Пределы свободы массовой информации в законодательстве Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (546) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 24.11.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Егоркина, М. С. Пределы свободы массовой информации в законодательстве Российской Федерации / М. С. Егоркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 47 (546). — С. 175-178. — URL: https://moluch.ru/archive/546/119533/ (дата обращения: 22.12.2024).



В исследовании рассматриваются пределы и ограничения свободы массовой информации в действующем законодательстве Российской Федерации. Значимость исследования возрастает в связи с усилением требований к информационной безопасности личности, общества и государства. Ограничение распространения определенных данных («вредной» информации) является необходимостью в связи с обилием информации.

Ключевые слова: массовая информация, средства массовой информации, массовые коммуникации, свобода слова, правовое регулирование, пределы и ограничения свободы СМИ.

Информация для человечества имела огромное значение на всех этапах эволюции. В соответствии с «Законом о СМИ» под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, распространяемые при помощи технических средств или устройств [1].

В связи с доступностью Интернет количество производимой информации значительно увеличилось, а законодательно закреплённая свобода информации быстро выявила свои негативные аспекты. К ним относится проявление неуважения к личности, неконтролируемое заимствование и распространение личных данных и другие.

К сожалению, добившись защиты свободы массовой информации, приходится констатировать и тот факт, что в условиях её повсеместного распространения приходится задумываться о защите от информации.

Свобода массовой информации может быть ограничена только при соблюдении трёх обязательных условий, изложенных в пункте 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах [2].

Первое требование подразумевает, что ограничения должны быть прописаны в законодательстве с четкими и однозначными формулировками.

Второе условие заключается в том, что такие ограничения могут вводиться исключительно в целях защиты прав или репутации других людей, обеспечения национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения или нравственных норм.

Третье — ограничения должны быть строго необходимыми, адекватными и пропорциональными, а также непосредственно связаны с достижением законной цели.

Кроме того, любые ограничения должны трактоваться очень узко, с применением методов, которые предполагают минимальное вмешательство, и не должны при любых обстоятельствах подрывать суть самого права, о котором идет речь.

Стоит отметить, что в системе российского законодательства некоторые акты с одной стороны, фиксируют уже существующие пределы реализации свободы массовой информации, а с другой устанавливают ограничения. Законодательство накладывает ограничения на свободу массовой информации, выражающиеся в директивах, обязанностях и наказаниях. Необходимо твердо подчеркнуть, что единственной целью каждого ограничения и запрета является защита ценностей Конституции и интересов общества. Докажем это утверждение на примерах.

Часть 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации строго запрещает всякую пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, национальную, расовую, религиозную вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства [3].

Статья 4 закона о СМИ запрещает любую эксплуатацию свободы СМИ, предоставляя исчерпывающий перечень таких злоупотреблений [1].

Кроме того, закон о СМИ содержит основные права и обязанности журналистов, а также различные ограничения и запреты. Например, журналисты не могут использовать свои права для затушевывания или изменения общественно значимой информации, а также распространять факты с целью дискредитации отдельного лица или определенной группы лиц.

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» не допускается распространение информации о любом виде общественного или религиозного объединения, иной организации, включенной в опубликованный перечень таких организаций, деятельность которых прекращена или запрещена по основаниям [4].

В Законе РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» есть понятие «конфиденциальность информации», что означает обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя [5]. Более расширенное понятие конфиденциальности содержится в Указе Президента от 6 марта 1997 г. № 188 (ред. от 23.09.2005) «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» [6].

Однако, если данные содержат охраняемые законом секреты (например, государственную тайну) или относятся к определенной категории, в их предоставлении может быть отказано [1].

Соответственно, такая информация предусматривает особый порядок раскрытия конфиденциальной информации и позволяет редакции требовать сведения, касающиеся деятельности государственных и иных органов.

Статья 13.15 «Злоупотребление свободой массовой информации» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также устанавливает ряд ограничений в отношении изготовления и распространения информации [7], за которые предусмотрены административные штрафы с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой

Кроме того, КоАП РФ вводит специальную ответственность за нарушение порядка ограничения доступа к информации и информационным ресурсам, доступ к которым должен быть ограничен, а также за несоблюдение порядка удаления такой информации.

В случае, если действия направлены на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо, включая сеть Интернет, при наличии отягчающих обстоятельств в соответствии со ст. 282 УК РФ [8] могут повлечь уголовную ответственность в виде штрафа, принудительными работами или лишение свободы до 6 лет, в зависимости от тяжести преступления.

Закон № 436-ФЗ от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» запрещает распространение информации, отрицающей семейные ценности. Он также требует от производителей вредной для детей информации маркировать такую продукцию разделении знаками доступности для детей согласно возрасту [9].

Масштабное внедрение интернет-ресурсов значительно повлияло на развитие рыночных отношений, как в России, так и в мире. Теперь стало довольно легко найти и приобрести необходимые товары и услуги, а также получить полную информацию об их характеристиках, качестве и других параметрах.

В настоящее время Интернет стал одной из ключевых платформ для продаж, а, как известно, двигатель торговли — реклама. Поэтому ключевым аспектом развития экономики и рыночных отношений является акцент на рекламе, которую можно причислить к массовой информации, так как она доступна неограниченному кругу лиц. Отношения в сфере производства и распространения рекламы в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» [10].

С 1 сентября 2023 года вступили в силу изменения, касающиеся ответственности за несоблюдение правил распространения интернет-рекламы. Эти правила требуют обязательной маркировки рекламных материалов, а также подачи информации о них в Единый реестр интернет-рекламы.

К административной ответственности в виде штрафа могут привлечь за (Статья 14.3 КоАП РФ) [7]:

– непредоставление в Роскомнадзор данных о рекламе, либо несвоевременное их предоставление, либо предоставление неполной, недостоверной, неактуальной информации;

– распространение рекламы без присвоенного ей идентификатора;

– неисполнение операторами рекламных данных обязанностей, возложенных на них в рамках процедуры маркировки.

В этом контексте особое значение имеют акты, изданные Роскомнадзором, которые устанавливают соответствующие требования [11].

В свете мировых политических событий последних лет актуальность всё большую актуальность обретает изменение, внесённое в марте 2022 года в УК РФ, так называемый «Закон о военной цензуре» [8], где установлена уголовная ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации и призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц.

Многие правонарушения, влекущие наказание в рамках административного или гражданского права, при отягчающих обстоятельствах приобретают признаки уголовного.

Так, Уголовный Кодекс РФ устанавливает ответственность за распространение определенных видов информации в виртуальном пространстве. Например, ч. 2 ст. 205.2 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганду терроризма, совершенные с использованием сети Интернет [8]. Наказывается штрафом в размере от 300 тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 лет, либо лишением свободы на срок от 5 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Актуальность в свете последних мировых событий и проведения специальной военной операции приобрела Статья 354.1 УК РФ «Реабилитация нацизма». Отрицание фактов нацизма, одобрение преступлений, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о ветеранах Великой Отечественной войны, совершенные публично, с использованием СМИ или сети Интернет наказываются штрафом в размере от 2 до 5 миллионов рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от 1 года до 5 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет [8].

Уголовно наказуемо распространение запрещённой информации, способной нанести вред личности и/или обществу, совершённых с использованием СМИ или Интернет. Это публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства (Статья 280.4 УК РФ), публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (Статья 280.1 УК РФ), публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (Статья 280 УК РФ). Уголовная ответственность предусмотрена за незаконный оборот особо ценных растений и грибов (Статья 260.1 УК РФ), особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (Статья 258.1 УК РФ), производство и оборот фальсифицированных лекарств (Статья 238.1 УК РФ) и наркотических средств (Статья 228.1 УК РФ), за жестокое обращение с животным, повлекшее его гибель или увечье (Статья 245 УК РФ), незаконные изготовление и оборот материалов с порнографическими изображениями, в том числе несовершеннолетних (Статья 242 УК РФ) и другие [8].

Таким образом, публикация запрещённой информации в Интернете может привести к применению административных и уголовных мер к лицу, ее разместившему. Например, если человек опубликует запрещенные материалы на своей странице в социальных сетях или сделает репост подобной информации, размещенной другим пользователем, то это может закончиться, как минимум, блокировкой его аккаунта, а также возможной ответственностью в административном или уголовном порядке.

В рамках проводимой в последнее время в Российской Федерации реформы гражданского законодательства были изменены правовые нормы о судебной защите нематериальных благ, устанавливающие более широкие средства правовой защиты для лиц, в отношении которых распространены сведения дискредитирующего или порочащего честь и достоинство характера, в том числе и в сети «Интернет».

В тех случаях, когда подобные сведения стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, заявителю предоставлено право требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации. А пока лица, нарушившие закон при распространении такой информации через ресурсы в Интернет, не зарегистрированные как СМИ, или социальные медиа понесут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации без учета особенностей, предусмотренных законодательством о СМИ [12].

Рост использования и производства массовой информации населением, а также расширение информационного рынка обуславливают необходимость совершенствования системы правового регулирования деятельности средств массовой информации в целях содействия развитию информационного общества в Российской Федерации.

Значимость исследований правового регулирования СМИ возрастает в связи с усилением требований к информационной безопасности личности, общества и государства.

Литература:

  1. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124–1: в ред. Федерального закона от 1 июля 2021 г. № 290-ФЗ
  2. «Международный пакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.
  4. Федеральный закон от 25.07.2002 N 112-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»
  5. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // «Российская газета», N 165, 29.07.2006
  6. Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 (ред. от 23.09.2005) // Собрание законодательства РФ. 10.03.1997. № 10. Ст.1127.
  7. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 09.11.2024, с изм. от 12.11.2024)
  8. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 09.11.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.11.2024)
  9. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  10. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2024)
  11. Приказ Роскомнадзора от 30 ноября 2022 г. N 191 «Об утверждении Требований к идентификатору рекламы, его содержанию, порядка и сроков его присвоения, размещения при распространении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, хранения и предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71862) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 29.12.2022.
  12. Конституционные гарантии свободы слова и права доступа к информации в сети Интернет: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: специальность 12.00.02 / Щербович Андрей Андреевич; [Нац. исслед. ун-т «Высш. шк. экономики»]. — Москва, 2013. — с. 58–59
Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, Российская Федерация, УК РФ, информация, ограничение, распространение информации, РФ, уголовная ответственность, информационная безопасность личности, экстремистская деятельность.


Похожие статьи

Задать вопрос