Статья посвящена характеристике, структуре административной ответственности юридических лиц. Рассмотрен вопрос об основании и возможности привлечения к административной ответственности государственных органов.
Ключевые слова: административная ответственность, юридическое лицо, кодекс, правонарушения.
The article is devoted to the characteristics and structure of administrative responsibility of legal entities. The issue of the basis and possibility of bringing state bodies to administrative responsibility is considered.
Keywords: administrative responsibility, legal entity, code, offenses.
Административно-правовая ответственность компаний представляет собой один из видов юридической ответственности, который характеризуется особым методом реагирования государственных органов на нарушения закона, совершённые юридическими лицами.
Рассматриваемый институт очень хорошо известен в юридической литературе. Современный период знаменателен трудами по административной ответственности таких авторов как: К. Д. Трубникова, А. А. Мокрова, О. В. Горошко, Д. О. Савочкина, Г. В. Грешнова, Е. С. Григорьева. В действующем в настоящее время КоАП РФ конкретного определения административной ответственности не закреплено. Представляется, что отсутствие определения административной ответственности на законодательном уровне следует характеризовать как пробел в законодательстве, который препятствует единообразному пониманию этого института правоприменителями и иными субъектами административного права.
Юридическая ответственность представляет собой обязанность, которая установлена на уровне нормативного регулирования и поддерживается при помощи государственного принуждения, воздействия или стимулирования. Это обязывает к принятию и выполнению установленных законом требований. Административное наказание для организаций следует понимать как законодательно закрепленный механизм, цель которого — обеспечить соблюдение компанией установленных норм и ограничений в рамках их операционной деятельности.
В структуру административной ответственности входят такие элементы, как:
– её основание (фактическое и юридическое);
– перечень правовых условий привлечения к административной ответственности и условий, её исключающих;
– субъект административной ответственности (в рассматриваемом случае — юридическое лицо);
– предусмотренные законодательством санкции (виды административных наказаний).
Основания для административной ответственности юридических лиц — это те обстоятельства, которые приводят к наложению определённых санкций и ограничений на права. Будучи ключевым инструментом реализации защитной функции административного права, институт административной ответственности представляет собой широкий спектр возможностей для принудительного воздействия. Однако его применение должно быть связано с необходимостью эффективной государственной реакции на нарушения, совершенные юридическими лицами.
Административные санкции для компаний наступают в случае установления факта или серии фактов, свидетельствующих о преступлении против законов. Административная ответственность юридических лиц включает в качестве своего основания:
– во-первых, общие положения КоАП РФ, раскрывающие понятие административного правонарушения в целом (ст. 2.1 КоАП РФ) и его конкретного вида (ст. 2.10 КоАП РФ);
– во-вторых, юридический факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, содержащего в себе признаки, изложенные в статье Особенной части КоАП РФ.
Административная ответственность представляет собой особую форму правовой ответственности, которая наступает при совершении административного правонарушения.
Согласно ст.2.1. КОАП РФ административным правонарушением считается незаконное, виновное действие (или бездействие) физического или юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации в области административных правонарушений.
В ч. 1 ст. 2.1 КОАП перечислены признаки административного правонарушения. Это:
1) противоправное деяние, которое нарушает нормы КоАП, законов субъектов РФ об административных правонарушениях, если эти законы приняты в соответствии с КоАП, международных договоров, действующих для РФ, общепризнанных принципов и норм международного права, составляющих часть правовой системы Российской Федерации;
2) виновное деяние, выражающееся как в активном поведении правонарушителя, так и в его пассивном поведении:
– в совершении определенных действий;
– в том, что лицо бездействовало, хотя обязано было совершить определенные действия;
3) деяние, за которое установлена административная ответственность в виде административного наказания, виды которого перечислены в ст. 3.2 КОАП2
Обнаружение административного правонарушения может происходить как сотрудниками правоохранительных и других государственных органов, уполномоченными на это, так и объективно — при наличии конкретных признаков нарушения закона. Например, при нарушении законов, касающихся общественной безопасности и порядка, характерные признаки преступления могут быть установлены не только представителями государственной власти, но и простыми гражданами, поскольку нарушение общественного порядка является явным и откровенным нарушением закона, происходящим на глазах у всех. Но только сотрудники правоохранительных органов могут зафиксировать и правильно оценить такое действие с юридической точки зрения. Им также предоставлена возможность и обязанность применить к нарушителю административные меры принуждения, аналогичные мерам предотвращения, применяемым в уголовном праве.
Так, согласно нормам ч.1 ст.28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
– непосредственное выявление уполномоченными лицами, ответственными за составление протоколов об административных нарушениях, достаточных доказательств, подтверждающих факт совершения административного правонарушения;
– получение материалов от правоохранительных структур, а также от других государственных учреждений, органов местного самоуправления и общественных организаций, содержащих информацию, указывающую на наличие факта административного правонарушения;
– информация и обращения от физических и юридических лиц, а также материалы в СМИ, содержащие сведения, свидетельствующие о наличии факта административного правонарушения;
– регистрация административного нарушения в сфере дорожного движения либо в области благоустройства территории, установленного законами субъекта Российской Федерации, совершенного с применением транспортного средства или собственником, либо иным владельцем земельного участка или другого объекта недвижимости, с использованием автоматизированных технических средств, обладающих функциями фотосъемки, видеосъемки, или средствами фото- и видеозаписи;
– подтверждение информации, содержащейся в обращении или заявлении владельца транспортного средства, касающейся того, что данное транспортное средство находилось в пользовании или владении другого лица.
Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается не с момента выявления признаков правонарушения, а с момента создания соответствующей документации: решения о возбуждении дела об административном правонарушении, составления протокола или постановления о правонарушении, составления акта осмотра места правонарушения и применения мер по обеспечению административного процесса.
Концепция юридической ответственности напрямую связана с возникновением общественно опасных или вредных последствий от совершенных действий, что включает в себя причинение вреда или убытков как отдельному лицу, так и в контексте отношений, находящихся под защитой общества в целом. Наступление уголовной и гражданской ответственности обычно связано с наличием вредных последствий. В административном праве же ответственность может быть установлена даже без материального вреда, лишь на основе формального состава правонарушения.
Административная ответственность характеризуется собственной системой санкций, включающей широкий спектр мер, от предупреждения до приостановления деятельности организации.
Вопрос определения административной ответственности активно обсуждается в юридической литературе с середины XX века, но единого определения до сих пор нет, и предлагаются различные варианты.
К. Д. Трубникова и А. А. Мокровой под административной ответственностью понимают процесс реализации административно-правовых наказаний, применяемых уполномоченными на данные процессуальные действия органами, их должностными лицами к физическим и юридическим лицам, совершившим правонарушение [5, 29 с.].
Горошко О. В. и Савочкина Д. О. административную ответственность понимают в роли правового средства, которое направлено на предупреждение совершения новых административных правонарушений, восстановление нормального функционирования общественных отношений, а также наказание нарушившего закон субъекта [2, 134 c.].
Свое определение дала также Грешнова Г. В, где под административной ответственностью понимается один из видов юридической ответственности, который чаще всего применяется в целях обеспечения правопорядка и безопасности [3, 180 c.].
Григорьева Е. С. дает делает сразу два вывода в отношении понятия административной ответственности. Во-первых, административная ответственность юридических лиц является законодательно регламентированной деятельностью уполномоченных на то лиц в вопросе привлечения юридических лиц, совершивших административное правонарушение, к административной ответственности. Во-вторых, административная ответственность юридических лиц представляется важным правовым институтом, представляющим собой «…совокупность правовых норм, устанавливающих основания привлечения к ответственности юридических лиц, регулирующих виды и порядок назначения административных наказания» [4, 87 c.].
Несмотря на многообразие предложенных формулировок, ученые сходятся во мнении, что административная ответственность — это один из видов юридической ответственности, представляющий собой форму реагирования органов государства на административное правонарушение, выражающейся в применении к нарушителю административных санкций.
В связи с этим можно предложить следующее определение административной ответственности юридического лица: это применение к юридическим лицам мер административного воздействия, которые непосредственно связаны с совершением административного правонарушения. Эти меры направлены на наказание правонарушителя за осуществление противоправных действий, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законодательством субъектов Российской Федерации, регулирующим административные правонарушения.
Законодатель определяет следующие признаки административной ответственности юридического лица:
- Согласно п. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, которые предусмотрены статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (то есть перечень оснований для привлечения к административной ответственности не является закрытым).
Административная ответственность наступает только за деяния, прямо указанные в Особенной части КоАП РФ или законах субъектов РФ как административные правонарушения, с указанием признаков объективной стороны.
Нарушения административного законодательства юридическими лицами традиционно считаются более тяжёлыми по своим последствиям, чем нарушения физическими или должностными лицами. Это выражается, в частности, в более высоких штрафах для юридических лиц по сравнению с физическими или должностными лицами за одно и то же правонарушение.
- Согласно п. 2 ст. 2.10 КоАП РФ в случае, если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу они относятся и могут быть применены только к физическому лицу (возможность привлечения юридического лица к административной ответственности в случае неопределенности нормы в части выбора субъекта ответственности).
- п. 3–6 ст. 2.10 КоАП определяют какое конкретно юридическое лицо в результате реорганизации в форме слияния, разделения, присоединения, преобразования подлежит административной ответственности.
Поскольку юридические лица могут проходить процесс реорганизации, в отличие от физических лиц, выделяются специфические аспекты административной ответственности для юридических лиц, которые зависят от типа их реорганизации.
При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому, согласно разделительному балансу, перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.
При преобразовании юридического лица одного типа в другой, ответственность за совершенное им административное правонарушение несёт вновь образованное юридическое лицо.
При объединении нескольких юридических лиц вновь созданное юридическое лицо привлекается к административной ответственности, а в случае присоединения присоединяющееся юридическое лицо также может быть подвергнуто административному наказанию.
Система административной ответственности для юридических лиц представляет собой совокупность разнообразных правовых предписаний, которые охватывают широкий спектр вопросов, связанных с идентификацией, установлением, регулированием и осуществлением государственного принуждения.
Как известно, ранее действовавший Кодекс об административных правонарушениях РСФСР не включал в себя нормы, касающиеся ответственности для коллективных субъектов.
В текущем виде институт административной ответственности юридических лиц был интегрирован в новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Это дало возможность сделать юридические лица равноправными субъектами этой ответственности наряду с гражданами и должностными лицами. Кроме того, была достигнута кодификация большинства норм, определяющих штрафные санкции, которые ранее были разбросаны в различных нормативных документах.
Таким образом, новый Кодекс закрепил не только позиции юридических лиц в рамках административной ответственности, но и упорядочил регулирование штрафных мер, что в значительной степени упростило правоприменение в данной сфере.
На протяжении продолжительного времени отсутствие признания организаций в качестве субъектов административных правонарушений привело к тому, что в теории административного права не было разработано понятие административно-правового статуса юридических лиц. В результате отсутствовали четкие подходы к определению вины юридических лиц, а существующее законодательство в этой области оказалось фрагментированным и неоднородным.
На этапе создания нового Кодекса ответственность юридических лиц (как предприятий, так и организаций) была предусмотрена за широкий спектр действий, касающихся налогового, антимонопольного, таможенного, земельного и природоохранного законодательства. Также демонстрировалась ответственность в области санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей, использования контрольно-кассовых машин, а также регулирования и контроля за валютными операциями. Включались аспекты пожарной безопасности, вопросов, связанных со строительством, и других смежных областей.
Изначально создатели проекта Кодекса планировали сосредоточиться на введении норм, касающихся ответственности юридических лиц, действующих на момент разработки. Однако, по мере работы над Особенной частью документа, у них укрепилось убеждение в необходимости расширения списка субъектов ответственности, включая юридические лица, за ряд правонарушений. Разработчики пришли к выводу, что предприятия и организации могут быть признаны субъектами определенных правонарушений, и что не следует опасаться, если практика покажет, что юридические лица не устанавливают нарушения, предусмотренные конкретной нормой Кодекса.
Таким образом, с принятием нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ определено, что юридические лица привлекаются к административной ответственности в случаях, предусмотренных статьями раздела II данного Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Литература:
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.10.2024, с изм. от 06.11.2024)
- Горошко О. В., Савочкина Д. О. Институт административной ответственности в системе социальной ответственности // Философия права. 2022.
- Грешнова Г. В. Функции административной ответственности в системе функций юридической ответственности // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020.
- Григорьева Е. С. Сущность и характерные признаки административной ответственности юридических лиц в Российской Федерации // Молодой ученый. 2022. № 36 (431).
- Трубникова К. Д., Мокрова А. А. Административная ответственность: общая характеристика // E-Scio. 2020.