В работе анализируется правовая природа и понятие термина «наследственный договор», проводится сравнительный анализ наследственного договора и завещания, рассматриваются проблемные вопросы данного понятия в рамках российского законодательства.
Ключевые слова: наследственный договор, завещание, наследодатель, наследник.
Наследственный договор — новая и актуальная ветвь в правовом поле России, так как указанный вид договора появился относительно недавно. Термин «наследственный договор» закреплен в Гражданском Кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ). Введение института наследственного договора в правовую систему Российской Федерации несомненно является проявлением либерализации наследственного права [1]. Так, согласно п. 1 ст. 1140.1 ГК РФ наследодатель вправе заключить с любым из лиц, которые могут призываться к наследованию договор, условия которого определяют круг наследников и порядок перехода прав на имущество наследодателя после его смерти к пережившим наследодателя сторонам договора или к пережившим третьим лицам, которые могут призываться к наследованию (наследственный договор). Наследственный договор может также содержать условие о душеприказчике и возлагает на участвующих в наследственном договоре лиц, которые могут призываться к наследованию, обязанность совершить какие-либо не противоречащие закону действия имущественного или неимущественного характера, в том числе исполнить завещательные отказы или завещательные возложения [2].
В России достаточно ограниченное число населения пользуется наследственным договором, что объясняется достаточной новизной указанного договора, а также достаточно спорными нормами о наследственном договоре в российском законодательстве.
В соответствии с п. 1 ст. 1118 ГК РФ к наследственному договору применяются правила ГК РФ о завещании, если иное не вытекает из существа наследственного договора.
Хоть правовое регулирование наследственного договора и завещания достаточно схожи, однако наследственный договор имеет ряд отличительных особенностей:
1) завещание является односторонней сделкой, и наследник о нем знать не будет до открытия наследства, а наследственный договор является двусторонней сделкой;
2) завещание может быть закрытым, в отличие от наследственного договора;
3) завещание может быть расторгнуто по инициативе наследодателя, в то время как наследственный договор может быть расторгнут обеими сторонами, причем наследодатель может расторгнуть договор в одностороннем порядке, а вот наследник — по соглашению сторон либо в судебном порядке;
4) наследственный договор может быть заключен под условием, которое должно наступить к моменту открытия наследства (например, заплатить деньги, выйти замуж, родить ребенка и т. д.). Например, в Китае наследственный договор, именуемый договором о содержании под завещательное дарение, является возмездным, и предполагает возложение на вторую сторону договора «обязанности по материальному содержанию и уходу за наследодателем при жизни, а также по организации его погребения» [3].
Еще одной особенностью наследственного договора можно считать неотчуждаемость исходящих из него прав и обязанностей, согласно п. 4 ст. 1140.1 ГК РФ. Так, если наследник умер раньше наследодателя, наследники умершего уже не смогут претендовать на имущество, указанное в наследственном договоре, даже если умерший много лет исполнял свои обязанности по такому договору.
Достаточно спорной нормой в ГК РФ является отдельные пункты ст. 1140.1, в которых устанавливается, что даже после заключения наследственного договора наследодатель вправе распоряжаться своим имуществом в полном объеме. Законодатель позволяет наследодателю совершить даже продажу имущества, в результате чего договор может перестать иметь смысл, что является не до конца проработанным моментом [4]. Никаких правовых последствий для наследодателя в ГК РФ не устанавливается. Петров Е. Ю. также отмечает, что «вопрос о судьбе ранее произведенного исполнения в случае более ранней смерти контрагента законодатель оставил открытым» [5]. Законодатель не ограничивает наследодателя в количестве заключаемых им наследственных договоров в отношении одного и того же имущества. ГК РФ устанавливает, что в случае смерти наследодателя, применяться будет первый такой заключенный договор. Так, при заключении двух наследственных договоров на одну и ту же квартиру, при добросовестном и полном исполнении обязательств сторонами всех договоров, в случае смерти наследодателя, квартиру получит та сторона, которая первой заключила с наследником наследственный договор.
Н. С. Бессараб совершенно справедлив в своей позиции о том, что в том виде, в котором на данный момент существует законодательство о наследственном договоре оно существовать не может, поскольку имеется серьезный перекос в сторону прав наследодателя [6, с. 78].
Несомненно, одной из положительных сторон наследственного договора является сочетание возможности возникновения обязанностей получателя наследства до его открытия с переходом права собственности после. В отличие от договора ренты, по которому имущество переходит в момент заключения договора [4]. При должной доработке и скрытии всех пробелов правового регулирования наследственного договора, а также при должном внимании к наследникам и выработке справедливых механизмов защиты всех сторон, наследственный договор может стать важным и лидирующим институтом среди альтернатив в наследственном праве России.
Литература:
- Медведев, Г. И., Гримальди М. О некоторых тенденциях развития наследственного права в мире в контексте реформы наследования в России / Г. И. Медведев, М. Гримальди. — Текст: непосредственный // Направления и перспективы развития законодательства о наследовании: материалы научно-практической конференции. — Москва: сборник, 2015. — С. 95.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ [в ред. от 08.08.2024 N 237-ФЗ] // Собрание законодательства РФ.- 03.12.2001. — N 49. — Ст.4552.
- Косарева, И. Краткая характеристика наследственного права Китая / И. Косарева // Вестник ХГАЭП. — 2008. — № 1 (34). — С. 58.
- Бушлякова Д. В. К вопросу о проблемах применения наследственного договора в Российской Федерации // Евразийская адвокатура. 2015. № 4. С. 50–52.
- Петров Е. Ю. Наследственное право: постатейный комментарий к статьям 1110–1185, 1224 Гражданского кодекса Российской Федерации / отв. Ред. Е. Ю. Петров — Москва: М-Логос, 2018. — С. 478.
- Бессараб Н. С. Правовое регулирование наследственного договора в Российской Федерации: актуальные проблемы и пути их решения / Бессараб,Н 1. — Текст: непосредственный // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — № 4–2 (94). — С. 78–80.