Статья посвящена анализу функционирующих в настоящее время специализированных интернет-ресурсов для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Интернет-ресурсы имеют достаточно широкие технические возможности для организации учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дети с ограниченными возможностями здоровья, Интернет
Ограниченность социальных возможностей инвалидов препятствует вхождению этой категории граждан в качестве полноценных участников гражданского общества, которое, «по умолчанию», представляет собой «общество здоровых». В последние годы для социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья все больше используются возможности глобальной сети Интернет [1].
Ранее в наших работах [1–3] сообщалось о происходящих изменениях в виртуальных социальных сообществах людей с ограниченными возможностями в период 2008–2013 гг. По сравнению с 2008 г. [2] в начале 2011 г. в Интернет-сообществах было отмечено появление участников, которых можно отнести к категории «квалифицированные пользователи-специалисты» [3]. Появление специалистов и как следствие, возможности получения квалифицированного совета, вызвал приток новых участников с ограниченными возможностями здоровья. Однако, в к концу 2012 года в развитии таких Интернет-сообществ наступил кризис [1]. По нашему мнению, его возникновение обусловлено рядом причин, основными из которых являются следующие.
Во-первых, для социальной интеграции инвалидов важно не только общение с ними (которое обеспечивают социальные сети, предназначенные вообще, главным образом, для общения, при котором основным отношением между ними, как общающимися, становится их равенство, в качестве пользователей социальной сети [4, с. 48–49]), но и управление их деятельностью, — причем, общение и управление должны применяться соразмерно и комплексно. Для руководства процессом социальной интеграции инвалидов больше подходят обычные Интернет-сайты (естественно, если они наполнены соответствующей информации), — а в общем и целом, необходимо сочетать вовлечение инвалидов в жизнь социальных сетей с предоставлением им необходимой информации через соответствующие Интернет-сайты. Пока оптимальное сочетание применения данных Интернет-технологий при социальной интеграции инвалидов не найдено.
Во-вторых, при вовлечении инвалидов в жизнь социальных сетей особая роль должна принадлежать квалифицированным пользователям — участникам социальных сетей, обладающим специальными знаниями и имеющим возможность на должно уровне поддерживать общение с инвалидами, своевременно отвечать на возникающие у них вопросы. Наши исследования показали, что квалифицированные пользователи постепенно приходят в существующие социальные сети, — но в жизни социальных сетей они пока участвуют слишком мало.
Дальнейшее развитие социальных Интернет-технологий открывает новые возможности для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют создавать новые виды взаимодействий между участниками образовательного процесса, новые образовательные социальные среды [5, 6]. Как результат, в последнее время получили бурное развитие дистанционные и виртуальные формы обучения [6].
Данная работа посвящена анализу функционирующих специализированных Интернет-ресурсов для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее существует в Рунете имеется несколько специализированных Интернет-порталов. Например, Центр образования «Технологии обучения» (http://iclass.home-edu.ru), Региональный Центр дистанционного образования детей-инвалидов Московской области (http://www.vacad.ru), Региональный ресурсный центр дистанционного обучения (http://www.sdo-nso.sinor.ru), «Дверь в мир» (http://doorinworld.ru), Региональная Общественная Организация Инвалидов с Детства (http://www.rooid.ru) и др.
Рассмотрим наиболее популярные в настоящее время информационные ресурсы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Информационный портал Центр образования «Технологии обучения» (http://iclass.home-edu.ru) имеет отрытую и закрытую части.
Открытая часть информационного ресурса практически ограничена и содержит следующую информацию:
- список категорий ресурсов;
- информационная справка о центре образования;
- учредительные документы и документы финансово-хозяйственной деятельности;
- ссылки на информационно-образовательные ресурсы;
- отчеты и др.
Закрытая часть предназначена для обеспечения взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.
Для доступа к закрытой части информационного ресурса всем работникам школы ученикам и родителям (в зависимости от прав пользователя) должны быть созданы индивидуальные логины и пароли.
Закрытая часть ИС содержит доступ к следующим разделам:
- категории ресурсов (учебные ресурсы, основная и старшая школа, учительская, дистанционная школа РФ, региональные учебные курсы и т. п.)
- расписание занятий;
- успеваемость обучающихся;
- новости учебного года;
- полезные ссылки;
- заявки на курсы и др.
На рис. 1 представлен скриншот главной страницы информационного ресурса Информационный портал Центр образования «Технологии обучения».
Рис. 1. Информационный портал Центр образования «Технологии обучения».
Информационный ресурс Регионального Центра дистанционного образования детей-инвалидов Московской области (http://www.vacad.ru) также имеет открытую и закрытую часть ИС. По сравнению с Центром образования «Технологии обучения», открытая часть портала представлена достаточно обширно и по конструкции сайт схожий с ресурсами общеобразовательных школ (см., например [6]). Она включает в себя следующие разделы:
- общая информация (проекты, документы, партнеры и другие);
- новости (объявления, семинары, конференции);
- общение (форум, блоги, фотографии и т. п.);
- учителю (статьи, конкурсы, семинары и т. п.);
- ученику (подготовка к ЕГЭ, выпусникам, конкурсы, проекты, электронные ресурсы, каталог ссылок);
- контактные данные сотрудников (телефоны, электронные адреса, skype).
Закрытая часть ИС включает в себя раздел группы, предназначена для обеспечения взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса:
- методические разработки;
- успеваемость;
- расписание.
На рис. 2 представлен скриншот главной страницы Регионального Центра дистанционного образования детей-инвалидов Московской области (http://www.vacad.ru).
Рис. 2. Интернет-ресурс Регионального Центра дистанционного образования детей-инвалидов Московской области.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что существующие в настоящее время специализированные Интернет-порталы имеют достаточно широкие технические возможности для организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. И здесь, на наш взгляд, основным препятствием успешного обучения детей данной категории становится чисто методическая сторона учебно-воспитательного процесса.
Литература:
1. Муравьев В. И., Прончев Г. Б., Прончева Н. Г. О кризисных явлениях в виртуальных сообществах людей с ограниченными возможностями // Математическое моделирование социальных процессов, 2013, № 15, С. 154–161.
2. Гарина Е. А., Прончев Г. Б. Анализ Интернет-сообществ инвалидов с синдромом ДЦП (на примере сервиса Livejournal.com) / Ломоносовские чтения — 2009: материалы научной конференции / Под ред. В. И. Добренькова. — М.: Университетская книга, 2009, С. 458–466.
3. Дурнева Е. И., Лонцов В. В., Прончев Г. Б. Квалифицированные пользователи Интернет-сообществ как фактор инновационного развития / Инновационное развитие и экономический рост: Материалы V Международной научной конференции. Москва, РУДН, 3 ноября 2011 г. — М.: РУДН, 2011, С. 239–244.
4. Муравьев В. И., Прончев Г. Б. Социальные сети как фактор перехода России к инновационному развитию // Социология, 2011, № 3; С. 36–56.
5. Фесенко В. В., Прончев Г. Б. Современные информационные технологии в общеобразовательной школе // Молодой ученый, 2011, № 10(33), Т.1, С. 88–92.
6. Прончев Г. Б., Кузьменков Д. А. Информационная система для создания виртуальной образовательной среды в общеобразовательной школе / Педагогическая информатика, 2013, № 1, С. 12–19.