Автор: Шегаев Илья Сергеевич

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (55) август 2013 г.

Статья просмотрена: 2079 раз

Библиографическое описание:

Шегаев И. С. Институт местного самоуправления: формы, признаки и трактовки // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 343-344.

Термин «местное самоуправление» (далее МСУ) в силу своей сложной многоаспектной природы обусловил противоречивость взглядов на свою сущность и породил множество теорий, объясняющих свое содержание и происхождение. В связи с этим обстоятельством, представления о нем постоянно варьировались в зависимости от различных исторических периодов, национальных традиций, государственных приоритетов.

Суть проблематики сводится к тому, что без четкого понимания сущности данного института (а значит и его роли) станет невозможным и его внедрение в политическую систему государства.

В данной статье будет рассмотрен понятийно-категориальный аппарат института местного самоуправления, исходя из основных подходов, определяющих его сущность, роль и место в политической системе государства, выделены основные принципы деятельности института. а также дана попытка сформулировать его определение.

Одной из главных проблем трактовки местного самоуправления является факт ее неоднозначности. При рассмотрении научной литературы можно столкнуться с самыми разнообразными определениями МСУ, число которых свыше тридцати и каждое из них различно по форме и содержанию.

Словосочетание «местное самоуправление» впервые в истории встречается в научной литературе XIX столетия. Экономист А. И. Васильчиков дает понятию такое определение: «участие народа в местном внутреннем управлении своего отечества» [3, С. 25].

Рассматривая сущность института, автор приходит к выводу о том, что «местное самоуправление» определяется смежным понятием — «самоуправление». Этот термин (англ.- self-government) возникает еще раньше — во времена буржуазно-демократической революции Англии в XVII веке [2, С. 231]. На этом историческом этапе под ним подразумевалась специфическая, самоуправляющаяся при помощи парламента общественная система, исключающая, однако административный контроль со стороны правительства. В середине прошлого столетия термин был заимствован Россией и Германией.

Если говорить о фактическом проявлении института, истории известны такие его формы проявления как муниципии, сложившиеся еще в глубокой древности. В средневековой России подобная организация называлась общиной. Традиционно считается, что община — наиболее ранняя из известных ячеек общества, которая обладает своей территориальной границей и самостоятельностью в хозяйственно-экономическом смысле.

Несмотря на различные авторские интерпретации, надо отметить, что основная суть института состоит в предоставлении гражданам, проживающим на одной территории, права решать возникающие проблемы, и тем самым управлять своей жизнью.

В отдельных моделях института местного самоуправления подчеркивается его экономическая самостоятельность, связанная с возможностью распоряжения сборами и налогами, по результатам местных сходов.

Диалектическая природа МСУ является его главной сущностной особенностью. Состоит она, по мнению В. Г. Игнатова, в том, что с одной стороны, муниципальная власть — ветвь государственная, навязывающая свою волю, а с другой — ветвь общественная, наиболее полно учитывающая нужды и потребности населения [4, С. 607].

К тому же мнению подобно Игнатову склонялся и известный ученый Г. В. Барабашев: «Оно призвано защищать права и свободы населения от диктата Центра и доводить до населения упорядочивающую волю этого Центра» [1, С. 20–34].

Именно неоднозначное понимание природы института местного самоуправления, сочетающего в себе как общественные, так и государственные элементы, привело к отсутствию в современной науке универсального подхода к идентификации явления.   

В политологическом толковом словаре, например, встречается следующее определение местного самоуправления — это «административное учреждение, власть которого распространяется на определенную территорию внутри страны» [7, С. 340].

Местное самоуправление по определению В. Н. Коновалова — это «самостоятельная, ответственная деятельность местных сообществ людей по решению вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в соответствии с Конституцией России, федеральными и иными законами, нормами, правовыми актами» [5, С. 285].

В первом контексте местное самоуправление фигурирует в качестве «административного учреждения», своеобразной политической структуры, осуществляющей власть на отведенной территории. Во втором случае речь идет о некоторой деятельности людей, предполагающей принятие самостоятельных решений по вопросам местного порядка, прослеживается определение сущности местного самоуправления как источника и формы народовластия.

Как «организацию власти на местах» рассматривает местное самоуправление В. Г. Игнатов, акцентируя внимание на его третьем понимании [4, С. 607].

Несколько иначе определяет самоуправление С. И. Ожегов. В словаре русского языка им выделено два основных значения [6, С. 61]:

-                   Право на внутреннее управление своими местными делами;

-                   Право решать дела внутреннего управления по собственным законам в пределах национально-территориальной единицы.

Основываясь на этом определении, справедливо сравнить местное самоуправление с иными типами общественного управления, организованными по тому же принципу, что позволит выявить общие закономерности, функции и четче определить сущность явления.

К первому такого рода типу можно отнести территориальное общественное самоуправление (ТОС), под которым федеральный закон подразумевает самоорганизацию граждан по месту их жительства для самостоятельной реализации инициатив в вопросах местного значения. На практике такой вид управления представлен в виде совета микрорайона, уполномоченных от улиц, избираемых «старших» на уровне улицы или дома. Общим у ТОС с местным самоуправлением — право на внутреннее управление своими делами, а существенным отличием служит отсутствие у ТОС обязательного властного полномочия, которое закреплено законом за местным самоуправлением.

Второй вид управления — коллективный. В наибольшей степени он преобладает в сфере предприятий, учреждений, образовательных структур. На практике же представлен профсоюзными, студенческими и иными советами. Примечательным является тот факт, что в начале XIX века в России университетский совет осуществлял выборы ректора, присвоение научных званий, занимался подготовкой кадрового аппарата.

В качестве сословного самоуправления может быть приведено в пример казачество, которое осуществляло свое управление по средствам общины, каждый из членов которой по достижению шестнадцатилетнего возраста имел право голоса на выборах атамана и есаула [8, С. 68–71].

Проявление очевидных принципов самоуправления на религиозной основе иллюстрирует шведский религиозный приход, на уровне которого решения о местных вопросах принимаются церковными уполномоченными [9, С. 20–32].

Сравнив местное самоуправление с иными видами самоуправления, мы можем выделить его основные функции и характеристики.

К функциям относятся: организация участия лиц с целью решения вопросов местного характера, контроль муниципальной собственности и средств, обеспечение общественного порядка и др.

Сущность института составляют его характеристики:

-                   Деятельность института местного самоуправления регламентируется Конституцией и законами, его власть имеет публичный характер.

-                   Местное самоуправление имеет обособленный характер, находясь вне органов государственной власти, а его структура формируется самостоятельно местным населением.

-                   Реализация местного самоуправления происходит двумя основными путями: непосредственно (сход, референдум) или опосредованно (через представительные органы)

-                   Формирование и осуществление основных полномочий института происходит в соответствии с историческими и местными традициями.

Основываясь на вышеизложенном, автор предлагает собственную трактовку категории «местное самоуправление».

Местное самоуправление — специфическая форма активности граждан, направленная на решение вопросов местного значения через непосредственное или опосредованное их волеизъявление.

Данная формулировка отличается от всех ранее упомянутых тем, что, будучи достаточно краткой, включает в себя основные аспекты цели, сущности и деятельности института. Авторское понимание характеризует МСУ в качестве демократического элемента, включающего гражданскую активность в вопросах управления страной, а также подчеркивает исключительно местный уровень функционирования власти.

Литература:

1.         Барабашев Г. В. Идеалы самоуправления и Российская действительность // «Государство и право». — 1996. — № 11. — стр. 20–34.

2.         Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. — М., 2005, стр. 231.

3.         Васильчиков А. И. О самоуправлении. — СПб., 1872. стр. 25.

4.         Игнатов В. Г., Рудой В. В. Местное самоуправление в современной России.- СПб., 2001, стр. 607

5.         Коновалов В. Н. Словарь по политологии. — Р-н-д., 2001, стр. 285.

6.         Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1999, стр. 61.

7.         Осадчая И. М. Экономика. Толковый словарь. — М., 2000, стр. 340.

8.         Фалалеев А. В. Местное казачье самоуправление: правовые основы, формы реализации, перспективы (на примере волгоградской области) // Вестник Волгоградского государственного университета. — 2012. — № 1 (16). — стр. 68–71.

9.         Чернышева О. В. Церковь и демократия. Опыт Швеции. — М., 1994, стр. 20–32.

Основные термины (генерируются автоматически): местного самоуправления, института местного самоуправления, местного значения, вопросов местного, местное самоуправление, вопросов местного значения, местное самоуправление с иными, трактовки местного самоуправления, сущности местного самоуправления, аппарат института местного, Эволюция местного самоуправления, моделях института местного, Местное самоуправление, органов местного самоуправления, природы института местного, Реализация местного самоуправления, Деятельность института местного, следующее определение местного, в вопросах местного значения, решению вопросов местного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос