Разработка методики определения параметров упрочнения цементацией зубчатых колес при ремонте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №8 (55) август 2013 г.

Статья просмотрена: 489 раз

Библиографическое описание:

Динь, Лок Дык. Разработка методики определения параметров упрочнения цементацией зубчатых колес при ремонте / Лок Дык Динь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 8 (55). — С. 85-88. — URL: https://moluch.ru/archive/55/7575/ (дата обращения: 21.11.2024).

В данной работе рассмотрена методика, основанная на анализе расположения эпюр изменения по сечению детали механических свойств, остаточных и рабочих напряжений. Предложенная методика может расчетным путем определить глубину упрочненного слоя, величину твердости и остаточных напряжений, и их распределение по слою, снизить затраты на определение оптимальных режимов упрочнения деталей и существенно сократить сроки подготовки производства при изготовлении и ремонте судовых технических средств.

Ключевые слова: эффект упрочнения, напряжение, глубина упрочненного слоя, твердость, предел выносливости, судовые технические средства.

In this case the main issue is to determine the optimal parameters of hardening. The technique is based on an analysis of the location of the cross-section diagrams of changes in the details of the mechanical properties, residual stress and work. Proposed method can determine the effect of hardening depth of the hardened layer, the value of hardness, residual stresses and their distribution in the layer, reduce the cost of determining the optimal regimes of hardening the details and significantly reduce the preparation time of production in manufacturing and repairing of the ship’s technical resources.

Keywords: Effect of hardening,stress, depth of the hardened layer, hardness, limit of endurance, ship technical resources.

В процессе эксплуатации большинство деталей работают в условиях циклического нагружения. Поэтому к судовым техническим средствам предъявляются высокие требования по сопротивлению усталости. С этой целью ответственные, в том числе, зубчатые колеса подвергаются поверхностному упрочнению. Основными параметрами, определяющими упрочнение, являются глубина упрочненного слоя, величина твердости и остаточных напряжений, и их распределение по слою.

В настоящее время эти параметры определяются путем проведения длительных трудоемких циклических испытаний на образцах и на натурных деталях. Это вызывает большую трудоемкость и затраты на подготовку производства при изготовлении и ремонте судовых технических средств. С целью упрощения этого этапа в данной работе предлагается теоретическое обоснование и разработка методики определения параметров упрочнения расчетным путем без проведения усталостных испытаний на образцах и на натурных деталях.

Для исследования в работе использована теория, предложенная профессором Когаевым В. П. и основанная на анализе взаимного расположения эпюр изменения по сечению детали механических свойств, остаточных и рабочих напряжений. Эффект упрочнения определяется при касании кривых распределения рабочих напряжений и предела выносливости, так как разрушение от циклического нагружения начинается только тогда, когда рабочие напряжения достигнут предела выносливости в какой-либо точке поперечного сечения детали [1, с.126].

Для разработки и обоснования методики проведены исследования на зубчатом колесе модулем 6мм, изготовленном из низколегированной стали 12ХН3А. Зубчатое колесо подвергается цементации на глубину 1,2мм и последующей объемной закалке и низкому отпуску.

Для исследования распределения микротвердости в корне зуба был изготовлен микрошлиф. Микротвердость измерена на микротвердомере ПМТ-3 при нагрузке 100г с шагом 0,05мм и затем-1мм. В качестве основной схемы измерения микротвердости принята схема 3х3, согласно которой на каждой глубине наносятся три повторные отпечатка, каждый из которых измеряется три раза. Выбор этой схемы обусловливает уменьшению случайных ошибок. По результатам измерения построена кривая распределения микротвердости по сечению зуба.

В работе Нейля Г. О. [2, с.145] характер зависимости между пределом выносливости и твердостью позволяет в первом приближении принять, что предел выносливости растет пропорционально увеличению твердости. Поэтому кривые распределения пределов выносливости (без учета влияния остаточных напряжений) построены по кривым распределения твердости в предположении, что , где  соответственно предел выносливости и микротвердость зубчатого колеса, подвергнутого цементации;  тоже, для зубчатого колеса из исходного металла.

В результате цементации в поверхностном слое возникают остаточные сжимающие напряжения, переходящие в растягивающие в сердцевине детали. Величина остаточных напряжений и характер их распределения по сечению детали существенно влияют на сопротивление усталости. Для исследования распределения остаточных напряжений в опасном сечении зуба использован способ, предложенный Туровским М. Л.

Рис. 1. Схема измерения остаточных напряжений во впадинах зубьев колеса: а — вырезка образца из колеса; б — общий вид образца, схема деформаций при удалении слоев

Рис. 2. Диаграмма относительных предельных амплитуд напряжений при симметричном цикле для цементированной стали

По этому способу из колеса вырезается образец, поверхность которого αmα эквидистантна поверхности впадины зубьев, и измеряются происходящие при этом перемещения концов криволинейной части образца (точки А и В на рис. 1). Удаляя с поверхности впадины последовательно слои металла, измеряют, как и после вырезки, перемещения концов образца. По величине деформации δ (или угла φ) можно рассчитать остаточные напряжения в любом слое по сечению образца [3, с.38].

 Для оценки влияния остаточных напряжений на предел выносливости необходима диаграмма относительных предельных амплитуд напряжений при асимметричном цикле (рис. 2).

Описание: E:\Аспирантура\Конференция\Конференция 53\профиль зуба 1.png

Рис. 3. Схема расчета изгибных рабочих напряжений в корне зуба

При работе на зуб действует сила, направленная под углом 200 к поверхности, перпендикулярной к оси зуба. Изгибные рабочие напряжения определены методом конечных элементов по программе FEMAP (рис. 3).

В результате определен эффект упрочнения цементацией зубчатых колес модулем 6мм, равный  (). Близость величин эффекта упрочнения, определенные расчетным и экспериментальным путем, подтверждает целесообразность использования описанной методики для оценки зависимости эффекта упрочнения от параметров упрочнения и других факторов.

Описание: E:\Аспирантура\Конференция\Конференция 53\схема расчета эффекта упрочнения c сеткой.png

Рис. 4. Схема расчета эффекта упрочнения цементацией зубчатых колес: 1 — эпюра распределения твердости и предела выносливости без учета влияния остаточных напряжений; 2 — эпюра предельных амплитуд напряжений с учетом влияния остаточных напряжений; 3 — эпюра предельных амплитуд напряжений

Предложенная методика может расчетным путем определить параметры упрочнения и их распределение по слою, снизить затраты на определение оптимальных режимов упрочнения и существенно сократить сроки подготовки производства при изготовлении и ремонте СТС.

Литература:

1.                          Когаев В. П. Расчеты на прочность при напряжениях, переменных во времени. -М.: Машиностроение, 1977г.-232с.

2.                          Марковец М. П. Определение механических свойств металлов по твердости. –М.: Машиностроение, 1979г.-191с.

3.                          Туровский М. Л. Остаточные напряжения во впадинах зубьев цементованных шестерён. Вестник машиностроения. -1971г. -К2 9. -с. 38–40.

Основные термины (генерируются автоматически): предел выносливости, напряжение, зубчатое колесо, предельная амплитуда напряжений, параметр упрочнения, сечение детали, упрочненный слой, учет влияния, эффект упрочнения, Предложенная методика.


Ключевые слова

эффект упрочнения, напряжение, глубина упрочненного слоя, твердость, предел выносливости, судовые технические средства., судовые технические средства

Похожие статьи

Методы экспресс-контроля качества строительства автомобильных дорог. Часть 2. Уплотнение щебеночных оснований

В публикации выполнен обзор оборудования и приборов, которые могут быть применены для оперативного контроля степени уплотнения щебеночных оснований. Разработан алгоритм расчета коэффициента уплотнения по показаниям конусного пенетрометра. Применение ...

Разработка дополнительных рабочих органов лемешного плуга для совершенствования процесса основной обработки почвы с оборотом пласта, а также исследование его тягового сопротивления в составе машинотракторного агрегата

В данной статье рассмотрен вопрос экспериментальных исследований определе-ния степени тягового сопротивления лемешного плуга, при обработке комбинированным лемешным плугом. Определены экспериментальным путем зависимости и оптимальные геометрические р...

Условия совершенствования процесса микрорезания единичным зубцом

В статье, кроме основных параметров процесса резания, обсуждается взаимовлияние микрозубцов лезвия режущего инструмента с разрезаемым материалом, механизм разделения на части, а также дается информация о возможности совершенствования процесса резания...

Влияние состава и режимов твердения на свойства геополимерного вяжущего на основе отсевов дробления гранитного щебня

Исследовано влияние на консистенцию бетонной смеси состава вяжущего и активатора твердения, а также влияние этих факторов, продолжительности предварительной выдержки и температуры тепловлажностной обработки на прочностные свойства мелкозернистого бет...

Оценка механических свойств металла по твердости при диагностировании технического состояния стальных газопроводов

Проведен анализ основных неразрушающих методов контроля твердости металла, наиболее часто применяемых для косвенного определения механических свойств (σв, σ0,2) элементов газопроводов в эксплуатационных условиях. С использованием известных корреляцио...

Конструкция комбинированного лемешного плуга и исследование его тягового сопротивления в составе машинотракторного агрегата

В данной статье рассмотрен вопрос экспериментальных исследований определения степени тягового сопротивления лемешного плуга, при обработке комбинированным лемешным плугом. Определены экспериментальным путем зависимости и оптимальные геометрические ра...

Влияние остаточных напряжений на керамических связках в абразивных кругах на режимы обработки при высокоскоростном шлифовании

Рассмотрены два способов упрочнения абразивных кругов. Разработаны методики исследований остаточных напряжений. Исследовано влияние зернистости, твердости на образование остаточных напряжений. Показано, что упрочнение повышает критическую скорость ра...

Влияние жесткости оборудования на стойкость фрез с мелкоразмерным периодическим профилем

Представлены методика измерений зазоров в кинематических цепях оборудования для фрезерования мелкоразмерных периодических профилей, результаты стойкостных испытаний фрез для обработки мелкоразмерных периодических профилей с различными схемами формиро...

Исследование свойств минерально-щелочных композитов, полученных прессованием

В работе исследовано влияние состава минерально-щелочного вяжущего и давления прессования на прочность и плотность материала. Установленные зависимости позволят назначать составы вяжущего с учётом давления прессования для получения материала с заданн...

Исследование интенсивности изнашивания ресурсоопределяющих сопряжений гидронасосов

В статье описывается методика проведения и результаты реализованного эксперимента экстремального характера по определению величины износа образцов поверхностей трения, имитирующих поверхности деталей гидропривода транспортно-технологических машин, в ...

Похожие статьи

Методы экспресс-контроля качества строительства автомобильных дорог. Часть 2. Уплотнение щебеночных оснований

В публикации выполнен обзор оборудования и приборов, которые могут быть применены для оперативного контроля степени уплотнения щебеночных оснований. Разработан алгоритм расчета коэффициента уплотнения по показаниям конусного пенетрометра. Применение ...

Разработка дополнительных рабочих органов лемешного плуга для совершенствования процесса основной обработки почвы с оборотом пласта, а также исследование его тягового сопротивления в составе машинотракторного агрегата

В данной статье рассмотрен вопрос экспериментальных исследований определе-ния степени тягового сопротивления лемешного плуга, при обработке комбинированным лемешным плугом. Определены экспериментальным путем зависимости и оптимальные геометрические р...

Условия совершенствования процесса микрорезания единичным зубцом

В статье, кроме основных параметров процесса резания, обсуждается взаимовлияние микрозубцов лезвия режущего инструмента с разрезаемым материалом, механизм разделения на части, а также дается информация о возможности совершенствования процесса резания...

Влияние состава и режимов твердения на свойства геополимерного вяжущего на основе отсевов дробления гранитного щебня

Исследовано влияние на консистенцию бетонной смеси состава вяжущего и активатора твердения, а также влияние этих факторов, продолжительности предварительной выдержки и температуры тепловлажностной обработки на прочностные свойства мелкозернистого бет...

Оценка механических свойств металла по твердости при диагностировании технического состояния стальных газопроводов

Проведен анализ основных неразрушающих методов контроля твердости металла, наиболее часто применяемых для косвенного определения механических свойств (σв, σ0,2) элементов газопроводов в эксплуатационных условиях. С использованием известных корреляцио...

Конструкция комбинированного лемешного плуга и исследование его тягового сопротивления в составе машинотракторного агрегата

В данной статье рассмотрен вопрос экспериментальных исследований определения степени тягового сопротивления лемешного плуга, при обработке комбинированным лемешным плугом. Определены экспериментальным путем зависимости и оптимальные геометрические ра...

Влияние остаточных напряжений на керамических связках в абразивных кругах на режимы обработки при высокоскоростном шлифовании

Рассмотрены два способов упрочнения абразивных кругов. Разработаны методики исследований остаточных напряжений. Исследовано влияние зернистости, твердости на образование остаточных напряжений. Показано, что упрочнение повышает критическую скорость ра...

Влияние жесткости оборудования на стойкость фрез с мелкоразмерным периодическим профилем

Представлены методика измерений зазоров в кинематических цепях оборудования для фрезерования мелкоразмерных периодических профилей, результаты стойкостных испытаний фрез для обработки мелкоразмерных периодических профилей с различными схемами формиро...

Исследование свойств минерально-щелочных композитов, полученных прессованием

В работе исследовано влияние состава минерально-щелочного вяжущего и давления прессования на прочность и плотность материала. Установленные зависимости позволят назначать составы вяжущего с учётом давления прессования для получения материала с заданн...

Исследование интенсивности изнашивания ресурсоопределяющих сопряжений гидронасосов

В статье описывается методика проведения и результаты реализованного эксперимента экстремального характера по определению величины износа образцов поверхностей трения, имитирующих поверхности деталей гидропривода транспортно-технологических машин, в ...

Задать вопрос