Особенности реализации административной ответственности государственных служащих | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 29.11.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Яхтанигов, З. Б. Особенности реализации административной ответственности государственных служащих / З. Б. Яхтанигов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 491-494. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119799/ (дата обращения: 19.12.2024).



Автор исследует административное законодательство, которое регулирует достаточно обширный круг административных правоотношений, складывающихся в различных сферах общественной и политической жизни. Ежегодно государтвенными служащими совершаются сотни тысяч административных правонарушений, которые влекут за собой административную ответственность. Для того, чтобы деятельность государственного служащего была максимально эффективной и приносила положительные результаты, важно иметь грамотную и рационально выстроенную систему поощрений и наказаний, которая, с одной стороны, будет стимулировать сотрудника на еще более перспективный и лучший результат его работы, а, с другой стороны, будет ограждать его от неправомерных действий и ошибок в его деятельности.

Ключевые слова: государственная служба, административная ответственность, административные правонарушения, наказание, дисциплинарный проступок.

The author examines administrative legislation, which regulates a fairly wide range of administrative legal relations that develop in various spheres of social and political life. Despite this, a significant number of administrative violations occur each year, leading to administrative liability. To ensure that the work of civil servants is efficient and yields positive outcomes, it is crucial to establish a well-structured system of incentives and penalties. This system should motivate employees to strive for greater achievements in their work, while also safeguarding them from unlawful actions and errors.

Keywords: government work, managerial duties, administrative transgressions, consequences, disciplinary violation.

Административное правонарушение влечет за собой наказание, предусмотренное действующим административным законодательством, где наказание выступает мерой административной ответственности. Согласно общим принципам административных санкций (ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) [1] целью административного взыскания при совершении правонарушения государственными служащими является удержание желания совершать новые преступные посягательства.

В соответствии с действующим законодательством государственный служащий может быть привлечен к административной ответственности, если он не исполняет или исполняет свои служебные обязанности ненадлежащим образом как должностное лицо (ст. 2.4), при нарушении обязательных норм как собственными действиями, так и в результате халатности при выполнении служебных обязанностей.

Одним из направлений развития действующего законодательства в области административной ответственности выступает усиление ответственности должностных лиц, включая государственных служащих [2, с. 36]. Важно учитывать, что в контексте административной ответственности государственный служащий может рассматриваться как лицо, совершившее административное правонарушение из-за ненадлежащего исполнения или полного неисполнения своих обязанностей, а также как физическое лицо, на которое распространяется ответственность за нарушение норм административного законодательства РФ.

По результатам проведения административного расследования принимается решение о привлечении государственного служащего к административной ответственности. В данном постановлении обязательно указывается состав административного правонарушения, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, обстоятельства, сопровождающие совершение данного правонарушения, а так же наказание, которое применяется к государственным служащим. Среди множества мер административной ответственности для должностных лиц действующее законодательство устанавливает только три основных административных наказания: 1) предупреждение — это административное взыскание, выраженное в официальном осуждении физического или юридического лица. Предупреждение оформляется в письменной форме; 2) штраф — это финансовое взыскание, назначаемое нарушителям административных норм юрисдикционными органами или их уполномоченными представителями в пределах, установленных законом; 3) дисквалификация.

Лицу, которое совершило административное правонарушение, выдается постановление. Государственный служащий, который привлечен к административной ответственности, имеет право обжаловать это постановление в соответствии с установленным законом порядком.

Основными признаками административного деликта в литературе административного права являются незаконность, умысел и ответственность. Эти аспекты находят свое отражение в действующем законодательстве и подробно описывают незаконные действия, совершаемые в рамках административной и других общественных служб.

На данный момент ученые предлагают рассмотреть другие специфические характеристики административной ответственности в сфере государственной службы. Исследование В. А. Козбаненко фокусировалось на реальных условиях административной ответственности должностных лиц и выдвигало гипотезу о возможности квалификации их незаконных действий как административного и дисциплинарного правонарушений одновременно. Кроме того, В. А. Козбаненко отмечал, что помимо административного и дисциплинарно-административного правонарушений, преступное деяние (в виде бездействия или действия) также может стать основанием для административной ответственности в определенных ситуациях [3, с. 32].

В области административного права до настоящего времени не существует общепризнанного подхода к определению того, какие конкретно виды административных правонарушений следует использовать в структуре государственной службы. По мнению Ю. Н. Старилова, в отношении должностных лиц применяются два вида административной ответственности: превенция и административное взыскание имущества [4, с. 76]. Ученые другой точки зрения утверждают, что помимо установленных мер ответственности в отношении должностных лиц также применяется лишение прав [5, с. 217].

Привлечение государственных служащих к административной ответственности не стало распространенной практикой в государственных органах, несмотря на установленные законодателем составы административных правонарушений в Особенной части Кодекса об административных правонарушениях РФ. Государственные служащие могут быть привлечены к ответственности как должностные лица за совершение административных правонарушений. В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Кодекс об административных правонарушениях РФ Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 160-ФЗ, на лиц, занимающих должности государственной гражданской службы распространено действие такого административного наказания, как дисквалификация. Также, может быть применено наказание в виде лишения права занимать определенную должность.

Как специальный субъект административного правонарушения государственный служащий представлен только в одной статье Кодекса об административных правонарушениях РФ — статье 5.45 «Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума» [6]. Очевидно, необходимо расширить перечень таких составов административных правонарушений, переведя преступные действия, которые ранее рассматривались как дисциплинарные поступки, в административные правонарушения.

Неэффективным является применение дисциплинарных санкций к проступкам, которые законодателем не отнесены к преступлениям. В нашей стране существует проблема коррупционных правонарушений, которые отнесены к дисциплинарным проступкам. Следует переквалифицировать их как административные правонарушения, чтобы предотвратить злоупотребление этими нарушениями государственными служащими, так как существующие наказания неэффективны. Как отмечает С. А. Денисов, «коррупционные действия, не входящие в категорию преступлений, должны быть признаны административными правонарушениями, которые могут быть регулированы Кодексом поведения государственных служащих» [7, с. 119].

Таким образом, меры, применяемые к нарушителям определяется индивидуальным решением работодателя, что делает статью 2.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ неэффективной для государственных служащих. Это означает, что за дисциплинарное нарушение лицо может получить менее строгое наказание, чем за административное. Поэтому предлагается внести изменения в действующее законодательство и ввести более строгие наказания, установив новые критерии привлечения к административной ответственности государственных служащих. Установление основных требований для привлечения государственных служащих к административной ответственности поможет соблюдать принцип равенства всех перед законом, как предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001. № 195 ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
  2. Гнездюков В. А., Бородаенко Н. В. Юридическая ответственность государственных служащих и ее негативная дисциплинарная разновидность // Административное и муниципальное право. 2021. № 10.
  3. Казбаненко В. И. Правовое обеспечение статуса государственных служащих (Теоретико-административный аспекты: дис. … докт. юрид. наук. М., 2003.
  4. Старилов Ю. Н. Государственная служба и служебное право. М, 2021.
  5. Керамова С. Н. Об административной ответственности государственных служащих // Государственная служба и кадры. 2020. № 3.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001. № 195 ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
  7. Денисов С. А. Возможности применения института административной ответственности для борьбы с коррупцией государственных служащих // Административное право и процесс. 2022. № 6.
Основные термины (генерируются автоматически): административная ответственность, служащий, действующее законодательство, административное правонарушение, административное правонарушение РФ, правонарушение, государственная служба, действие, лицо, Российская Федерация.


Похожие статьи

Задать вопрос