесс, механизм.
Профессор В. Д. Филимонов считает, что «мотивация — это процесс определения личностью характера и направленности поведения, процесс формирования его мотива. Мотив же является результатом этого процесса» [4, с. 151].
Профессор В. В. Лунеев отмечает: «В широком плане мотивация преступного поведения может быть определена как внутренний субъективный стержень (процесс) преступления, который включает в себя актуализацию потребности, формирование конкретного мотива, опредмечивание мотива в цели, выбор путей достижения цели, предвидение и прогнозирование возможных последствий, принятие решения действовать, контроль и коррекция совершаемых действий на основе действующего мотива и другие моменты [3, с. 41]. В целом мы согласны с первой частью определения, однако в отношении второй части (а именно компонентом) у нас иная позиция. Для начала обратимся к данным психологической науки, которая непосредственно занимается разработкой указанного понятия.
Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн отмечал: «Возвращаясь к проблеме поступков человека, точнее говоря, мотивации этих поступков, следует сказать, что учение о мотивации выступает как конкретизация учения о детерминации. Иными словами, мотивация выступает как соотношение внутренних условий с внешними (соотношение потребности с её объектом). С этих позиций может идти критика фрейдистской концепции мотивации, где все только изнутри, где внутренние условия существуют безотносительно к внешнему объекту, предмету и т. д. Все значимое для Фрейда соотносится только со сферой функции организма, причем сами функции понимаются как отправления организма. Деятельность человека у Фрейда лишена способности развернуть свою систему ценностей, значимостей, поэтому её и приходится рассматривать как результата переноса, сублимации, как маскировку.
Мотивационное значение приобретает каждое отраженное человеком явление, поскольку его отражение всегда является определителем не только свойств, но и его значения для человека. Поэтому мотивация заключена не только в чувствах, но и в каждом звене процесса отражения, поскольку оно всегда включает в себя и побудительный компонент. Все течение психической деятельности является процессом, в котором осуществляется мотивация человеческой деятельности, предметами и явлениями окружающего мира.
Таким образом, мотивация человеческого поведения — это опосредованная процессом отражения субъективная детерминация поведения человека миром. Через эту мотивацию человек вплетен в контекст действительности. Значение предметов и явлений и их «смысл» для человека есть то, что детерминирует поведение. Однако именно здесь выступает соотносительность того, что имеет значение, с тем, для кого оно это значение имеет» [1, с. 384].
По существу С. Л. Рубинштейн практически раскрыл данный вопрос, который однако нуждается в дополнении и конкретизации.
На наш взгляд, схема данного процесса несколько иная, чем та которая имеется в науке, а именно: восприятие внешних впечатлений, субъективная переработка их и как результат этой переработки, то или иное воздействие на внешний мир. Таким образом, ощущения и восприятия составляют центростремительную часть этой схемы, действия, волевые поступки — центробежную, Первые являются результатом воздействия внешнего мира на нас, вторые — результат нашего воздействия на внешний мир. И в том и в другом роде процессе мы так или иначе соприкасаемся с окружающей средой, почему исследование обоих этих процессов при помощи тех или иных изменений внешней среды и является более возможным. Между тем чувства представляют собой нечто центральное; это есть наши субъективные реакции на ощущения и впечатления, это и есть тот исходный пункт, из которого вытекают наши желания и влечения. В силу этого обстоятельства, чувства гораздо труднее поддаются изучению.
Таким образом, мотивация поведения — это детерминация, проходящая через психику и приводящая к достижению желаемого результата. Так образом в мотивации представлены и мотив и цель, а также иные компоненты, непосредственно с ними связанными. Можно поставить два вопроса, от разрешения которого зависит, в конце концов, решение всех этих проблем: первый касается внутренних причин поступка, лежащих в самом человеке, второй — внешних результатов, на осуществление которых направляется поступок [2, с. 283]. Внутренние причины предшествую волевому акту, которые мы называем мотивами поступка, внешние же результаты мы называем целями поступка, так как здесь мы говорим только о таких результатах, которые являются предметом желания действующего, т. е. таких, к которым он стремился сознательно.
Однако так как уголовно-правовая наука исследует лишь часть человеческих поступков, а именно преступные, то мы должны ввести в указанное определение дополнительный признак.
Мотивация преступления — это детерминация, проходящая через психику и приводящая к достижению преступного желаемого результата.
Мотив преступления — это осознаваемое субъектом чувство, обуславливающее стремление к достижению преступного желаемого результата.
Цель преступления — преступный результат, который является предметом желания и к которому лицо сознательно стремится.
Литература:
1. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003. — 512 с.
2. Вильгельм Вундт. Введение в философию. Под ред. А. Л. Субботина. М., «ЧеРо», «Добросвет», 2001, — 256 с.
3. Лунеев В. В. Мотивация преступного поведения. — М., 1991. С. 354.
4. Филимонов В. Д. Криминологические основы уголовного права. Томск, 1981. — с. 250.