Деятельность государственных служащих, осуществляемая ежедневно, является основой каждого государства, в связи с этим очень важно, чтобы их деятельность была эффективной. Современные исследования направлены на изучение эффективности деятельности органов власти. Такие направления как экономика и теория управления, играют особую роль в изучении вопросов эффективности. В статье рассматриваются методы оценки эффективности деятельности государственных служащих.
Ключевые слова: государственная служба, эффективность, деятельность, государственный служащий.
На сегодняшний день оценка эффективности деятельности государственных служащих основана на проведении аттестации, в форме анализа формальных показателей. Данную форму государственные служащие воспринимают как формальность, которая не сказывается на заработной плате. В связи с этим необходимо:
– четкое определение объектов, методов и процедур оценки эффективности деятельности государственных служащих, основанных на отечественном и зарубежном опыте;
– конкретизация критериев и показателей оценки;
– создание институциональной и нормативной базы для оценки эффективности, а также построение комплексной системы оценки эффективности деятельности государственных служащих в Российской Федерации [3].
Рассмотрим методы оценки эффективности деятельность государственных служащих.
Метод управления по целям. Этот комплексный метод часто применяется в зарубежных странах. С помощью него производится оценка эффективности деятельности, не связанной с выпуском продукции. Оценивается выполнение плана (достижение цели) гражданскими служащими за определенный период и состоит из следующих элементов:
– конкретизация цели;
– планирование;
– деятельность согласно плану;
– анализ результата;
– определение отклонений.
Метод анкетирования. Этот метод основан на анализе и составления рейтинга анкет, содержащих вопросы, касаемо всех (рабочих, личностных, поведенческих и так далее) критериев.
Качество оценки деятельности служащих зависит от конкретизации цели и возможности анализа данной цели.
Метод вынужденного выбора. Данный метод подразумевает анализ определенных показателей деятельности служащего, рассчитываемых в индексах.
Описательный метод. Этот метод направлен на анализ определенных поведенческих показателей служащих, к примеру, качество и скорость выполняемой деятельности и так далее.
Метод шкалы графического рейтинга. Данный метод подразумевает анализ определенных показателей характера служащего, к примеру, исполнительность, ответственность и так далее.
Метод решающих ситуаций. Этот метод направлен на анализ списка определенных ситуаций, в котором соотносятся правильные либо неправильные поведенческие решения служащего.
Метод наблюдения за поведением. Данный метод подразумевает фиксацию стандартных либо нестандартных действий в настоящем времени, при возникновении определенной ситуации.
Метод шкалы рейтинговых поведенческих установок. Этот метод позволяет провести оценить эффективность деятельности служащих, проведя анализ рейтинга поведенческих характеристик в определенных ситуациях, а также их квалификации.
В настоящее время более эффективным и современным является метод управления по целям. Благодаря оценке эффективности с помощью этого метода, существует возможность проведения оценки деятельности служащих не только определенных государственных органах, но и по всему государству в целом [2].
Проведение регулярной оценки эффективности методом управления по целям способно привести к изменению механизма обеспечения органов власти, вывести на эффективную модель бюджетирования, когда расходы зависят напрямую от результатов деятельности, выполняемых функция, реализации программ и так далее.
Другие методы так же могут быть применены для оценки эффективности деятельности государственных служащих. Чтобы данные методы были эффективны, необходимо начать с совершенствования кадровых отделов государственных органов, так как именно они отвечают за сбор, обработку, хранение и анализ информации.
Можно отметить непосредственную связь между применяемыми методами оценки эффективности служащих на уровне государственного органа с методами оценки эффективности всей государственной службы на более высоком уровне [1].
При проведении настоящего административного реформирования, важное место занимает использование методов оценки эффективности государственных служащих. Проведение таких оценок накануне аттестации, в процессе выборов руководителя, при формировании резерва кадров на выдвижение, а также в текущих перестановках в кадровом составе играют важную роль в обеспечении открытости государственной службы.
Благодаря оценке эффективности деятельности каждого служащего, существует реальная возможность определять индивидуальное премирование, в результате это служит стимулом для государственных служащих, что позволяет привлекать новых и сохранять действующих специалистов.
Литература:
- Бердникова, И. А. Эффективность деятельности государственных служащих: критерии, методы оценки // Материалы II Международной научно-практической конференции «Роль местного самоуправления в развитии государства на современном этапе» (Москва). — 2017. — С. 55–56.
- Гребенщикова, Е. В. Методы и методики оценки эффективности и результативности профессиональной деятельности государственных служащих / Е. В. Гребенщикова, А. Г. Уляева // Сборник научных трудов молодых ученых и специалистов «Региональная экономика: взгляд молодых» (Уфа). — 2017. — С. 27–39.
- Плотникова, О. С. Методы оценки эффективности деятельности государственных служащих // Сборник научных статей 7-й Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы международных отношений в условиях формирования мультиполярного мира» (Курск). — 2018. — С. 187–191.