Эмпирическое исследование по сформированности важных жизненных компетенций у учащихся с расстройствами аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 13.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Солдатенкова, А. А. Эмпирическое исследование по сформированности важных жизненных компетенций у учащихся с расстройствами аутистического спектра / А. А. Солдатенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — URL: https://moluch.ru/archive/549/120497/ (дата обращения: 16.12.2024).

Препринт статьи



В статье приводятся результаты авторского исследования по развитию важных жизненных компетенций у учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС ) . Главной целью исследование являлось выявление навыков ребенка с РАС во всех их проявлениях, протекающих в условиях постоянных взаимоотношений с окружающей средой. Автором статьи был адаптирован и модифицирован инструмент «Лист оценки жизненных компетенций» специально для детей из ресурсных классов. Был использован для оценки уровня сформированности жизненных компетенций у ученика с расстройством аутистического спектра (РАС).

Ключевые слова: ресурсный класс, метод, сопровождение, анкетирование.

В рамках проведения исследований по развитию важных жизненных компетенций у учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) мы организовали учебный эксперимент.

Главной целью исследование являлось выявление навыков ребенка с РАС во всех их проявлениях, протекающих в условиях постоянных взаимоотношений с окружающей средой. Систематические наблюдения (констатирующий этап эксперимента) над 21 обучающимся дают возможность видеть, освоен тот или иной навык или нет.

Критерии оценивания выражаются в баллах, где:

3 балла — выполняет действие самостоятельно (или выполняет максимально);

2 — самостоятельное выполнение с незначительным затруднением (или выполняет на среднем уровне);

1 — требуется помощь в необходимом действии (или выполняет недостаточно);

0 — никогда не выполняет (или вообще не выполняет).

На момент начала моей деятельности как учителя ресурсного класса, мной были отмечены определенные навыки обучающихся, по листу оценки жизненных навыков которые представлены в таблице в Таблица 1. Для оценки эмоционального и социального компонентов, была проведена экспертная оценка педагогами эмоционального и социального компонента развития детей с РАС. Для этого каждому педагогу было предложено заполнить таблицу на каждого ребенка. Затем результаты нами были обработаны по каждому компоненту в отдельности. По результатам экспертной оценки педагогами нами была составлена таблица, в которой мы привели средние значения по каждому ребенку. Рассмотрим результаты диагностики на констатирующем этапе по эмоциональному и социальному компонентам. Определим количество детей вполне владеющими данными навыками и владеющими ими недостаточно.


Таблица 1

Лист экспертной оценки компетенций обучающихся ресурсных классов на констатирующем этапе эксперимента, средний балл по каждому ребенку

Навыки

Имя обучающегося

М.

А.

Ю.

В.

Я.

Д.

С.

П.

О.

Я.

А.

Н.

П.

Н.

В.

В.

Т.

Д.

Р.

А.

В.

СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Тяга к вовлечению в игру и действия взрослого

0

1

0

0

1

1

0

1

1

1

2

0

1

0

0

1

0

2

0

2

2

Использует правила в несложных играх

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

0

1

0

1

0

0

0

0

2

2

Следует поочередности и ожидает своей очереди

0

1

0

0

1

0

0

0

1

2

2

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

Оказывает помощь иным участникам игровой деятельности

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

1

0

1

0

0

1

0

Может спокойно играть со сверстниками

1

2

1

0

1

0

0

0

0

1

1

0

0

1

1

0

0

1

1

0

0

Верно проявляет своё отношение на чувства и действия других

0

0

0

0

0

1

0

1

0

2

0

10

0

0

1

2

1

1

0

0

0

Самостоятельно играет, при этом не препятствует другим

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

1

0

0

0

Адекватно выражает положительные и отрицательные эмоции и чувства

0

1

1

0

0

0

0

0

0

2

0

1

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Приемлемым образом просит о помощи

0

1

0

1

0

0

1

0

1

1

1

1

0

1

0

1

0

0

1

0

0

Правильно выражает отказ от опасных для здоровья и жизни играх

1

0

0

0

2

0

0

0

0

1

2

1

1

0

0

1

1

0

1

1

2

Удовлетворительно ведет себя в общественных местах (транспорт, кафе, кинотеатре, музее и пр.)

0

1

1

0

0

0

0

1

1

0

1

1

0

0

0

1

1

2

1

1

0

Итого по социальному компоненту

2

7

3

0

5

2

2

4

5

13

11

6

4

2

4

8

4

8

4

7

7

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Гибкость в эмоциональном взаимодействии. Проявляет способность адаптироваться к изменяющимся эмоциональным обстоятельствам взаимодействия с другими.

0

1

1

0

0

0

1

0

1

0

0

0

1

0

1

0

0

1

0

0

0

Позитивное отношение. Регулярно демонстрирует позитивное отношение, оптимизм и уверенность в себе в различных ситуациях.

0

0

0

1

0

0

1

0

0

0

0

1

0

1

1

1

1

1

0

0

0

Управление разочарованием. Эффективно справляется с ситуациями разочарования, не допуская, чтобы они сильно влияли на его/ее поведение или настроение.

1

1

0

1

0

0

1

0

0

1

1

0

0

1

1

0

1

1

0

0

0

Способность к эмпатии. Реагирует на эмоциональное состояние других, показывая понимание и сочувствие.

0

1

1

0

0

0

1

0

1

1

1

1

1

0

1

1

0

1

0

0

0

Умение справляться со стрессом. Применяет стратегии для эффективного управления стрессом и разочарованиями, сохраняя спокойствие в сложных ситуациях.

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1

0

0

1

0

1

1

1

1

1

0

1

Контроль импульсивных реакций. Регулирует свои импульсы и действует обдуманно, даже в конфликтных или провоцирующих ситуациях.

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

0

0

0

0

1

Итого по эмоциональному компоненту

2

4

4

4

1

0

5

1

3

3

2

3

3

2

5

4

3

5

1

0

2


Нами было выделено три уровня овладения социальным навыком, это низкий, средний и высокий уровни владения навыками, которые описаны в таблице 2.

Таблица 2

Уровни владения социальным навыком

Количество баллов

Уровень

Описание уровня

23–33

Высокий

Ребенок владеет навыком точно и самостоятельно

11–22

Средний

Ребенок затрудняется в выполнении отдельных навыков, требуется помощь тьютора

0–10

Низкий

Ребенок не владеет навыком

Для наглядности отразим результат диагностики по листу оценки жизненных компетенций (социальный и эмоциональный компонент) и экспертной оценке педагогов наглядно в виде диаграммы (рис. 1)

Диагностика уровня владения социальным компонентом, %

Рис. 1. Диагностика уровня владения социальным компонентом, %

Таким образом, мы видим, по листу оценки жизненных компетенций 2 ребенка (10 %) владеют социальным компонентом на среднем уровне, они набрали по 12 баллов. 19 детей не владеют социальным компонентом. По мнению экспертов 3 ребенка (15 %) находятся на среднем уровне владения социальным компонентом.

В исследовании социальных навыков детей с РАС были оценены различные аспекты их взаимодействия в игровой и общественной деятельности, показав следующие результаты: по пункту «Тяга к вовлечению в игру и действия взрослого» 12 детей не вовлекают взрослого, 6 иногда требуют помощи, 2 испытывают незначительные затруднения. При использовании правил в несложных играх 14 детей никогда не применяют правила, 5 нуждаются в помощи, и только 1 справляется с незначительными затруднениями. В способности следовать очерёдности и ожидать своей очереди 15 детей никогда не выполняют это условие, 4 требуют поддержки, и один ребёнок действует с минимальными затруднениями.

По пункту «Оказывает помощь другим участникам игровой деятельности» большинство детей (19) не проявляют этого навыка, только 1 иногда помогает, а ещё 1 выполняет это действие с небольшими трудностями. «Может спокойно играть со сверстниками» — ни один из детей не выполняет это действие самостоятельно, а двое иногда играют со сверстниками. В проявлении отношения к чувствам и действиям других 12 детей никогда не выражают это адекватно, 6 требуют поддержки, 2 действуют с затруднениями и один выполняет самостоятельно.

«Самостоятельно играет, не препятствуя другим» — 12 детей выполняют это самостоятельно, 5 требуют помощи, 3 действуют с затруднениями. По выражению эмоций и чувств 9 детей никогда не выражают эмоции адекватно, 7 требуют помощи, 4 действуют с затруднениями. «Просит о помощи приемлемым образом» — большинство (18) не выполняют это действие, 2 иногда требуют помощи, 1 выполняет с затруднениями. «Выражает отказ от опасных для здоровья и жизни игр» — большинство (18) никогда не выражают отказ, 2 иногда и 1 с затруднениями. «Ведет себя удовлетворительно в общественных местах» — большинство (19) не ведут себя удовлетворительно, 1 требует помощи, 1 действует с затруднениями.

На диаграмме отражено, что 10 % детей демонстрируют средний уровень владения навыком (получили от 11 до 22 баллов), в то время как большинство (90 %), находятся на низком уровне овладения (набрали от 0 до 10 баллов). Это указывает на значительный пробел в развитии социальных навыков в этой группе.

Также, нами было выделено три уровня овладения эмоциональными навыками, это низкий, средний и высокий уровни, которые описаны в таблице 3.

Таблица 3

Уровни владения эмоциональным навыком

Количество баллов

Уровень

Описание уровня

13–18

Высокий

Ребенок владеет навыком точно и самостоятельно

7–12

Средний

Ребенок затрудняется в выполнении отдельных навыков, требуется помощь тьютора

0–6

Низкий

Ребенок не владеет навыком

Для наглядности отразим наглядно результат диагностики по листу жизненных навыков и экспертной оценке в виде диаграммы (рис.2)

Диагностика уровня владения эмоциональным компонентом, %

Рис. 2. Диагностика уровня владения эмоциональным компонентом, %

В процессе первоначального диагностического этапа исследования, выяснилось, что ученики демонстрируют недостаточный уровень развития коммуникативных компетенций. По листу оценки жизненных компетенций и по экспертной оценке 100 % детей показали низкий уровень владения эмоциональным компонентом.

В гибкости в эмоциональном взаимодействии 15 детей не адаптируются к изменяющимся обстоятельствам, 5 иногда нуждаются в помощи, и 1 ребёнок справляется с небольшими трудностями.

В демонстрации позитивного отношения 9 детей регулярно проявляют позитив, 6 иногда требуют помощи, а 6 не проявляют оптимизма или уверенности. В умении управлять разочарованием 7 детей справляются самостоятельно, 6 требуют поддержки, и 8 не могут справиться без влияния на поведение или настроение. В способности к эмпатии 4 ребёнка проявляют понимание и сочувствие, 4 иногда требуют помощи, а 13 не реагируют на эмоциональное состояние других.

В умении справляться со стрессом 8 детей эффективно управляют стрессом, 5 иногда используют стратегии, и 8 не сохраняют спокойствие в сложных ситуациях. В контроле импульсивных реакций 6 детей действуют обдуманно даже в провоцирующих ситуациях, 4 иногда регулируют свои импульсы, а 11 часто действуют импульсивно.

На основе представленной диаграммы (рис. 2) можно заключить, что дети (90 %) находятся на низком уровне владения эмоциональным компонентом. Это указывает на то, что дети испытывают значительные трудности в освоении эмоциональных навыков и нуждаются в поддержке в их развитии. Средний уровень показали 2 ребенка, высокий уровни владения эмоциональными навыками не были достигнуты ни одним ребёнком в исследуемой группе, ни по листу жизненных навыков ни по экспертной оценке.

Третьей методикой нашего исследования было анкетирование родителей, в котором родители попробовали определить, насколько их дети способны самостоятельно контактировать с другими детьми и взрослыми, способны сами решать возникающие вопросы, обращаться за помощью.

Проанализировав данные анкетирования родителей, можно увидеть, что существуют значимые проблемы в социальной и эмоциональной адаптации детей с РАС. В частности, второй вопрос анкеты о том, следует ли ребенок правилам дома без напоминаний, показал, что большинство детей редко следуют домашним правилам без напоминания (12 родителей ответили В), что говорит о необходимости усиления поведенческой коррекции и управления.

В целом, результаты подчеркивают необходимость создания комплексных подходов к образованию и поддержке детей с РАС, с акцентом на развитие социальных навыков и эмоционального самоконтроля. Необходимо усилить взаимодействие между родителями, учителями и специалистами для создания среды, которая будет способствовать лучшей социальной адаптации и эмоциональному развитию этих детей. Результаты анкетирования родителей совпадают с экспертной оценкой и результатами диагностики детей. Эти выводы помогут понять, какие области требуют улучшения и где стоит поддерживать текущие методы взаимодействия и обучения.

Обучение и развитие жизненных компетенций учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), должны строго соответствовать нормам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Используя результаты первоначальной диагностики (констатирующий этап), а также анализируя выявленные особенности целевой группы учащихся, необходимо разработать подходы к обучению, которые ориентированы на их конкретные потребности.

На основе этих данных и результатов констатирующего этапа, появляется необходимость в эксклюзивном учебно-методическом руководстве, которое будет специально создано для формирования и развития жизненных компетенций у учащихся с РАС. Основой данного руководства служат личные разработки, предназначенные для обеспечения персонализированного подхода в образовании.

Литература:

  1. Алхимина Н. Ю., Блинов Л. В. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки педагогов к работе с обучающимися с расстройством аутистического спектра // Современное педагогическое образование. — 2023. — № 4. — С.192–199.
  2. Лапшин С. В. Формирование эффективной модели взаимодействия всех участников образовательного процесса в рамках системы менеджмента качества инклюзивного образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2023. — № 11. — С.279–284.
  3. Лепешев Д. В., Калымова А. К. Современные проблемы организации психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной образовательной среде детей РАС // Наука и реальность/Science & Reality. — 2022. — № 2. — С.58–62.
  4. Сабитова В. Л. Обзор европейского опыта специальных образовательных учреждений для детей с аутизмом // Теория и практика современной науки. — 2022. — № 8. — С.102–104.


Задать вопрос