Влияние различий в правовом статусе и организационной структуре корпоративных и унитарных юридических лиц на их эффективность в управлении и достижении целей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 24.11.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Морган, К. Э. Влияние различий в правовом статусе и организационной структуре корпоративных и унитарных юридических лиц на их эффективность в управлении и достижении целей / К. Э. Морган. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — URL: https://moluch.ru/archive/547/119645/ (дата обращения: 25.11.2024).

Препринт статьи



Вопрос о различиях в правовом статусе и организационной структуре корпоративных и унитарных юридических лиц является важным аспектом в теории и практике управления. Эти различия оказывают значительное влияние на эффективность деятельности организаций, поскольку они определяют внутреннее устройство организации, и имеют отличительные черты начиная с распределения полномочий и определением уровня ответственности, заканчивая управлением ресурсами и способами достижения стратегических целей.

Прежде чем начать подробно рассматривать все особенности организационной структуры и правовые статусы юридических лиц, стоит вспомнить самую важную отличительную особенность лиц друг от друга. В качестве главной отличительной черты, законодателем формально обозначено наличие или отсутствие права членства (то есть, участия) в юридическом лице. В корпоративной организации учредители обладают правом участия в нем и формируют высший орган (то есть, общее собрание или съезд), а в унитарных организациях учредители не становятся их участниками и не приобретают в них права членства [1].

Классификация юридических лиц по форме внутреннего устройства на корпоративные и унитарные легла в основу концептуальных изменений, внесенных в гл. 4 «Юридические лица» части первой ГК РФ Законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ [2]. Юридические лица помимо деления на корпоративные и унитарные, также разделены по цели на коммерческие и некоммерческие. К коммерческим предприятиям относятся хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, в общем те предприятия, целью которых является извлечение прибыли и деление ее между своими участниками. Некоммерческие организации напротив, в качестве своей главной цели могут ставить например, культурные, благотворительные, научные цели, совершенно любые иные цели, направленные на достижение общественных благ, а не извлечения прибыли и ее деление между своими участниками. Хотя стоит заметить, что закон не запрещает при осуществлении общественно полезной деятельности получать прибыль, необходимую для обеспечения деятельности некоммерческой организации. К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации [1].

В корпорации, как уже ранее было описано в статье, учредители юридического лица обладают правом участия (членства) в нем, а их главной целью является извлечение прибыли. Рассмотрим на примере хозяйственного общества, а конкретнее акционерного общества, как правовой статус и организационная структура влияют на эффективность в управлении и достижение цели.

Акционерное общество (АО) — одна из наиболее распространенных форм хозяйственных обществ, ключевыми особенностями которого являются разделение капитала на акции, ограниченная ответственность акционеров и наличие коллегиальных органов управления, что в свою очередь создает благоприятные условия для привлечения инвестиций и масштабирования бизнеса.

Правовой статус акционерного общества предполагает четкую регламентацию его деятельности на основе законодательства, что обеспечивает стабильность и предсказуемость в бизнес сфере. Это позволяет акционерам и инвесторам защитить свои интересы, а также привлекает внешние инвестиции [3]. Основные регуляторные правового положения закреплены в Гражданском кодексе РФ и Федеральном законе № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Эти акты регулируют ключевые аспекты управления, такие как права акционеров, функции общего собрания, правила распределения прибыли, ответственность органов управления и многое другое. Это формирует правовую базу, которая минимизирует риски и создает условия для привлечения внешних инвестиций. Акционеры имеют право участвовать в общем собрании акционеров, голосовать по ключевым вопросам (например, о реорганизации или ликвидации общества, внесении изменений в устав), распределение прибыли производится только на основании решения общего собрания акционеров, члены органов управления несут материальную ответственность за убытки, причиненные обществу из-за их решений.

Одним из значительных преимуществ такой структуры является защита прав акционеров, включая обеспечение прозрачности деятельности компании и права на участие в принятии решений. Например, регламент участия в общих собраниях акционеров, порядок подсчета голосов и обязательность предоставления финансовой отчетности делают взаимодействие компании и акционеров предсказуемым и структурированным. Это способствует укреплению доверия среди инвесторов и стимулирует капиталовложения, особенно в публичных акционерных обществах, акции которых свободно обращаются на бирже [3].

Правовой статус акционерных обществ позволяет эффективно структурировать корпоративное управление. Организационная структура акционерного общества базируется на распределении полномочий между акционерами, советом директоров и исполнительными органами. Такая структура способствует разделению стратегического и оперативного управления. Совет директоров, как центральный орган контроля и стратегического планирования, и исполнительные органы (генеральный директор или правление) отвечают за оперативное управление. Четкая дифференциация полномочий между этими органами снижает вероятность конфликта интересов и улучшает управляемость компании.

В контексте достижения прибыли акционерное общество обладает рядом преимуществ. Разделение капитала на акции дает возможность привлекать средства широкого круга инвесторов, включая публичное размещение акций (IPO). Это повышает финансовую устойчивость и конкурентоспособность организации. Однако ориентация на интересы акционеров иногда приводит к краткосрочной стратегии максимизации прибыли в ущерб долгосрочной устойчивости.

Резюмируя, конкретное регламентирование деятельности, правила распределения прибыли на основе общего решения акционеров, определенная ответственность органов управления минимизируют риски потерь и создают условия привлечения инвестиций, а правовой статус общества позволяет эффективно выстраивать схему управления корпорацией. Таким образом, две наиболее важные составляющие — правовой статус и организационная структура, позволяют успешно добиваться главной цели — извлечения прибыли.

Перейдем к рассмотрению унитарного предприятия на примере благотворительного фонда, основной целью которого является социальная поддержка и защита граждан.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки [4]. Благотворительный фонд может быть направлен на социальную реабилитацию нуждающихся в этом (например, безработных), улучшение материального положения малообеспеченных людей, содействие деятельности в сфере здравоохранения и еще много других благих целей, оказываемых населению.

Правовой статус благотворительного фонда заключается в том, что он является некоммерческой организацией, созданной на основе добровольных имущественных взносов. Он не имеет членства, а его имущество используется исключительно для достижения целей, определенных в уставе. Важной особенностью фонда является его необратимость: имущество, переданное учредителями, становится собственностью фонда, а его использование строго регламентировано законодательством и уставом [5].

Структура благотворительного фонда состоит из нескольких звеньев, необходимых для его работы. Учредители фонда определяют цели фонда, но не имеют имущественных прав на переданное имущество. Высшим органом управления является совет фонда, который контролирует стратегическую деятельность. Исполнительным органом является директор или председатель фонда, ответственный за оперативное управление. Контрольно-ревизионный орган состоит из попечительского совета, ревизионной комиссии или аудитора, которые обеспечивают контроль за целевым использованием средств [4]. И, конечно же, важным звеном в структуре благотворительного фонда является основной персонал и волонтеры. Ни один благотворительный фонд не может существовать без основного персонала и волонтеров, роль и вовлеченность которых является критичной для осуществления социально значимых проектов и задач. Еще одна важная структурная составляющая отведена благотворителям, которые на добровольной основе взносят определенное количество денежных средств на функционирование фонда и успешное осуществление его целей.

Такая структура позволяет обеспечить баланс между стратегическим управлением и оперативной реализацией задач, ведь она продумана и построена «от и до», начиная с учредителей, которые положили начало организации и заканчивая волонтёрами и благотворителями, которые на добровольной основе рады стараться и вкладывать свою энергию и силы в общее дело.

Наличие четкой структуры управления повышают доверие в глазах людей. Фонды обязаны предоставлять отчеты о своей деятельности, что способствует повышению их репутации. Доверие к благотворительным фондам является одним из ключевых факторов их успешной деятельности. Оно формируется на основе прозрачности и подотчетности, что позволяет обществу оценивать, как эффективно используются предоставленные ресурсы. Фонды обязаны предоставлять отчетность не только в органы власти, но и своим благотворителям по их запросу, а информация о целевом использовании пожертвований должна быть доступна для общественности [4]. Стоит отметить, что фонды должны ежегодно публиковать отчет о своей деятельности в открытых источниках [5].

Четко структурированные фонды легче адаптируются к изменениям внешней среды, привлекают новых благотворителей и партнеров. Наличие квалифицированного персонала и органов управления с грамотно распределенными обязанностями способствует более эффективному использованию ресурсов для достижения целей, представая в глазах общественности как надежная, общественно полезная и важная организация.

В данном случае, правовой статус и организационная структура благотворительного фонда, обеспечивают основу для прозрачности и адаптивности организации, что, в свою очередь, повышает эффективность управления фондом и способствует достижению его социально значимых целей.

Исходя из общего положения и опираясь на общую суммарную совокупность всех совместно ранее вышеперечисленных, упомянутых и изложенных аргументов можно прийти к выводу, что правовой статус и организационная структура корпоративного юридического лица и унитарного юридического лица оказывают прямое влияние на эффективность в управлении предприятием и на достижение своих главных целей, именно поэтому учредителю важно всецело понимать в чем разница между этими юридическими лицами, и к осуществлению какой именно цели будет стремиться создаваемое предприятие.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. от 31.10.2024)
  2. Шиткин И. С. «Корпоративное право». — Учебник 2017 г., том 1, 975 стр.
  3. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об акционерных обществах»
  4. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»
  5. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.09.2024) «О некоммерческих организациях»


Задать вопрос