Целью работы явилось исследование проблем правового регулирования института наследования по завещанию на основе комплексного анализа современного Российского законодательства и правоприменительной практики, а также разработка предложений и рекомендаций.
Ключевые слова: наследование, наследование по завещанию, право наследования, тайна завещания, завещательные отказы, завещательные возложения
Актуальность работы обусловлена наличием пробелов и противоречий в законодательной базе, регулирующей правоотношения в сфере наследования по завещанию, а также необходимостью проведения комплексного анализа сложившейся правоприменительной практики и довольно обширного теоретического материала.
В частности, часть 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации гарантирует любому гражданину право наследования. В развитие указанных положений Основного закона Гражданский кодекс Российской Федерации довольно детально урегулировал правоотношения в сфере наследования, в том числе по завещанию.
В свою очередь, анализ действующего законодательства и сформировавшейся обширной правореализационной практики приводит нас к выводу о том, что несмотря на подробное урегулирование наследования по завещанию, оно не лишено недостатков и противоречий, а некоторые нормы части третьей Гражданского кодекса нуждаются в дополнениях или изменениях.
Также необходимо отметить, что разрешению практических проблем наследования не способствует довольно низкий уровень правосознания и правовой культуры в России, в частности можно отметить недостаточную осведомленность граждан о своих правах на завещание.
Нельзя не указать также, что своевременное и добросовестное исполнение нотариусами своих обязанностей во многих случаях позволило бы предотвратить судебные споры между наследниками.
Как отмечается в литературе, к общим положениям института наследования по завещанию можно отнести следующие: завещания составляются до открытия наследства, и до этого момента они удерживают в себе правовую силу воли завещателя; завещание является прижизненной сделкой лица по распоряжению имуществом на случай своей смерти; завещание признается единственным законным средством распорядиться имуществом на случай смерти; завещание вызывает правовые последствия после открытия наследства, в связи с чем оно признается основанием наследования: предназначенное для исполнения после смерти, оно создает права и обязанности наследников по завещанию и других лиц; соблюдение и исполнение завещания является необходимым условием наследования по завещанию, в силу чего исполнение завещательной воли наследодателя возложено на наследников по завещанию и исполнителя завещания; пределы свободы завещания предусмотрены законом, устанавливающим рамки необходимого и допустимого соотношения наследования по завещанию и наследования по закону.
Смысл завещания состоит прежде всего в том, чтобы «решить судьбу» наследства и выбрать его обладателей. Такое решение всегда имеет обоснование, являющееся исключительно внутренним делом завещателя, результатом размышлений о многосложной сети имущественных и личных, родственных и семейных, деловых и дружественных, явных и скрытых жизненных отношениях с его участием. Учиненное некогда завещание может быть неоднократно изменено или вовсе отменено, что является результатом уяснения наследодателем необходимости других прижизненных распоряжений своим имуществом, переоценки обстоятельств, отношений, будущих планов — своих и наследников и др.
Необходимо отметить, что законодатель определил лишь юридическую природу завещания, не раскрывая само понятие завещания. В свою очередь, нами выделено несколько научных позиций, разработанных в разное время отечественными учеными-цивилистами, и сделан вывод, о том, что во всех определениях, которые имеются в доктрине, нет ни одного определения завещания, которое в полной мере отражало бы его сущность.
В связи с этим, выявлены наиболее существенные признаки завещания, которые уточняют и дополняют позиции ученых-цивилистов:
− представляет собой одностороннюю сделку с отстроченным периодом исполнения по распоряжению имуществом и/или правами;
− совершается в установленной законом форме одним физическим лицом на случай смерти;
− содержит сведения о месте и времени его совершения, за исключением случая совершения завещания в «чрезвычайных обстоятельствах»;
− имеет юридическую силу с момента его составления по требуемой законом форме;
− имеет отстроченный период исполнения, который начинается в момент открытия наследства;
− обладает свойством отменимости;
− сведения, составляющие содержание завещания, не подлежат разглашению лицами, оформляющими этот документ, т. е. являются тайными;
− правовой результат возникает из совокупности юридических фактов: наличие завещания и смерть гражданина либо объявление его умершим;
− создает права и обязанности после открытия наследства.
Изучение научных позиций ученых-цивилистов, а также норм действующего законодательства и правоприменительной практики позволяет сформулировать предложение о введении запрета на составление условных завещаний, то есть завещаний, совершаемых под отлагательным или отменительным условием, за исключением случаев, прямо предусмотренных в законе [3; 3]. В частности, предлагается дополнить п. 1 ст. 1119 ГК РФ абзацем вторым следующего содержания: «Завещания, содержащие отлагательные или отменительные условия, ничтожны, за исключением случаев прямо предусмотренных законодательством».
Принцип тайны совершения завещания распространялся только на нотариуса и работников нотариальных контор: в настоящее время круг субъектов, обязанных сохранять тайну завещания, значительно расширен. К таким лицам также относятся иное удостоверяющее завещание лицо, переводчик, исполнитель завещания (душеприказчик), свидетели, а также гражданин, подписывающий завещание вместо завещателя (рукоприкладчик). На случай нарушения тайны завещания законодательно предусмотрен механизм востребования компенсации за причинение морального вреда, а также возможность воспользоваться иными способами защиты гражданских прав.
Конструкция завещания в соответствии с установленной формой — это один из важнейших аспектов действительности завещания. Резюмируя процедуру детального оформления завещания, следует подчеркнуть, что в отечественном законодательстве оно представлено как квалифицированная форма сделки и требует наличия помимо таких неотъемлемых составляющих как документ, выражающий содержание (волю) и подпись лица, совершающего завещание, еще одного важного составляющего — удостоверительной надписи нотариуса или другого уполномоченного на это должностного лица. В свою очередь при последующем внесении поправок в ГК РФ следует исходить из того, что они должны быть, прежде всего, направлены на стимулирование граждан к совершению завещаний. А плюрализм их форм совершения этому только способствует, так как только в завещании наследодатель может наиболее приемлемым для себя образом решить судьбу своего имущества [1; 15].
Одной из целей, которая в числе прочих преследуется наследодателем при составлении завещания, является точное и неукоснительное выполнение после его смерти тех распоряжений, которые были включены им в данный документ. Поэтому действующее законодательство, заботясь о том, чтобы указанная цель была достигнута, вводит специфический институт контроля и одновременно содействия в реализации положений завещания — «исполнение завещания» [2; 45]. На наш взгляд, законодательные проблемы об обеспечении исполнения завещательных распоряжений как материального, так и неимущественного характера в целом не разрешены, о чем свидетельствуют научная дискуссия и правоприменительная практика. В то же время законодательные недостатки института «исполнения завещания» можно и нужно выявлять и устранять, но с обязательным условием обобщения материалов нотариальной и судебной практики, современных данных научных исследований.
Рассматривая общие положения о завещательном распоряжении, а также виды завещательных распоряжений, произведя сравнительный анализ завещательных отказов и возложений полагаем, что для более детальной проработки института завещательного распоряжения целесообразно:
− предоставить гражданам возможность включать в завещание некоторые неимущественные распоряжения;
− дополнить часть третью ГК РФ положениями о возможности назначения юридического лица исполнителем завещания. Такое нововведение стало бы дополнительной гарантией точного исполнения воли завещания и реализации принципа свободы завещания;
− предоставить завещателю возможность подназначить душеприказчику другого исполнителя завещания на случай, если он не согласится принять на себя налагаемые на него функции, умрет до открытия наследства или в период исполнения обязанностей по исполнению завещания, сложить полномочия исполнителя завещания уже после открытия наследства или будет лишен права исполнения завещания.
На основании изложенного, наследование представляет собой один из древнейших правовых институтов, который сопровождает любую общественно-экономическую формацию [4; 32], поскольку каждый человек рано или поздно становится наследником, получая завещанное или перешедшее к нему по закону имущество, и наследодателем, когда при жизни распоряжается принадлежащим ему имуществом на случай своей смерти. Поэтому наследственное право было, остается и будет актуальным в любом государстве.
Литература:
- Блинков О. Е. О допустимости коллективных завещаний в российском гражданском праве // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2014. № 1. С. 10, 15.
- Великоклад Т. П. Правомочия завещателя на включение условий в завещание // Наследственное право, 2013, № 2.
- Локова Э. Э., Туркиашвили А. М. Условные завещания как разновидность особого завещательного распоряжения в российском праве // Актуальные проблемы защиты гражданских прав, 2015.
- Вершинина Е. В., Кабатова Е. В., Шишкина А. А. Наследование по завещанию в России и Германии: сравнительно-правовой анализ // Семейное и жилищное право. 2010. № 6. С. 32–37.