В статье рассматривается история изучения, проблематика понятия семейного бизнеса, субъекты и правовые перспективы в России.
Ключевые слова: предпринимательство, бизнес в России, семейный бизнес, проблематика семейного бизнеса.
Данная тема является актуальной ввиду того, что политика современной России направлена на консолидацию и поддержку семьи, изучение, развитие и укрепление семейного бизнеса является важной частью государственной политики.
Исследования в области семейного регулирования в России позволяют утверждать, что традиционные отраслевые институты изменяются, а вместе с этим и система семейного законодательства.
Исходя из практики не только России, но и стран Европы, можно утверждать, что хорошо развитое семейное предпринимательство помогает решить проблемы экономического кризиса и уменьшить социальное расслоение общества за счет большей мобильности. Семейный бизнес вполне можно использовать для решения предпринимательских проблем, однако все еще не решен вопрос с регулированием семейного бизнеса, что негативно влияет на его развитие и эффективность.
По данным торгово-промышленной палаты, в России 74 % малого и среднего бизнеса являются и семейными [1], при этом, по словам президента Торгово-промышленной палаты Сергея Катырина, точных данных о семейном предпринимательстве в России нет ввиду отсутствия квалифицирующих признаков, по которым можно признать тот или иной бизнес семейным. В заявлении Катырина от 24.05.2022 сказано, что семейный бизнес оценивается в два миллиона компаний, но если учитывать, что 90 % КФХ так же является семейным бизнесом, то цифра намного выше [2]. При этом, семейный бизнес не регулируется законодательно, отсюда вытекает большое количество проблем, как для государства, так и для предпринимателей. При этом, изучая заявления как Катырина, так и президента РФ Путина В.В., который строит государственную политику на укреплении семейных ценностей и развитии экономики, вполне резонно возникает вопрос, почему симбиоз двух основных институтов России на момент 2024 года не кодифицирован. Ему не оказывается должная юридическая и финансовая поддержка, возникают проблемы с налоговыми документами, начинающие предприниматели не знают, какие документы им нужны для оформления и ведения бизнеса, и т. д.
Первое семейное предприятие Строгановых было основано в России еще в XVI веке, а экономика на основе семейного бизнеса сформировалась уже в конце XVIII века. Непосредственное изучение феномена семейного бизнеса, его развитие, влияние на экономику государства, появилось позже, только в начале ХХ века, такими учеными как к Дж. Крейг, Дж. Астрачан, Волков Д.А., Платонов И.С. и другими. С момента появления семейного бизнеса в России и начала его изучения прошло довольно много времени. Важно так же учесть, что он показал лучшую мобильность, нежели крупные предприятия в середине 90-х годов ХХ века, во время кризиса в России, быстрее трансформируясь и подстраиваясь под потребителей. И несмотря на это, есть лишь проект [3] о развитии семейного предпринимательства в Российской Федерации, где в ст.2 приводятся основные понятия и термины. Там сказано, что семейный бизнес — самостоятельная, осуществляемая субъектами семейного предпринимательства на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Однако, несмотря на отсутствие законодательного определения, в научной литературе сложились различные подходы к определению понятия и правовой природы семейного бизнеса. Так, у Савиной сформулировано, что семейный бизнес является одной из форм малых предприятий, и отличается лишь наличием родственных связей у работников [4]. Похожее определение есть у Лепетиковой И.Ю., которая пишет, что семейный бизнес особая форма малого бизнеса, где члены семьи являются и собственниками, и работниками своего предприятия [5,c.165–169]. Исследователь из США, А. Ландбсерг сформулировал понятие семейного бизнеса как продукт синтеза двух институтов — семьи, как социального института, и бизнеса, как института экономики [6,c.10–25].
И. А. Плотникова пишет, что семейный бизнес представляет собой социально-институциональную форму малого бизнеса, которая организована в систему экономической и трудовой деятельности, и функционирует на основе социальных взаимодействий между родственниками. И в данном случае, целесообразно ориентироваться на стандарты и нормы поведения, удовлетворяющие потребности общества [7, c.13].
В юридической науке под семейным бизнесом зачастую понимается самостоятельная, систематическая деятельность, осуществляемая под имущественную ответственность, осуществляемую членами, для достижения экономических и социальных результатов, направленных на удовлетворение имущественных потребностей [8,c.189].
Таким образом, получается, что в России есть сам факт существования семейного бизнеса, который берет начало еще в XVI веке, но в законодательстве Российской Федерации он не выделяется как особый объект правового регулирования и государственной поддержки. Поэтому и точно раскрыть понятие семейного бизнеса на данном этапе не представляется возможным.
Но, тем не менее, в России семейный бизнес продолжает развиваться, и как было сказано, около 74 % предприятий в России семейные, из них 55 % — первое поколение, которое особо нуждается в поддержке и помощи.
Исходя из самого определения «семейный бизнес» становится ясно, что субъектами в данном случае являются члены одной семьи. Зачастую это молодые семьи, начинающие общее дело. Так же сюда могут быть включены бабушки, сестры, дяди, дети и другие родственники. Ввиду отсутствия законодательства в отношении семейного бизнеса, понятие субъект семейного бизнеса тоже сильно размыт, и его определение и понимание, кто входит в семейный бизнес, определяется из понимания, что есть субъект.
Повторяя вышесказанное, хочется отметить, что в России нужно ввести отдельные нормативно правовые акты, регулирующие семейный бизнес. Но какие правовые перспективы у семейного бизнеса на момент 2024 года?
Выше было приведено предложение о законе, регулирующем семейный бизнес, но с 2016 года оно все так же остается проектом, не рассматривается и изменений в него не вносится. Однако, активному развитию семейного бизнеса в России способствует торгово-промышленная палата. Более того, в опросе торгово-промышленной палаты касательно изменения трудового законодательства для регулировки трудовых отношений в семейном бизнесе, 76 % опрошенных высказались за изменения [9]. Так же торгово-промышленная палата создала и курирует проект, цель которого создание семейного бизнеса поддержка и формирование предпринимательских династий и подъема престижа семейного бизнеса в целом [10].
Помимо торгово-промышленной палаты, семейный бизнес активно продвигается Борисом Титовым — уполномоченным по защите прав предпринимателей. Создаются и региональные проекты, оказывающие поддержку семейному предпринимательству. Так, в Нижегородской области стартовал форум семейных предпринимателей, в котором приняли участие Саратовская, Самарская, Пензенская, Кировская области, и несколько республик. На данный момент, в Нижегородской области разрабатывается законопроект по защите и развитию семейного предпринимательства [11].
Подводя итог, важно сказать, что в Российской Федерации назрела необходимость в определении и законодательном закреплении понятий «семейное предпринимательство» и «семейный бизнес», кодификации законов, разработке государственных программ для поддержки семейного бизнеса. Ведь именно семейный бизнес позволит решить экономические проблемы и выровнять социальные слои, сократив разрыв между богатыми и бедными, установив крепкий средний класс.
Литература:
- [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/news/1505273/ (Дата обращения 13.04.2024)
- [Электронный ресурс] URL https://family.tpprf.ru/families/news/3240352/(Дата обращение 20.04.2024)
- Проект федерального закона N 1094602–6 «О развитии семейного предпринимательства в Российской Федерации» (внесен 08.06.2016 депутатами ГД В. Ф. Рашкиным, С. П. Обуховым, В. Р. Родиным, A. В. Потаповым, О. Н. Алимовой, Н. Н. Езерским, Н. Ф. Рябовым, В. Н. Паутовым, В. И. Гончаровым, B. А. Ганзя, Н. А. Кузьминым, В. Г. Поздняковым, Н. В. Разворотневым, В. И. Бессоновым, Т. В. Плетневой, И. А. Ревиным)
- Савина Т. Н., Щанкина Т. В. Развитие семейного предпринимательства как способ борьбы с бедностью. Консенсус. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.kontentus.ru/. (Дата посещения 10.04.2024)
- Лепетикова И. Ю. Семья как основа семейного предпринимательства: правовые аспекты // Актуальные аспекты инновационного экономического и юридического развития в условиях роста напряженности вокруг России: Научно-практическая конференция. Том 1. Ростов-на-Дону, 2015. — c. 165–169
- Касьяненко Т. Г. Современные проблемы теории оценки бизнеса: монография. — М.: Проспект, 2017. — С. 10–25.
- Плотникова И. А. Институциональное развитие семейных предприятий в сфере малого бизнеса (на примере Пензенской области): дис.: канд. социол. наук. Пенза, 2015. С. 13.
- Баркова Л. А. Семейное предпринимательство в механизме правового обеспечения гармонизации интересов семьи: дис.... канд. юрид. наук. Тверь, 2014. 189 c.
- [Электронный ресурс] URL https://news.tpprf.ru/ru/media/2353707/ (дата посещения 17.04.2024)
- [Электронный ресурс] URL https://family.tpprf.ru/ (Дата посещения 17.04.2024)
- [Электронный ресурс] URL https://nnov.tpprf.ru/ru/news/496509/ (Дата посещения 17.04.2024)