Правовые основы обращения драгоценных металлов и драгоценных камней | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 13.12.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Матюшкин, М. С. Правовые основы обращения драгоценных металлов и драгоценных камней / М. С. Матюшкин, А. А. Пушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — URL: https://moluch.ru/archive/549/120490/ (дата обращения: 19.12.2024).



В работе авторы затрагивают вопросы национального и международного законодательства, регулирующего добычу, обработку и торговлю этими ценными ресурсами. Анализируется лицензирование и сертификация, необходимые для легальной деятельности в этой сфере, включая требования к соблюдению стандартов качества и происхождения. Рассматриваются правовые аспекты защиты интеллектуальной собственности, особенно в контексте создания уникальных ювелирных изделий.

Ключевые слова: драгоценные металлы, драгоценные камни, финансовая система, экономическая безопасность, национальный рынок.

Правовые основы обращения драгоценных металлов и драгоценных камней представляют собой важный аспект экономики, культуры и правоотношений в современном обществе. Эти материалы, обладающие высокой ценностью и уникальными свойствами, требуют системного регулирования для обеспечения их законного оборота.

Законодательство в данной области охватывает множество аспектов, включая право собственности, торговлю, сертификацию, налоговые обязательства, а также вопросы охраны окружающей среды и защиты прав потребителей. Важнейшей задачей является установление процедур, которые предотвратят незаконный оборот, а также защитят интересы добросовестных производителей и потребителей.

Адаптация правовых норм к динамичным изменениям на международной арене и развитие технологий становится ключевым фактором для успешного контроля за обращением драгоценных металлов и камней. Таким образом, грамотное правовое регулирование этой сферы не только поддерживает экономическую стабильность, но и способствует развитию культурных и социальных аспектов, связанных с ценными ресурсами.

Цель данной работы заключается в анализе правовых основ обращения драгоценных металлов и драгоценных камней в контексте современного законодательства.

В условиях нарастающей неустойчивости мировых финансовых рынков большинство стран старается установить такой порядок осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями внутри национального рынка, который предусматривал бы наиболее благоприятные и эффективные условия для оборота драгоценных металлов и камней. Российская Федерация также придерживается данных средств по стабилизации отечественных финансовых рынков, так как в настоящее время экономика выступает целостной системой, состоящей из множества отдельных элементов, но взаимосвязанных между собой, из которых рынок драгоценных металлов и камней является наиболее важным. На современном этапе развития финансовой системы государства оборот драгоценных металлов и драгоценных камней обеспечивает безопасность в финансовой сфере страны, если возникнет какой-либо кризис, более того они обеспечивают экономическую и политическую безопасность, так как при необходимости могут быть использованы в любой момент. Таким образом, финансовые правоотношения в сфере оборота драгоценных металлов и камней является одним из важнейших звеньев в производстве, распределении и потреблении финансовых активов.

Необходимо рассмотреть финансово-правовые отношения, возникающие в процессе осуществления операций с драгоценными металлами и камнями, с точки зрения их структуры. Как и все правоотношения, они состоят из объекта, субъекта и содержания правоотношений. Объектом таких финансовых правоотношений выступают не сами драгоценные металлы, а денежные средства и денежные обязательства, выраженные в драгоценных металлах, а также денежные обязательства, возникающие в ходе их обращения (налоги) [1]. Субъектов правоотношений в сфере оборота драгоценных металлов и камней классифицируют различными способами. Например, Р. М. Олимова [2], выделяет такие группы субъектов:

— Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования в лице Гохрана, Центрального банка, Российской государственной пробирной палаты и т. д.;

— граждане-предприниматели, российские и иностранные юридические лица при условии наличия у них соответствующей лицензии (разрешения на совершение сделок с драгоценными металлами и камнями;

— граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Финансово-правовое регулирование правоотношений в сфере оборота драгоценных металлов и камней осуществляет ряд правовых актов, среди которых можно выделить федеральные законы, указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Приказы Минфина РФ и другие.

Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» [3] содержит в себе нормы, закрепляющие правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота). В том числе они устанавливают область действия государственной монополии; цели, принципы и особенности государственного регулирования деятельности юридических и физических лиц; полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ; определяют условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории РФ; статус Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, золотого запаса РФ, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ; цели, виды, формы государственного контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, а также за добычей (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), использованием и обращением драгоценных камней, порядок его организации и осуществления.

Указ Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. № 1137 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы» [4] регулирует вопросы, которые появляются из отношений между Российской Федерацией и государствами, не состоящими в ЕАЭС, возникающими при осуществлении ввоза и вывоза драгоценных металлов и камней.

Контроль за осуществлением операций, направленных на реализацию драгоценных металлов и камней, устанавливается рядом нормативно-правовых актов, принятых Правительством РФ. К таким можно отнести, например, Постановление Правительства РФ «О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями» [5]. Данный подзаконный акт определяет какие субъекты, реализующие операции с драгоценными металлами и камнями, должны подлежать внесению в ГИИС ДМДК (Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них), а какие юридические лица и индивидуальные предприятия являются исключением, в каких случаях специально на то уполномоченный орган вправе отказать в постановке на специальный учет или вовсе снять с него.

Общественные отношения, возникающие на основе оборота драгоценных металлов и камней, регулируются приказами Минфина. Например, Приказ Минфина России от 28 мая 2014 г. № 40н «Об утверждении Порядка идентификации ввозимых в Российскую Федерацию драгоценных камней» [6], Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 августа 2017 г. № 124н «Об утверждении формы сертификата вывоза необработанных природных алмазов и порядка его выдачи» [7] и другие.

Однако, несмотря на такую обширную правовую базу, на которой основывается контроль финансовых отношений, возникающих в ходе осуществления операций с драгоценными металлами и камнями, существуют и некоторые проблемы регулирования данных правоотношений. Одной из наиболее существенных проблем выступает неопределенность понятия «драгоценных металлов» и «драгоценных камней». Обратимся к статье 1 ФЗ «О драгоценных камнях и драгоценных металлах». Она не содержит в себе понятие «драгоценных металлов» и «драгоценных камней», они определяются путем перечисления в вышеуказанной норме тех видов металлов и камней, которые к ним относятся. Анализируя данные термины, необходимо отметить, что отсутствие законодательно закрепленных каких-либо стандартов, которые позволили бы отнести то или иной камень или металл к категории драгоценных, пробел в законодательстве, регулирующем правоотношения в сфере оборота драгоценных металлов и камней.

Правовая дефиниция должна включать в себя признаки, раскрывающие сущность и содержание определяемого понятия, более того она должна быть сформулирована как можно точнее. Предлагается сформулировать четкие и полные определения для драгоценных металлов и драгоценных камней, в которых необходимо указать общие природные свойства драгоценных камней и драгоценных металлов и иные критерии. По мнению Кудлаева Д. М., в качестве отнесения каких-либо видов металлов к драгоценным, следует учитывать следующие критерии: особенный химический состав; повышенный спрос, как на международном, так и на внутреннем финансовом рынке; существование данных металлов в природе в определенном виде; высокая рыночная стоимость. Таким образом, необходимо сформулировать определение драгоценных металлов следующим образом: «Драгоценные металлы — это ценности из группы благородных металлических веществ, характеризующихся особенным химическим составом, находящихся в природе определенном виде, не требующем особых затрат на их обработку и изготовление, обладающих высокой стоимостью на рынке. К драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий)».

В естественных науках нет единого определения «драгоценных камней», но в качестве критериев отнесения минералов к таковым служит их уникальность, т. е. степень распространенности в природе, оптические свойства, степень износостойкости и прочности, а также высокая рыночная стоимость. Следовательно, драгоценные камни необходимо определять как «ценности из группы природных минералов, находящихся в природе в естественном виде, обладающих собственной уникальностью, определенными оптическими свойствами, долговечностью и характеризующихся в силу своих свойств высокой рыночной стоимость. К драгоценным камням относятся природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней».

Можно сделать вывод, что исследование правовых основ обращения драгоценных металлов и драгоценных камней представляют собой важный механизм, обеспечивающий защиту интересов как государства, так и граждан. Эффективное регулирование этой сферы способствует снижению рисков, связанных с незаконным оборотом, отмыванием доходов и финансированием терроризма. Законодательные акты, касающиеся лицензирования, сертификации и проверки подлинности, создают прозрачность и доверие на рынке, что, в свою очередь, стимулирует инвестиции и развитие отрасли.

Прежде всего необходимо четкое законодательное определение драгоценных камней и драгоценных металлов, а также прозрачный механизм, который предотвратит незаконный оборот, а также защитит интересы добросовестных производителей и потребителей.

Литература:

  1. Кудлаев Д. В. Финансово-правовое регулирование обращения драгоценных металлов в Российской Федерации: автореферат дис.... канд. юрид. наук: — Москва, 2015. С.52.
  2. Олимова Р. М. Гражданско-правовое регулирование оборота драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации: дис.... канд. юрид. наук — Казань, 2005. С. 96.
  3. Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Доступ из Справ. правовой системы «КонсультантПлюс»: [электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142 / (дата обращения 10.12.2024 г.).
  4. Указ Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. № 1137 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы». Доступ из Справ. правовой системы «КонсультантПлюс»: [электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142 / (дата обращения 10.12.2024 г.).
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. № 1052 «О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями»
  6. Приказ Минфина России от 28 мая 2014 г. № 40н «Об утверждении Порядка идентификации ввозимых в Российскую Федерацию драгоценных камней»
  7. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 августа 2017 г. № 124н «Об утверждении формы сертификата вывоза необработанных природных алмазов и порядка его выдачи»
Основные термины (генерируются автоматически): камень, металл, Российская Федерация, сфера оборота, правовая основа обращения, высокая рыночная стоимость, национальный рынок, незаконный оборот, особенный химический состав, специальный учет.


Похожие статьи

Задать вопрос