В статье рассмотрены проблемные аспекты реализации миграционной политики как одного из направлений деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации. В ней проанализированы статистические данные, отражающие базовые результаты деятельности Главного управления по вопросам миграции, выявлены проблемы организации деятельности органов внутренних дел в данной сфере, разработаны и предложены меры по устранению недостатков. Основным выводом является тезис о том, что причиной возникновения проблем в деятельности органов внутренних дел по реализации миграционной политики можно считать несовершенное российское законодательство, регулирующее правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
Ключевые слова : миграционная политика, иностранные граждане, лица без гражданства, миграционное законодательство, органы внутренних дел.
The article examines problematic aspects of the implementation of migration policy as one of the areas of activity of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. It analyzes statistical data reflecting the basic results of the activities of the Main Directorate for Migration, identifies problems in organizing the activities of internal affairs bodies in this area, and develops and proposes measures to eliminate shortcomings. The main conclusion is the thesis that the cause of problems in the activities of internal affairs bodies in implementing migration policy can be considered imperfect Russian legislation regulating the legal status of foreign citizens and stateless persons.
Keywords: policy on migration, individuals from abroad, those without nationality, laws on migration, law enforcement agencies dealing with internal affairs.
Современное развитие межгосударственных отношений характеризуется неуклонным увеличением объемов миграционных потоков. Несмотря на ситуацию, сложившуюся после пандемии, когда некоторые члены общества отказывались от поездок в заграницу, тем более от переездов, по данным МВД России в 2023 году поставлено на миграционный учет 9,8 млн иностранных граждан и лиц без гражданства, выдано 127 тысяч разрешений на работу. Приобрели гражданство Российской Федерации 656 тысяч (для сравнения в 2021 году — 498 тысяч приобрели гражданство). В их числе граждане Узбекистана — 18,4 %, Таджикистана — 19,2 %, государств — членов ЕС — 7 %, Китая — 6,3 %. На фоне роста миграции из Китая, Таджикистана и Узбекистана произошел отток мигрантов из Молдавии и Армении)» [1, с. 12].
Основная цель миграционной политики Российской Федерации заключается в создании такой миграционной среды, которая способствует решению задач по обеспечению безопасности государства, защите национального рынка труда, поддержанию межнационального и межрелигиозного мира и согласия в обществе» [2].
Осуществление контроля за соблюдением миграционного законодательства на территории Чегемского района КБР, контроль за пребыванием, проживанием и осуществлением трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства — одно из основных направлений деятельности Отдела по вопросам миграции ОМВД России по Чегемскому району КБР.
Для уменьшения вероятности нанесения ущерба ценностям, защищаемым законом, и предотвращения нарушений действующего миграционного законодательства Отделом по вопросам миграции ОМВД России по Чегемскому району КБР было проведено 229 проверок, в ходе которых было выявлено 114 нарушений миграционного законодательства. В отношении иностранных граждан, нарушивших сроки своего пребывания в России и неоднократно привлекавшихся к административной ответственности, было принято решение о неразрешении въезда. Было направлено 36 представлении о закрытии въезда в Россию, 26 решений о депортации [3, с. 32]. В ходе оперативно-профилактических мероприятий сотрудниками Отдела по вопросам миграции ОМВД России по Чегемскому району КБР также были выявлены нарушения со стороны иностранных граждан, которые работали без соответствующих разрешительных документов — патентов. Чаще всего такие нарушения обнаруживаются при внезапных проверках на строительных объектах или на рынках, где иностранные граждане используются как дешевая рабочая сила.
В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», ограничение временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации без получения визы составляет не более девяноста суток за сто восемьдесят дней» [4]. По завершении срока пребывания, иностранному гражданину необходимо покинуть страну, если он не получил разрешение на работу или другие необходимые документы.
С 2013 года действует правило о пребывании иностранцев в России не более 90 дней за каждые 180 дней. Несмотря на это, часто нарушения этого правила все же происходят. Одним из наиболее распространенных является ситуация, когда иностранцы, превысившие срок пребывания, покидают страну и сразу же возвращаются, надеясь на то, что новый въезд даст им право остаться в России. Однако, если мигрант уже находился в стране 90 дней до выезда и потом вернулся, его законный срок пребывания будет ограничен днями, которые в сумме с предыдущим пребыванием составят 90 дней.
Эти данные указывают не на умышленное нарушение миграционного законодательства со стороны мигрантов, а на их неправильное понимание сроков пребывания на территории России, ошибочно считая, что новый срок начинается только после пересечения границы.
Так, гражданин Таджикистана Д. прибыл в Россию в 2018 году для работы по найму, имея разрешение на работу и временное проживание до июня 2022 года. Однако после истечения срока пребывания он не покинул страну, не оформил необходимых документов. Кроме того, его паспорт истек в 2022 году, и в документах не указано, что он отец 4 детей. В декабре 2023 года суд признал его виновным в административном правонарушении и назначил штраф. Несмотря на это, к февралю 2024 года он не предпринял действий для законного пребывания в России и был задержан полицией.
Решением суда отмечается, что свидетель Д. Р. утверждает, что они с Д. находятся в фактических брачных отношениях с 2008 года, имеют четверых детей, проживают вместе и ведут совместное хозяйство. В свидетельствах о рождении детей указано неправильное отчество из-за ошибки, допущенной ею. Других доказательств фактического брака с гражданином Д. не представлено. Суд считает, что назначение Д. дополнительного вида наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не является подходящим способом достижения баланса интересов в рамках процесса административного судопроизводства» [5].
Представленный случай демонстрирует, что иностранный гражданин, находящийся нелегально на территории России в течение длительного времени, неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение правил пребывания, не проявляет желания легализовать свое пребывание в стране и вызывает сомнения относительно его дальнейших действий по законному пребыванию. Как правильно отметил Ю. В. Морозов, инструменты административной ответственности не всегда эффективны в достижении поставленных целей» [6]. По данному вопросу Конституционный Суд указал на изменения, вступившие в силу в январе 2024 года в КоАП РФ, и отметил возможность замены выдворения штрафом судьей, учитывая факторы, такие как отношение иностранного гражданина к уплате налогов, наличие жилья, его семейное положение и другие обстоятельства [7].
Российская Федерация занимает второе место в мире по количеству мигрантов, и их количество остается стабильным в последние годы. Большинство мигрантов въезжают в страну легально, но в процессе пребывания теряют это право по разным причинам. Незаконная миграция увеличивает социальное напряжение и усложняет криминальную обстановку. Сотрудники органов по миграционным вопросам не имеют возможности самостоятельно легализовать мигрантов. Необходимо решить вопрос о статусе таких иностранных граждан. Возможным решением проблемы может быть использование аналогии с регистрацией граждан Российской Федерации на основании решения суда. Внести изменения в Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [8] дополнительное основание для включения в миграционный учет — «на основании решения суда». Если установить минимальный срок постановки на учет после такого решения, например, 30 дней, это даст возможность мигранту принять необходимые меры для легального пребывания в России, например, получить патент на работу. Это упростит процедуру легализации и продления пребывания лица, которое находилось на территории России без законных оснований и имеет родственников — граждан России.
Отдел по вопросам миграции ОМВД России по Чегемскому району КБР активно поддерживает процесс добровольного переселения соотечественников из-за рубежа в Российскую Федерацию. Этот процесс осуществляется в рамках осуществления миграционной политики в России и в соответствии с разработанной Правительством РФ «Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» [9]. В рамках данной программы Отделом по вопросам миграции ОМВД России по Чегемскому району КБР было зарегистрировано 3 тыс. участников государственной программы. Среди переселенцев — граждане из разных стран, включая Казахстан (9,1 %), Таджикистан (18,7 %), Сирию (12,1 %), Иорданию (8,9 %), Узбекистан (17,1 %) и Армению (3,2 %). Среди них доля лиц трудоспособного возраста составляет 72,1 %, а детей — 23,6 %.
Вопросы гражданства в рамках миграционной политики играют ключевую роль в управлении государством, поскольку оказывают значительное воздействие на безопасность и процветание страны в целом [10, с. 36]. Необходимо отметить, что у Отдела по вопросам миграции ОМВД России по Чегемскому району КБР возникает значительное количество трудностей в процессе осуществления своей деятельности. Это обусловлено, прежде всего, недостаточной разработкой законодательной базы в данной области.
Таким образом, количество иностранных граждан, находящихся в стране, за последние три года остается стабильным. В то же время, все больше мигрантов получают разрешения на временное пребывание, разрешение на постоянное жительство и необходимые документы для трудоустройства.
Несмотря на уменьшение доли нелегальных мигрантов в последнее время, все еще возникают проблемы, связанные с миграционной ситуацией. Несовершенное российское законодательство, регулирующее правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, считается причиной возникновения этих проблем. Устранение имеющихся пробелов и противоречий права позволит улучшить положение иностранцев и лиц без гражданства, а также повысить эффективность деятельности служб и подразделений Главного Управления по вопросам миграции.
Литература:
- Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — декабрь 2023 года. URL: https://мвд.рф (дата обращения: 23.10.2024).
- Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.11.2018. № 45. Ст. 6917.
- Анализ состояния преступности. Информационно-аналитическая записка о состоянии правопорядка на территории Кабардино-Балкарской Республики в 2023 г. Официальный сайт МВД Кабардино-Балкарской республики [Электронный ресурс]. URL: https://mvdкbrru/folder/1022678/2/ (дата обращения 20.10.2024).
- Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 29.07.2002. № 30. Ст. 3032.
- Постановление Чегемского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10 декабря 2023г. по делу об административном правонарушении [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://chegemski.kbr.sudrf.ru (дата обращения: 23.09.2024).
- Морозов Ю. В. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства с территории Российской Федерации: основные проблемы и пути их реализации // Вестник КГУ имени Н. А. Некрасова. 2022. № 5.
- Определение Конституционного Суда Российской Федерации № 830-О от 9 апреля 2024г. об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Республики Молдова Атаманчука Валерия на нарушение его конституционных прав статьей 4.1 и частью 31 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision752231 (Дата обращения: 10.10.2024).
- Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 24.07.2006. № 30. Ст. 3285.
- Указ Президента РФ от 14.09.2012 № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // Собрание законодательства Российской Федерации. 17.09.2012. № 38. — Ст. 5074.
- Рыжакова Ю. Н. Актуальные вопросы развития миграционной политики в Российской Федерации // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2020. № 3.