Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности мотивированности специальной лексики

Филология, лингвистика
20.04.2015
1939
Поделиться
Библиографическое описание
Бурсина, О. А. Особенности мотивированности специальной лексики / О. А. Бурсина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 1103-1106. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17421/.

В ходе структурно-семантического анализа специальной лексики исследователи обращаются к вопросу о мотивированности терминологических единиц (ТЕ). Дискуссионными моментами являются принципы мотивировки терминологической лексики, традиционное требование мотивированности каждой ТЕ, степень влияния мотивированности ТЕ на специфику реализации их функций в языке.

При более глубоком изучении частных терминологических систем становится очевидным тот факт, что ряд обязательных требований, традиционно предъявляемых термину отечественными терминоведами (А. А. Реформатский, Л. А. Капанадзе, Д. С. Лоте и др.) — это ряд желательных, ожидаемых от термина характеристик, свойственных терминам в целом, а не каждому в отдельности. Однако мотивированность ТЕ признается всеми исследователями при вариативности подходов к этой универсалии.

В. П. Даниленко, О. А. Макарихина, С. В. Гринев-Гриневич и др. лингвисты рассматривают явление мотивированности во взаимосвязи с основными способами терминообразования и выделяют следующие виды мотивированности ТЕ: 1) семантическая или образная (значение таких терминов вызывает ассоциации с общеизвестными понятиями, на основе которых в результате семантического переноса возникли специальные понятия); 2) морфологическая или категориальная (свойство термина указывать своей внутренней формой на категориальную принадлежность специального понятия); 3) синтаксическая. По-мнению Т. Р. Кияка, «для многих слов могут быть характерны разные комбинации видов мотивированности» и «не всегда можно провести четкую грань между различаемыми в лингвистике видами мотивированности» [Кияк 1989: 35].

При таком подходе мотивированными считаются только производные термины, имеющие внутреннюю форму, а именно термины, образованные аффиксальным путем, термины-сложные слова, термины и терминологические словосочетания (ТС), появившиеся в результате сужения или расширения семантики. Соответственно, немотивированными являются термины-простые слова, заимствования из других языков, термины-кальки, термины и ТС, появившиеся из имен собственных в результате метонимического переноса значения. Однако, данное заключение неправомерно, т. к. любой термин мотивирован на определенном языковом уровне, по одному или нескольким принципам, на основании какого-либо признака. Тем самым, данный словообразовательный подход к вопросу мотивированности является узким, не охватывающим всего многообразия терминов, которое возможно благодаря разнообразным способам образования ТЕ.

Т. Р. Кияк разработал следующую типологию мотивированности лексических единиц (ЛЕ) и различает три ее вида на языковом уровне: 1) знаковую (семиотическую), это «слабый» вид мотивированности, он свойственен всем ЛЕ, реально функционирующим в языке в виде языковых знаков, поскольку слово мотивируется самим фактом существования и употребления; 2) формальную (словообразовательную), в рамках которой исследователь отмечает мотивированность по внешней форме (фонетическая, или абсолютная мотивированность) и по внутренней форме, которая в свою очередь подразумевает морфологический и семантический типы мотивированности; 3) содержательную (интенсиональную), которая «характеризует способность внутренней формы отражать наиболее релевантные признаки языкового содержания слова, т. е. раскрывает ее структурно-семантические особенности… Содержательная мотивированность — это структурно-семантическая характеристика лексической единицы, эксплицирующая средствами языка рациональную лексико-семантическую связь между значением и внутренней формой данной единицы. Интенсиональная мотивированность синтезировано учитывает как словообразовательную структуру, так и содержательную сторону языкового знака, что предопределяет системное изучение формы и значения» [Кияк 1989: 38]. Именно поэтому, по мнению ученого, данный вид мотивированности наиболее применим к терминам и менее применим к общеупотребительным словам.

На основании такого подхода к мотивированности термина, когда на первый план выдвигается не способ построения, а структурные особенности в сопоставлении с лексическим значением, исследователь различает возможные варианты содержательной мотивированности: «1) полную мотивированность внутренней формы (когда форма выражает признак, целиком входящий в значение); 2) частичную мотивированность (когда существует общая для внутренней формы и лексического значения часть языкового содержания единицы); 3) отсутствие мотивированности (т. е. ни одна морфема, входящая в состав внутренней формы, не находит соответствия в значении); 4) редко распространенный тип — абсолютную мотивированность (полное совпадение семантических признаков внутренней формы и лексического значения)» [Кияк 1989: 39]. Данный подход к вопросу о мотивированности терминов является наиболее приемлемым, поскольку он распространяется на разные по форме и способу образования ТЕ.

Однако, не все исследователи полностью придерживаются данной типологии, например, по словам А. В. Суперанской, полностью мотивированных терминов не существует, поскольку «каждое понятие характеризуется разными признаками, а в его имени отражается лишь один, при этом не всегда ведущий» [Суперанская и др. 2004: 89]. Противоположную точку зрения находим в работах С. Д. Шелова, направленных на изучение мотивированности на синтаксическом уровне. Исследователь доказывает существование абсолютно мотивированных терминов и абсолютно компонентно-мотивированных терминов, как частного случая абсолютной мотивированности [Шелов 2003: 163–170]. Тем не менее, исследования Т. Р. Кияка, С. Д. Шелова и других лингвистов подтверждают то, что каждый термин отвечает требованию наличия мотивированности.

На основании изученных подходов к типологии мотивированности приходим к заключению, что под мотивированностью, очевидно, понимается соотношение между внутренней формой термина и его семантикой, некая рациональная логическая оправданность связи между формой и содержанием. На это указывают определения С. В. Гринева-Гриневича, который под мотивированностью термина понимает его семантическую прозрачность, свойство его формы давать представление о называемом термином понятии [Гринев-Гриневич 2008: 165]; Т. Р. Кияка, который говорит о мотивированности термина как об акте отражения одного или нескольких признаков предмета в его названии средствами языка, как о показателе «оправданности» наименования [Кияк 1989: 33–34]; О. И. Блиновой, которая почти приравнивает внутреннюю форму слова и мотивированность, под которой понимается структурно-семантическое свойство слова, благодаря которому осознается рациональность связи значения и звуковой оболочки слова на основе его лексической и структурной соотнесенности [Блинова 1981: 30] и определения других лингвистов.

И. А. Ребрушкина, О. Л. Арискина также придерживаются широкого лексикологического подхода в вопросе о мотивированности специальных единиц. Однако, ученые идут дальше, заявляя о правомерности применения понятия ориентированности термина. Под ориентированностью термина они понимают «свойство термина, обусловленное лингвистическими, психическими и социальными факторами, дающее носителю языка возможность без обращения к дефиниции по экспоненту определить закрепленное за термином понятие или место данной единицы в терминосистеме» [Ребрушкина, Арискина 2012: 209].

Однако мотивированность и ориентированность не являются взаимозаменяемыми понятиями. Первое — исключительно лексикологическое понятие, в то время как второе — входит в области и психолингвистики, и социолингвистики, и лингвокультурологии. По сути, понятие ориентированности термина складывается из его мотивированности в широком смысле слова и его функционирования в языке.

Совокупность признаков и требований, предъявляемых к термину, обусловливают его функции, а именно ту роль, которую он выполняет, будучи средством обозначения специального понятия. Как любая ЛЕ, термин выполняет четыре основные функции, но следует отметить специфику их реализации.

Специфика номинативной функции термина в том, что термин называет специальные понятия, категории, свойства, процессы в специальных областях знания и деятельности человека. С номинативной тесно связана сигнификативная функция термина, при реализации которой становятся очевидными специальные понятия, категории, свойства, процессы в специальных областях знания способы обозначения специальных понятий, виды терминов в первую очередь с точки зрения их мотивированности или немотивированности. Термины, мотивированные по одному принципу, на основании одного признака, могут объединяться в терминологические ряды или группы, пополнять существующие синонимические и антонимические ряды терминов, т. е. активно включаться в лексико-семантические отношения между ТЕ.

Коммуникативная или информационная функция термина указывает на то, что термин является концентратом некоего специального знания и средством передачи некоторой информации о специальном понятии с установлением обратной связи. С коммуникативной функцией термина связана прагматическая функция, поскольку она определяется связью знака с участником коммуникации, условиями и сферой общения, воздействующей установкой и т. д. Даже термины-эпонимы, которые некоторые исследователи (например, В. А. Звегинцев) считают лишенными признака мотивированности, могут сообщать дополнительную информацию об обозначаемом понятии, вызывать дополнительные ассоциации, указывать на происхождение номинируемого объекта, сопоставлять его с конкретной терминосистемой, микротерминосистемой, терминологическим гнездом и т. д., тем самым обозначая некоторые его признаки.

Действительно, мотивированность терминов приобретает особое значение при формировании их внешней оболочки, т. к. мотивированный термин быстрее запоминается, появляется возможность установить его связи с другими терминами и именуемыми понятиями, т. е. установить его место в данной понятийной и языковой системе. Однако не следует сводить мотивированность только к словообразованию, ее следует рассматривать в более широком лексико-семантическом аспекте, но не приравнивать к ориентированности ТЕ. Признак мотивированности термина имеет огромное значение в процессе его непосредственного употребления, функционирования в языке. Несмотря на разнообразие подходов к исследуемой языковой универсалии, связь между планом содержания и планом выражения ЛЕ признается всеми лингвистами, а мотивированность в широком смысле слова и есть связь между формой и содержанием.

 

Литература:

 

1.      Кияк, Т. Р. Лингвистические аспекты терминоведения / Т. Р. Кияк. — Киев: УМК ВО, 1989. — 104 с.

2.      Гринев-Гриневич, С. В. Терминоведение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. В. Гринев-Гриневич. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 304 с.

3.      Шелов, С. Д. Термин. Терминологичность. Терминологические определения / С. Д. Шелов. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2003. — 280 с.

4.      Блинова О. И. Термин и его мотивированность / О. И. Блинова // Терминология и культура речи. — М.: Наука, 1981. — С. 28–37.

5.      Ребрушкина И. А., Арискина О. Л. О разграничении понятий мотивированности и ориентированности термина (на примере лингвистической терминологии) / И. А. Ребрушкина, О. Л. Арискина // Знание. Понимание. Умение. — М., № 2, 2012. — С. 208–213.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 1103-1106):
Часть 11 (cтр. 1081 - 1169)
Расположение в файле:
стр. 1081стр. 1103-1106стр. 1169

Молодой учёный