Состояние цензуры в современных правовых системах (на примере КНДР, Сирии и Ирана, Белоруссии, Российской Федерации, Испании, Египта) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 02.12.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Железнова, Ю. А. Состояние цензуры в современных правовых системах (на примере КНДР, Сирии и Ирана, Белоруссии, Российской Федерации, Испании, Египта) / Ю. А. Железнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 348-351. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119891/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассмотрены и проанализированы формы цензуры различных стран, закрепленные в их Конституциях.

Ключевые слова : цензура, общество, Конституция, защита прав, СМИ.

Общественная цензура — так можно назвать цензуру современного общества, по своей сути она больше направлена на защиту населения, а особенности той части, которая обладает неустойчивой психикой или тех, чье поведение является отрицательно девиантным, от материалов, несущих насилие, пропаганду разрушающих идеологий, таких как фашизм. Таким образом, получается, что цензура современного мира устанавливается самим обществом. Так же появилась новая разновидность цензуры — самоцензура.

Общественная цензура таким путем участвует в формировании ценностных установок. Но в этом скрыта и серьезная опасность, поскольку давление цензуры может повлечь за собой консервацию социальных институтов, уже ненужных обществу. Литературно-художественная критика при определенных условиях также способна брать на себя функции цензуры. Вливаясь в ее систему, она начинает выполнять не только миссию регулятора, создателя эталона, но и своеобразного «доносчика», указывающего властям на «вредные для общества» произведения.

Самоцензура как новый вид цензуры. В настоящем исследовании в качестве базового определения самоцензуры выбран подход И. М. Дзялошинского, который характеризовал данное понятие как «сознательно и добровольно принимаемое журналистом решение не интересоваться какими-либо фактами, а если вдруг они станут ему известны, не публиковать эти сведения».

Результатом частого применения самоцензуры становится подача информации, заключенной в определённые стереотипы, призванные укрепить потребителя в единственно верном взгляде на ту или иную проблему. Картина жизни в таком случае предстаёт одноцветной, где чётко расставлены полюса добра и зла, а «слегка знакомое подаётся как очень близкое, а чуть-чуть странное — как абсолютно чужое» [1].

Во многом усилению самоцензуры, а значит боязни неких опасных последствий для собственной карьеры и судьбы издания, способствует общая тенденция влияния государства на регулирования СМИ в России.

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. На данный момент является запрещенной не во всех странах мира и существует в виде самых разнообразных форм и запретов, разной степени строгости. Рассмотри, так ли это на самом деле.

Так цензура КНДР является одной из самых жестких существующих сейчас в мире. Радиоприемники и телевизоры, которые могут быть проданы в КНДР, подвергаются предварительной настройке, чтобы они могли ловить сигналы правительственных частот и опечатываются ярлыком, который предотвращает какое-либо вмешательство в эти приборы. Манипуляции с приёмниками и прослушивание или просмотр телерадиоканалов, исходящих из зарубежья, расцениваются как серьёзное преступление.

Однако, если обратиться к Конституции этой страны, то не увидим в ней закрепления такой жесткой системы. В частности Статья 39 [2] говорит, что «Расцветающая и развивающаяся в КНДР социалистическая культура служит делу повышения творческой способности трудящихся и удовлетворения их здоровых эмоционально-культурных запросов. По-видимому, все, что «отцензуривается» правительством, не подходит под формулировку «здоровые эмоционально-культурные запросы».

В соответствии со Статьей 40 «.... Государство развивает самобытные и революционные литературу и искусство, национальные по форме и социалистические по содержанию.

Государство добивается массового создания творческими работниками, деятелями искусства высокоидейных и высокохудожественных произведений, привлекает широкие массы к активному участию в литературно-художественной деятельности».

Таким образом, непрямое закрепление цензуры через развитие национальной литературы и формулировки «здоровые эмоционально-культурные запросы», в которую укладываются положения, выгодные правительству, что соответствует режиму, установленному в стране. Так же можно отметить, что это довольно консервативный вид цензуры, призванный охранять самобытные и революционные формы творчества.

Не менее жесткой является цензура Сирии и Ирана. Она заметно вырастает с усилением военного конфликта на территории Сирии. Иран совмещает высокие технологии (например, блокирование Интернет-ресурсов) с грубой силой, прибегая к массовому тюремному заключению журналистов с целью контроля информационного потока и искажения информации о своей ядерной программе.

В Конституции Сирийской Арабской Республики 2012 года в статье 43 сказано, что «Государство должно гарантировать свободу прессы, печати и опубликования, средств массовой информации и их независимости в соответствии с законом» [3].

Статью можно прочитать, с одной стороны, так: создание условий для независимости средств СМИ и печати, создание условий для их свободного развития. Однако ее так же можно прочитать и как гарантированность свободы прессы и СМИ, но в рамках, очерченных законом. Таким образом, если обращаться ко второй трактовке, можем видеть прямое закрепление рамок цензуры, но здесь она уже не касается национальных вопросов, а регулирует сугубо компетенцию СМИ. Что многие исследователи связывают с нежелание власти освещать вооруженное противостояние на территории страны.

Некоторые исследователи отмечают появление цензуры в такой стране, как Беларусь. Свободу слова в Белоруссии гарантирует Конституция Республики. Согласно ст. 33 Конституции, «монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются» [4].

Отмечается, что, его приход к власти президента Александра Лукашенко в 1994 г. сопровождался ухудшением свободы прессы и СМИ. Сам президент на вопрос о цензуре говорит, что цензуры ни в коем случае быть не должно, но должны быть «внутренний авторский самоконтроль и умение соблюдать баланс черного и белого».

Статья 34 Конституции говорит, что «Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав». Ограничение доступа к информации по сути является цензурой, перечень информации, подвергающейся такому ограничению, отсутствует. Кроме того, если посмотреть чуть дальше по хронологической ветке, то увидим, что идет попытка реформации законодательства, в закон о СМИ вводится ряд новых терминов: «сетевое издание», «интернет–ресурс», «владелец интернет–ресурса». К сетевым изданиям будут относиться интернет-ресурсы, прошедшие добровольную государственную регистрацию в Министерстве информации. Владелец такого ресурса сможет нанимать на работу журналистов, которые получат те же права, что и сотрудники традиционных СМИ. Нет и ограничений на работу сайтов и порталов, которые не пожелают регистрироваться. Правда, в этом случае статусом СМИ они обладать не смогут, а их сотрудники соответственно не будут являться журналистами» Власти объясняют введение жестких мер заботой о детях и реальной необходимостью.

Таким образом, видим установление глубоко завуалированных рамок, которые нельзя в полной мере назвать цензурой, но и игнорировать тоже нельзя. Цензура носит скрытый характер.

Цензура в Российской Федерации запрещена законом, об этом говорит Конституция [5]. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. Однако стоит отметить, что в Конституцией разрешается опубликование не всей информации, которой пожелает гражданин, ст. 29 «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Эти рамки слишком несущественны, чтобы назвать их цензурой и содержат общепринятые запреты. Конституция РФ в данном вопросе может считаться «классической», поскольку закрепляет те же принципы, что и многие Конституции мира. Однако в большинстве Конституций зарубежных стран отсутствует норма, не допускающая пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

В отличии от Конституции РФ, Конституция Испании признает все основные права, и в ст. 20, пунктом 2 закрепляет, что «Осуществление указанных прав не может быть ограниченным никаким видом предварительной цензуры» [6]. Однако уже пунктом 3 она закрепляет контроль над СМИ, зависящими от государства. «Закон устанавливает порядок организации и осуществление парламентского контроля над средствами массовой информации, зависимыми от государства или от публичных учреждений, и гарантирует доступ к вышеупомянутым средствам основным социальным и политическим группам, уважая общественный и языковой плюрализм Испании». Устанавливая тем самым форму, похожую больше на государственную цензуру. Так же здесь существует положение, которого мы не видим в других Конституциях, это то, что ст. 20 пункт 5 закрепляет право на конфискацию «публикаций, записей и других средств информации производится только на основании судебного решения». Тем самым закрепляет за собой право все же изъятия некоторых материалов, чего мы не видим в нормативных актах, рассмотренных ранее.

Таким образом, Испания устанавливает ограничения только на государственные издания, оставляя за собой право изъятия иных материалов в судебном порядке. Это нельзя назвать цензурой в полной мере, такая форма является наиболее либеральной среди рассмотренных.

Конституция Египта гарантирует свободу СМИ, но оставляет за собой право установления контроля «Контроль за СМИ запрещен, кроме особой цензуры, которая может применяться в период военного положения или общей мобилизации» [7]. В других Конституциях нет данного положения, но мы видим одну формулировку, которая есть во всех рассмотренных Конституциях «уважения неприкосновенности частной жизни» тем самым подчеркивается, что государства уважают права своих граждан.

«СМИ свободны и независимы для службы обществу и выражения разных направлений общественного мнения, а также для способствования формированию и управлению в соответствии с основными принципами государства и общества, поддержания прав, свобод и общественных обязанностей, уважения неприкосновенности частной жизни граждан и требований национальной безопасности». Конституция Египта всячески подчеркивает так же то, что государство готово применить цензуру, если материал, опубликованный в статье, будет угрожать нац. безопасности, в этом Конституция Египта похожа на Конституцию Сирии и Ирана. Данные положения являются отражением нестабильной обстановки в стране.

Таким образом, можно сделать вывод, что установление каких-либо ограничений, прямо или косвенно касающихся СМИ, является отражением того, какая обстановка в стране, соответствует установленному в ней режиму. Так же стоит отметить, что в большинстве Конституций стран мира все же присутствует та или иная лазейка, позволяющая законодателю изъять из публикации неугодные ему вещи, следовательно, мы не можем говорить, что современный мир полностью избавился от цензуры. Однако мы считаем, что четко сформулированные ограничения в разумных пределах, установленные самим обществом — это та модель, к которой должно стремиться каждое государство.

Литература:

  1. Свобода массовой информации в постсоветском пространстве. — А. Г. Рихтер.— Москва: ВК, 2007. — 368 c. — Текст: непосредственный.
  2. Конституция КНДР (Северная Корея). — Текст: электронный // Конституции. Библиотека Конституций Пашкова Романа: [сайт]. — URL: https://worldconstitutions.ru/?p=30 (дата обращения: 28.11.2024).
  3. Конституция Сирийской Арабской Республики 2012 — Текст: электронный // Конституции. Библиотека Конституций Пашкова Романа: [сайт]. — URL: https://worldconstitutions.ru/?p=459 (дата обращения: 28.11.2024).
  4. Конституция Беларуси — Текст: электронный // Конституции. Библиотека Конституций Пашкова Романа: [сайт]. — URL: https://worldconstitutions.ru/?p=131 (дата обращения: 28.11.2024).
  5. Конституция России — Текст: электронный // Конституции. Библиотека Конституций Пашкова Романа: [сайт]. — URL: https://worldconstitutions.ru/?page_id=1872 (дата обращения: 28.11.2024).
  6. Конституция Испании — Текст: электронный // Конституции. Библиотека Конституций Пашкова Романа: [сайт]. — URL: https://worldconstitutions.ru/?p=149 (дата обращения: 28.11.2024).
  7. Конституция Египта январь 2014 — Текст: электронный // Конституции. Библиотека Конституций Пашкова Романа: [сайт]. — URL: https://worldconstitutions.ru/?p=1013 (дата обращения: 28.11.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, цензура, государство, Иран, Конституция, Конституция Египта, СМИ, общественная цензура, полная мера, религиозная ненависть.


Похожие статьи

Задать вопрос