Предупреждение коррупции государственных служащих | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 09.12.2024

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Кузнецов, Е. Н. Предупреждение коррупции государственных служащих / Е. Н. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — URL: https://moluch.ru/archive/549/120330/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор исследует позиции ученых по вопросу предупреждения коррупции государственных служащих.

Ключевые слова: коррупция, конфликт интересов, государственная служба, антикоррупционная культура.

Актуальность исследования проблемы предупреждения коррупции среди государственных служащих обусловлена её высокой значимостью для обеспечения эффективного функционирования государственного аппарата, защиты общественных интересов и соблюдения принципов правового государства. Коррупция носит системный характер и представляет собой серьёзный вызов, который подрывает доверие граждан к органам власти, приводит к экономическим потерям и снижению качества государственных услуг, а также способствует нарушению равенства граждан перед законом.

Современные реалии, включая цифровую трансформацию, порождают новые формы коррупции, связанные с использованием технологий и цифровых платформ. Исследование в области предупреждения коррупции позволяет не только выявлять существующие проблемы, но и совершенствовать законодательные и организационные механизмы борьбы с этим явлением, что делает тему исследования чрезвычайно актуальной для построения более прозрачной, ответственной и эффективной государственной службы.

Рассмотрим существующие в науке точки зрения на данную проблему.

Антоновская Е. А. и Лаврентьева С. В. подчеркивают, что конфликт интересов на государственной службе возникает, когда личные интересы служащего противоречат его должностным обязанностям. «Неурегулированный конфликт интересов вызывает совокупность проблем, одной из которых является коррупция, которая, в свою очередь, тянет за собой большое количество негативных последствий» [1].

Власова Е. И. отмечает, что несмотря на существование Федерального закона «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ, реализация мер по предупреждению коррупционного поведения государственных служащих сталкивается с рядом проблем, включая недостаточное определение понятий «личная заинтересованность» и «конфликт интересов», а также отсутствие эффективных механизмов контроля [2]. Керамова С. Н. указывает на несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей сферу коррупции, что создает «лазейки» для злоупотреблений должностными полномочиями [3].

Коваль С. П., Таибова О. Ю. и Цветков М. Ю. выделяют важность институциональных механизмов, таких как комиссии по урегулированию конфликтов интересов, которые играют ключевую роль в выявлении и предотвращении коррупционных проявлений [4]. Они подчеркивают необходимость совершенствования юридической ответственности государственных служащих в ситуациях конфликта интересов для укрепления исполнительской дисциплины.

Цирин А. М. и Севальнев В. В. обращают внимание на важность использования цифровых технологий в борьбе с коррупцией, предлагая создание цифровых профилей государственных служащих, что позволит повысить прозрачность и эффективность антикоррупционных мер [5]. Согласно их мнению, внедрение информационных систем для анализа больших данных способствует своевременному выявлению потенциальных конфликтов интересов и коррупционных схем.

Изучение зарубежного опыта, например, практик США, Великобритании и Германии, показывает, что эффективная борьба с коррупцией достигается через комплексный подход, включающий строгие декларирования имущественного положения, регулярные проверки и применение технических средств контроля [3]. Применение подобных моделей в России, адаптированных с учетом национальных особенностей, может существенно повысить эффективность антикоррупционной политики.

Итак, эффективное предупреждение коррупции среди государственных служащих требует внедрения комплексных мер, охватывающих различные аспекты. Прежде всего, необходимо совершенствование законодательства, включая четкое определение таких понятий, как «личная заинтересованность» и «конфликт интересов», а также устранение законодательных пробелов, которые создают возможности для злоупотреблений.

Кроме того, следует активно использовать международный опыт, адаптируя успешные зарубежные практики к российским условиям. Особое внимание необходимо уделить образовательным программам и просвещению, направленным на повышение уровня антикоррупционной культуры среди государственных служащих. Информационные кампании и обучающие мероприятия должны формировать устойчивые этические нормы поведения и способствовать осознанию важности соблюдения антикоррупционных стандартов.

Интеграция этих теоретических и практических подходов, основанных на анализе как отечественного, так и зарубежного опыта, позволяет не только снизить уровень коррупции среди государственных служащих, но и повысить доверие граждан к государственным институтам, что, в свою очередь, способствует более эффективному функционированию государственной службы.

Литература:

1. Антоновская, Е. А., Лаврентьева, С. В. Конфликт интересов на государственной службе [Электронный ресурс] / Е. А. Антоновская, С. В. Лаврентьева // Oeconomia et Jus. — 2022. — № 2. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/konflikt-interesov-na-gosudarstvennoy-sluzhbe-2 (дата обращения: 07.12.2024).

2. Власова, Е. И. Предупреждение коррупционного поведения государственных гражданских служащих [Электронный ресурс] / Е. И. Власова // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. — 2022. — № S2.1 (33). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/preduprezhdenie-korruptsionnogo-povedeniya-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih (дата обращения: 07.12.2024).

3. Керамова, С. Н. К вопросу о противодействии коррупции в сфере государственной службы в Российской Федерации и зарубежных странах [Электронный ресурс] / С. Н. Керамова // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. — 2020. — № 4. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-protivodeystvii-korruptsii-v-sfere-gosudarstvennoy-sluzhby-v-rossiyskoy-federatsii-i-zarubezhnyh-stranah (дата обращения: 07.12.2024).

4. Коваль, С. П., Таибова, О. Ю., Цветков, М. Ю. Актуальные проблемы правового регулирования института конфликта интересов на государственной гражданской службе в Российской Федерации [Электронный ресурс] / С. П. Коваль, О. Ю. Таибова, М. Ю. Цветков // Вестник КГУ. — 2020. — № 4. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-pravovogo-regulirovaniya-instituta-konflikta-interesov-na-gosudarstvennoy-grazhdanskoy-sluzhbe-v-rossiyskoy (дата обращения: 07.12.2024).

5. Цирин, А. М., Севальнев, В. В. Институциональные механизмы противодействия коррупции на государственной службе [Электронный ресурс] / А. М. Цирин, В. В. Севальнев // Журнал российского права. — 2021. — № 9. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnye-mehanizmy-protivodeystviya-korruptsii-na-gosudarstvennoy-sluzhbe (дата обращения: 07.12.2024).



Задать вопрос