Методические подходы к выбору стратегических альтернатив устойчивого роста компании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 10.12.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Юрченко, К. К. Методические подходы к выбору стратегических альтернатив устойчивого роста компании / К. К. Юрченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 153-156. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120346/ (дата обращения: 19.12.2024).



Систематизированный на основе определенных методически проработанных подходов, выбор стратегических альтернатив устойчивого роста позволяет компаниям формировать и использовать наиболее важные точные данные, в которых нуждаются руководители для принятия обоснованных управленческих решений, успешно проводить подготовку всей совокупности рассматриваемых к реализации стратегий при взвешенном распределении между ними ресурсов. Взвешенность при выборе стратегических альтернатив устойчивого роста и подготовке к реализации стратегий выступает основой эффективного стратегического управления в условиях неопределенности и рисков, так как способствует достижению целей наиболее правильным, методически обоснованным путем.

В этой связи необходимо отметить, что процессы, связанные со стратегическим выбором в целом и в отношении устойчивого роста компаний в частности, не останавливаются после успешной реализации стратегии. Стратегический выбор в отличие от постановки конкретных, даже стратегических задач может, хотя и имеет заданный период, не ограничен конечными временными границами. Стратегический выбор осуществляется, пока есть цель, она актуальна и имеются альтернативы ее достижения. Поэтому стратегии нередко имеют динамично сменяющуюся структуру. Одни стратегические цели могут достигаться, другие перестают быть актуальными в связи с переменой внешней или внутренней ситуации, другие могут находиться долгое время в проработке до включения в стратегию. Многое в процессе стратегического выбора может зависеть от используемой модели. На практике при стратегическом выборе придерживаются двух групп моделей: модели с одним критерием и модели с множеством критериев. Самым простыми, упрощающими ход решения стратегических задач являются модели с одним критерием или однокритериальные модели выбора стратегических альтернатив. Сам процесс при использовании данной модели заключается в следующем:

– выбирается один критерий, отражающий устойчивость роста компании, например, выручка, прибыль или ресурсы;

– альтернативы оцениваются с точки зрения выбранного критерия;

– выбирается самый лучший вариант;

– предпринимаются попытки улучшить показатели, то есть проводиться оптимизация для улучшения стратегических характеристик.

В основу модели стратегических альтернатив с одним критерием закладывается функция, чаще всего принимающая линейный вид, ее можно выразить формулой:

n+1

F (x) = ∑f j x j → max (1)

j=1

Где, n — количественная характеристика;

j — альтернатива,

f j — критерий (выручка), руб.;

x j — объем необходимых для достижении цели средств, руб. [3, с. 110]

Изменение выбранного критерия в такой модели формирует функцию, направленную на достижение целевого параметра, ее ограничивает другой параметр, называемый управляющей переменной. В качестве такого параметра могут выступать ресурсы, выделяемые для решения задач устойчивого роста компании, например, объем денежных средств или бюджет, предусмотренный для реализации стратегии. Линейных однокритериальных моделей существует множество, они появились благодаря стратегическому анализу. В их основе чаще всего заложен тот или иной аналитический инструмент, например, матрица BCG, ресурсная модель или модель цепочки создания ценности М.Портера [1, с. 10]

В экономической ситуации с достаточной степенью определенности применение однокритериальных линейных моделей для выбора стратегических альтернатив обосновано, если их рассматривается их не значительное количество при слабой связи между собой. Но если количество стратегических альтернатив увеличивается применение однокритериальных линейных моделей затрудняется. В этом случае для каждой конкретной стратегической цели с присущими ей ограничениями в виде переменной создается отдельная модель. В случае слабой связи между стратегическими альтернативами и при наличии значительного числа целей и переменных, выступающих в качестве ограничений, практическое применение находят модели с множеством критериев (многокритериальные модели). В условном виде такую модель можно выразить формулой:

f i (x) → max, i = 1,..., m, (2)

x ∈ X.

По форме выражения выбор стратегических альтернатив как процесс принятия решения представляет собой задачу математического программирования, предполагающую нахождение оптимальной стратегии, обеспечивающую максимум целевой функции W(u) на множестве u ϵ W, имеет выражение формулой [4]:

(3)

Многокритериальные модели позволяют выбирать среди значительного количества альтернатив. Но сложность может проявляться при принятии решения, так как заложенные в основу модели разные критерии могут принимать максимальные значения одновременно или существенно отклоняться, показывая значительный размах значений (рис. 1).

Пример отражения значений при использовании многокритериальной модели выбора стратегических альтернатив

Рис. 1. Пример отражения значений при использовании многокритериальной модели выбора стратегических альтернатив

Если выбранные критерии показывают значительную расходимость, то в процессе принятия решения при выборе стратегических альтернатив целесообразно применить метод перехода от многокритериальной к однокритериальной модели. Другими словами требуется ее упростить. Для этого может быть использован метод Парето и Слейтера (рис. 2)

Пример перехода от многокритериальной к однокритериальной модели (стратегические решения по Парето и Слейтеру) [6]

Рис. 2. Пример перехода от многокритериальной к однокритериальной модели (стратегические решения по Парето и Слейтеру) [6]

Кроме метода Парето и Слейтера для облегчения принятия оптимального стратегического решения по выбору стратегических альтернатив могут применяться приемы логарифмизации, максимизации, минимизации, линейной свертки, метод идеальной точки и т. п. При небольшом количестве стратегических альтернатив практическое применение находят графический метод и метод ранжирования.

Модель, построенная при использовании графического метода, призвана выполнять задачу визуализации основных параметров стратегических альтернатив. Самыми известными являются пузырьковые диаграммы BCG, GE/McKinsey и т. п. [2, с. 98]

При выборе стратегических альтернатив целесообразным является применение метода ранжирования. При построении с помощью этого метода моделей устойчивого роста компании используется множество взвешенных в определенном порядке параметров. Сам порядок построения модели предполагает присвоение параметрам весов с учетом их важности для достижения стратегической цели. Преимуществом подхода является то, что в построении модели могут использоваться, как количественные, так и качественные параметры. Качественные параметры в модели определяются при помощи экспертных методов, так как они не поддаются точной математической оценке. Далее определенные экспертными методами качественные параметры переводятся в количественные критерии, что позволяет интегрировать и ранжировать данные, а также стратегические альтернативы и на этой основе делать выбор.

В качестве интегрального параметра при построении модели устойчивого роста компании рассматривается число в промежутке от 0 до какого-либо заданного предела. Интегральное значение присваивается к каждому элементу, входящему в модель и представляет собой сумму произведений параметров на весовой коэффициент. В результате распределения стратегических альтернатив по рангам осуществляется их ранжирование, далее определяются приоритетные из них, то есть происходит процесс приоритизации или ранжирование элементов модели с учетом, установленного в определенном порядке приоритета.

В настоящее время к процессу приоритизации адаптировано много традиционных и новых инструментов, облегчающих и упрощающих стратегический выбор. Среди них методика Эйзенхауэра, модель MSCW, модель Кано и др. [5] На основе приоритизации выявляются наиболее привлекательные с точки зрения достижения стратегических целей альтернативы, а с учетом ограничивающих условий осуществляется стратегический выбор. Приоритизация может использоваться не только для выбора стратегических альтернатив, но для других целей, например, для оптимального распределения различных видов ресурсов. В целом рассмотренные подходы позволяют облегчать, упрощать и ускорять процесс принятия стратегических решений, а также выявлять наилучший вариант в достижении стратегических целей.

Литература:

  1. Басовский Л. Е. Современный стратегический анализ: учебник / Л. Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 256 с.
  2. Казакова Н. А. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для вузов / Н. А. Казакова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2024. — 453 с.
  3. Шепель В. Н. Принятие решений в задачах и упражнениях: учебное пособие / В. Н. Шепель, Н. В. Спешилова; Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ, 2021. — 131 с.
  4. Метод многокритериальной оценки хозяйствующих субъектов в процессе антикризисного управления / О. Ф. Быстров, А. А. Рубцова // Экономические и социально-гуманитарные исследования, 2020. — № 4 (28). — С. 18–28.
  5. Модели приоритизации для упрощения стратегического выбора. [Электронный ресурс] / BSC Designer. — 2024. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://bscdesigner.com/ru/modeli-prioritizacii.htm (дата обращения 3.12.2024)
  6. Однокритериальные и многокритериальные задачи в управленческой деятельности. [Электронный ресурс] / Портал ИМИТ. — 2024. — Электрон. дан. — Режим доступа: www. math.isu.ru (дата обращения 3.12.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): альтернатива, стратегический выбор, модель, BCG, выбор, критерий, устойчивый рост компании, графический метод, однокритериальная модель, слабая связь.


Похожие статьи

Задать вопрос