«Дирижерская деятельность — одна из самых сложнейших среди музыкально-исполнительских профессий. Ее структура многокомпонентная, а проявления многогранны. Поэтому к дирижеру предъявляются самые высокие требования». [2, с.120] В задачу дирижера входит восприятие информации, осмысление ее, передача другим в участникам коллектива, достижение необходимого результата. В связи с этим, дирижер оркестра должен обладать рядом качеств как профессиональных, так и психолого-педагогических.
Профессиональные качества складываются из природной одаренности и специального обучения. Слагаемые природной одаренности — это, прежде всего, ярко выраженная музыкальность, развитый слух, волевое, гибкое и устойчивое чувство ритма, динамики и общего баланса, безотказная музыкальная память, отличные психомоторные способности, а также быстрая реакция, выдержка, сосредоточенное и распределенное внимание. Умение точно поставить задачу и доступно объяснить варианты ее решения — важные качества, необходимые для успешной деятельности. К профессиональным качествам в том числе относятся: профессиональная грамотность, широкий общеэстетический кругозор, великолепная техника и немаловажный фактор — умение интерпретировать.
Одна из главных задач дирижера заключается в интерпретации — «переводе» нотного текста в звуковой ряд, адресованный слушателю. Для этого дирижер должен верно понимать стилистические особенности музыкального текста, соотносить с ними темп, приемы звукоизвлечения, динамику, фразировку, артикуляцию — всю совокупность выразительных средств. Дирижер должен четко определить свои взаимоотношения с нотным текстом. От этого в большей мере зависит аутентичность исполнения.
Весомое значение имеют пластические данные. В особенности, в условиях жестко регламентированного времени для подготовки программы. «Объяснить все стороны отношения к авторскому тексту дирижер не может — в партитуре тысячи пометок, а в оркестре сотня людей. Вот тут и сказывается степень развития мануальной техники дирижера» [3, с. 9]
Дирижер оркестра должен обладать рядом педагогических способностей:
1. Гностические умения.
2. Умения психолого-методического планирования.
3. Диагностические умения
4. Исследовательские умения.
В идеале руководитель коллектива должен сочетать в себе педагогические способности, высокий профессионализм и организаторские способности.
Среди педагогических умений первое место занимают гностические умения [1, с. 287–288] или дидактические способности [2] (от греч. didactikos — поучающий). Они выражаются в способности передать знания другим лицам и обеспечить их усвоение. Чтобы передать другому свои знания или знания, обобщенные как опыт других исполнителей, необходимо их осмыслить, облечь в доступную для изложения каждому оркестранту форму. В этом психологическая сущность дидактических способностей. Вместе с тем, осмысление своих умений — причина и залог совершенствования собственного исполнительского мастерства.
Анализ, осмысление и обобщение своих исполнительских знаний и умений не каждому дается легко: следует уметь правильно отделить главное, характерное для данного приема, от второстепенного и менее существенного. Если разрыв между собственными исполнительскими умениями и их осознанием может быть причиной застоя и деградации для самого исполнителя, то для осуществления педагогической деятельности это непреодолимый барьер: передача знаний и умений без их осмысления, то есть сам процесс обучения, — невозможен. В результате процесс объяснения сводится к простому подражанию.
К гностическим умениям, согласно Басовой Н. В. также относятся суггестивные и экспрессивные способности.
Экспрессивные способности — «способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь... живая, образная, интонационно яркая и выразительная, эмоционально окрашенная, с четкой дикцией, умеренными жестами и движениями». [4]
Суггестивные способности — это способности эмоционально — волевого влияния на коллектив, зависящие от комплекса личностных качеств руководителя, в частности, его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т. д.), а так же от чувства ответственности за своих подопечных. Это умение увлекать, убеждать, вести за собой. Первостепенное значение здесь имеет личность дирижера, его нравственная убежденность и профессиональный авторитет. Личные качества руководителя, его авторитет — это основа психологического воздействия на членов коллектива. Качества, внушающие доверие, и этим подчиняющие своему влиянию, делают каждое замечание предложение дирижера вескими и убедительными, заражают желанием работать. [2, с. 154]. Почвой, необходимой для функционирования суггестивных способностей дирижера, является восприимчивость и внушаемость тех, на кого они направлены.
Перед руководителем ученического оркестра стоят задачи, от которых напрямую зависит профессиональный уровень коллектива:
- Стимулировать оркестрантов к самостоятельной познавательной деятельности
- Приучать учащихся думать в процессе репетиции
- Воспитывать в учащихся творческое воображение, обострять интерес к своему предмету
Умения психолого-методического планирования включают в себя:
1. Определение комплекса ближайших задач
2. Определение системы работы. Гибкость в выборе методов работы с отдельными оркестрантами и всей группой
3. Индивидуальные приемы работы. Определение шагов, степени трудности.
Диагностические умения — это:
1. Определение исходного уровня (дифференцированный подход)
2. Определение общей способности, работоспособности группы
3. Прогнозирование результатов
Исследовательские умения включают в себя:
1. Наблюдение
2. Эксперимент
3. Обобщение. [1, с. 287–288]
Очевидно, что успешность решения педагогических задач зависит от свойств личности дирижера.
К личным качествам относятся следующие способности:
1. Организаторские способности (по Уманскому Л. И.): заразительность, инициативность, требовательность, находчивость, способность сочетать разные виды работы, способность находить путь к каждому человеку, критичность, психологический такт, умение предвидеть последствия своих слов или поступков, самостоятельность (в отличие от слепого подражания), наблюдательность, самообладание и выдержка, умение действовать энергично, работоспособность, собранность, коммуникативность. Организаторские способности дирижера проявляются в умении организовать и правильно распределить время репетиций. Важной стороной организаторских способностей является умение скоординировать работу с жизнью всего коллектива, что часто является непростой задачей.
2. Коммуникативные способности — это способности к общению. Педагогический процесс двусторонен, поэтому продуктивность его напрямую зависит от специфики взаимоотношений между дирижером и оркестрантами.
Решающее значение в формировании коммуникативных способностей имеют как психологические качества дирижера, так и определенные черты характера: доброжелательность, правдивость, искренность, принципиальность во взглядах и поступках, отзывчивость.
Таким образом, в структуру личности дирижера входят подчас противоположные характерологические качества, такие как педагогическая воля и конформизм, требовательность и доверие, строгость и педагогический такт. Педагогическая воля — одно из основных качеств, необходимых для успешной дирижерской деятельности, выражающееся в доведении своих планов и намерений до завершения. При отсутствии педагогической воли самые талантливые замыслы остаются нереализованными. Помогают их осуществлению также самообладание, выдержка, уверенность в себе.
Литература:
1. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология — Ростов на Дону: Феникс, 2000. — 416 с.
2. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология — М.: Магистр, 1993. — 191 с.
3. Кондрашин К. П. Мир дирижера — Ленинград: Музыка, 1976–191 с.
4. Практикум по педагогической психологии. Педагогические способности, их содержание и структура. Режим доступа: http://vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/103-educational-psychology/538-workshop-on-educational-psychology-teaching-abilities-their-content-and-structure