В сложившихся рыночных условиях составление финансовой (бухгалтерской) отчетности на любом предприятии является обязательством, которое установлено на законодательном уровне, а также необходимой потребностью действующей организации. Данный факт обусловлен заинтересованностью руководителей в дальнейшем развитии и оптимизации хозяйственной деятельности своего предприятия. В связи с вышесказанным особое значение для пользователей финансовой отчетности является ее достоверность, которая подтверждается с помощью проведения аудита отчетности.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, налоговый кодекс, капитал, активы, основные средства, законодательство, оценка, бухгалтерская отчетность, аудит.
In the current market conditions, the preparation of financial (accounting) statements at any enterprise is an obligation that is established at the legislative level, as well as a necessary need for an operating organization. This fact is due to the interest of managers in the further development and optimization of the economic activity of their enterprise. In connection with the foregoing, of particular importance to users of financial statements is their reliability, which is confirmed by auditing the statements.
Keywords: accounting, tax code, capital, assets, fixed assets, legislation, valuation, accounting, audit.
В настоящее время при инвестировании средств в развитие хозяйствующего субъекта все более важную роль стала играть бухгалтерская отчетность этого субъекта. Он должен быть прозрачным, надежным и вызывать доверие у инвесторов.
Роль бухгалтерской отчетности невозможно переоценить, так как именно с ее помощью можно оценить устойчивость развития хозяйствующего субъекта, финансовую устойчивость, имущественное и финансовое положение. Поэтому аудит финансовой отчетности становится все более значимым, поскольку проверенные аудиторами отчеты вызывают большее доверие.
Маловероятно, что какой-либо банк будет кредитовать клиента, у которого нет аудированной финансовой отчетности, так же как ни один инвестор не будет иметь дело с организациями, счета которых не проверялись в течение ряда лет.
Основной целью аудита является обеспечение предоставления пользователям отчетности достоверной финансовой отчетности. Проведение независимого контроля достоверности информации, предоставляемой коммерческими организациями, обеспечивает выполнение задач, связанных с опережающим развитием экономики России.
Согласно ст. 1 п. 3 Закона 307-ФЗ аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Также можно отметить, что аудит финансовой отчетности не только оценивает ее достоверность, но и помогает в выявлении ошибок, которые были допущены при составлении отчетности.
Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, проводимая аудиторской организацией и заключающаяся в выражении мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта.
В российском законодательстве, регулирующем аудиторскую деятельность, в частности Федеральном законе «Об аудиторской деятельности», целью проверки является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соблюдении порядка ведения бухгалтерского учета. с законодательством Российской Федерации.
Для дальнейшего достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) проверить состав и содержание учетных форм;
2) оценить соответствие отчетности данным синтетического и аналитического учета;
3) подтвердить соответствие совершаемых бухгалтерских операций действующему законодательству;
4) подтвердить достоверность отчетных показателей;
5) проверить правильность оценки объектов отчетности;
6) осуществить взаимосвязь индикаторов;
7) предложить внесение (при необходимости) изменений в формы отчетности на основании оценки количественного влияния на ее показатели существенных отклонений, выявленных в ходе проверки.
Порядок проверки на соответствие предполагает анализ соответствия отчетности организации по следующему акту:
1) Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ2 «О бухгалтерском учете»;
2) Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
3) Налоговый кодекс Российской Федерации.
Соблюдение Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Главный бухгалтер в каждой организации должен следить за тем, чтобы все совершаемые хозяйственные операции соответствовали законодательству Российской Федерации, осуществлять контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по оформлению хозяйственных операций, представлению сведений в бухгалтерию обязательны для всех работников организации.
Без подписи главного бухгалтера денежные расчетные документы недействительны и не могут быть приняты к исполнению.
Аудитору необходимо проверить подпись главного бухгалтера во всех документах, где требуется ее подпись.
В случае возникновения разногласий между руководителем и главным бухгалтером по поводу осуществления хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению письменным распоряжением руководителя, который в свою очередь несет полную ответственность за все совершаемые операции.
Все организации должны иметь первичную документацию, на основании которой заполняются регистры бухгалтерского учета.
Годовая бухгалтерская (бухгалтерская) отчетность включает следующие формы:
1) Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
2) Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.
3) Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, устанавливается федеральными стандартами.
4) Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций бюджетной сферы устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26 июля 2019 г. № 247-ФЗ)3.
5) Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка Российской Федерации установлен Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Аудитор должен проверить состав, содержание и порядок формирования бухгалтерской отчетности, установить соответствие действующим формам типовых форм и соблюдать Инструкцию о порядке составления отчетности.
Аудитор выясняет, раскрыта ли в пояснениях следующая информация:
1) Наличие отдельных видов нематериальных активов, отдельных видов основных средств, арендованных основных средств;
2) Наличие финансовых вложений;
3) Наличие изменений в капитале;
4) Чрезвычайные факты хозяйственной деятельности.
Аудитору также необходимо проверить правила оценки отдельных объектов отчетности и проверить, подтверждаются ли они результатами инвентаризации активов и пассивов.
Аудитор проверяет следующие моменты:
1) каждый налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию по каждому отдельному налогу в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика по установленной форме;
2) качество подготовки налоговой декларации;
3) наличие всех реквизитов в налоговой декларации;
4) соблюдение сроков подачи налоговой декларации.
По мере изучения состава и содержания форм бухгалтерского учета предприятия аудитор выясняет, соответствуют ли они требованиям нормативных документов (наличие всех установленных форм, полнота их заполнения, наличие необходимых реквизитов), выполняет арифметический контроль, а также проверяет их взаимосвязь. Увязка показателей подразумевает соответствие значений одних и тех же показателей, отраженных в различных формах отчетности.
В ходе анализа достоверности отчетных показателей аудитору необходимо изучить результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годового отчета. Все выявленные несоответствия с данными бухгалтерского учета, а также все ошибки и нарушения, выявленные в ходе инвентаризации, должны быть исправлены и отражены в соответствующих регистрах бухгалтерского учета до представления годового отчета. Суммы статей баланса для расчетов с финансовыми и налоговыми органами должны быть согласованы с ними и идентичны. Необходимо контролировать соответствие данных по всем отчетам Главной книги показателям форм бухгалтерской отчетности.
В ходе проверки правильности оценки объектов отчетности аудитор должен убедиться в соблюдении следующих основных положений при ее составлении:
1) Отражение в отчетности стоимости имущества и обязательств предприятия должно производиться в рублях;
2) Оценка имущества и обязательств должна производиться путем суммирования произведенных затрат;
3) Зачет между активами и обязательствами, прибылями и убытками не допускается (за исключением случаев, специально предусмотренных нормативными документами);
4) Отражение в балансе числовых показателей должно осуществляться в чистой оценке, то есть за вычетом нормативных значений;
5) Методы формирования показателей отчетности должны соответствовать требованиям нормативных документов. При наличии отклонений они должны быть раскрыты в пояснительной записке с указанием причин и количественного влияния этих отклонений на сформированные отчетные показатели.
В результате проверки могут быть выявлены следующие ошибки:
1) Неполное или неправильное заполнение отчетных реквизитов;
2) Существенные показатели не были раскрыты в финансовой отчетности;
3) Отчетные показатели не подлежат результатам инвентаризации;
4) Имеется несоответствие данных текущей отчетности данным предыдущей отчетности;
5) Отсутствует взаимосвязь некоторых форм отчетности;
6) Недостаточное пояснение в отчетности.
Заключение
Достоверность бухгалтерской отчетности является требованием к финансовой отчетности, а это означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверную и полную картину об имуществе и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. Достоверной является бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная на основании правил, установленных нормативными актами системы регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. В то же время, согласно Международным стандартам финансовой отчетности, эта отчетность отвечает требованиям достоверности, когда она свободна от существенных ошибок и предвзятости, и пользователи могут полагаться на нее в той мере, в какой она может полностью и беспристрастно отражать или должна отражать истинное положение дел.
Литература:
- Гражданский Кодекс РФ [Текст] от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011).- М.: Омега-Л, 2021.
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. от 31.07.1998. № 146 -ФЗ: (принят Гос. думой ФС РФ 16.07.98 г. — действующая редакция от 01.12.2013 г.)
- Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ (действующая редакция, 2016)
- Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» № 402 — ФЗ с изменениями и дополнениями
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/08: утв. Приказом Минфина РФ (01.01.2008г. / М-во финансов Рос. Федерации)
- Проект Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, Министерство Финансов Российской Федерации
- Российская Федерация. Постановления. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности [Текст]: постановление Правительства РФ (№ 696 от 23.09.02.
- Министерство финансов РФ: URL http://minfin.ru/ru/perfomance/audit/ (Дата обращения: 08.05.2017)