В статье рассмотрено влияние плавания на здоровье студентов в условиях малоподвижного образа жизни и высокого уровня стресса, связанного с учебной деятельностью. Польза данного вида активности для студентов творческих профессий. Проведен анализ преимущества плавания как способа профилактики сердечно-сосудистых, респираторных заболеваний и проблем с опорно-двигательным аппаратом.
Ключевые слова: плавание, здоровье студентов, физическая активность.
Современные студенты часто сталкиваются с ухудшением здоровья из-за малоподвижного образа жизни, связанного с длительным временем, проводимым за учебой, и недостатком физической активности. Как показывают общероссийская статистика и профильные исследования, здоровье жителей России ухудшается с каждым годом [5], недостаток физической активности является одной из ведущих причин развития сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, ожирения и различных психических расстройств, таких как депрессия и тревога. По оценкам ВОЗ, каждый четвертый взрослый человек в мире не занимается физической активностью в достаточном объеме, и студенты, как группа, подвержены этим рискам.
Студенческий возраст — это своего рода пограничный период между подростковым периодом и так называемой «взрослой жизнью», тот период, когда мы можем целенаправленно, создав в процессе обучения необходимые психолого-педагогические условия, повлиять на те факторы, которые способствуют формированию у обучающихся мотивационно-ценностного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни и двигательной активности [1].
Плавание является одним из самых эффективных видов физической активности для решения вышеупомянутых проблем. Благодаря равномерной нагрузке на все основные группы мышц плавание помогает улучшить осанку и укрепить мышцы спины, что особенно важно для студентов, которые проводят много времени за письменным столом. Регулярные занятия плаванием стимулируют сердечно-сосудистую систему, нормализуют кровообращение и способствуют повышению выносливости.
Кроме того, плавание активно задействует дыхательную систему, увеличивая емкость легких и улучшая их вентиляцию, что помогает предотвратить заболевания дыхательных путей. Учитывая, что студенты часто находятся в закрытых помещениях и подвергаются риску респираторных заболеваний, плавание является важным способом профилактики этих проблем.
Немаловажным аспектом является положительное влияние плавания на психоэмоциональное состояние. Вода оказывает расслабляющее действие на нервную систему, что помогает снизить уровень стресса, улучшить сон и повысить общее самочувствие. Учитывая высокие нагрузки, с которыми сталкиваются студенты, плавание может выступать как отличное средство для снятия напряжения и восстановления эмоционального равновесия.
В исследовании И. Г. Харчева, Е. Р. Осадчей, Ю. Н. Лосева, А. Е. Курицына для оценки психоэмоционального состояния студентов в момент обследования использовался тест-опросник «Оценка настроения», по ответам которого складывается представление о том, в каком настроении находится человек в данный период времени — в обычном, в эйфорическом или в негативном (астеническом). После трех недель активного посещения бассейна наблюдался прогресс у всех студентов. Автор подчеркивает, что благодаря плаванию у студентов снижается уровень кортизола — гормона стресса, что способствует улучшению общего эмоционального фона [3].
Исследование Д. В. Колесниковой демонстрирует, что плавание помогает улучшить состояние опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Автор отмечает, что у студентов, занимающихся плаванием, укрепляются мышцы спины, повышается гибкость позвоночника и в целом повышается работоспособность [4].
Студенты, будущие специалисты творческих профессий, зачастую являются обладателями подвижной нервной системы, потому что творческая работа часто сопровождается умственным переутомлением. Плавание как аэробная нагрузка способствует активному восстановлению нервной системы и улучшению общего тонуса организма. Оно активизирует процессы регенерации, улучшает качество сна и помогает студентам восстанавливать силы после интенсивных умственных усилий.
Помимо этого, плавание может стимулировать креативное мышление. Водная среда способствует релаксации и «освобождению» сознания, что помогает творческим людям находить новые идеи и подходы к решению задач. В момент спокойного плавания многие люди испытывают своеобразные «озарения» и находят решения, которые не приходят к ним в обычной обстановке. Это связано с тем, что вода способствует глубокому расслаблению и устранению отвлекающих факторов.
Также студенты-музыканты, художники и т.д. часто пребывают в одном положении, будь то за компьютером, мольбертом или музыкальным инструментом. Это может негативно сказаться на осанке и здоровье опорно-двигательного аппарата. Плавание укрепляет мышцы спины, шеи и улучшает осанку, что помогает компенсировать вред от длительного сидения или напряженной работы в одной позе.
Таким образом, плавание обладает рядом преимуществ перед другими видами физической активности: [5]
- Низкая нагрузка на суставы. В отличие от беговых и силовых тренировок, плавание минимизирует риск травм суставов, что делает его подходящим для людей с любым уровнем физической подготовки и состоянием здоровья.
- Задействованы все группы мышц. Во время плавания работают все основные группы мышц, в то время как многие другие виды спорта фокусируются на отдельных частях тела. Это обеспечивает комплексную физическую подготовку и способствует гармоничному развитию тела.
- Улучшение дыхательной системы. Вода оказывает сопротивление дыханию, что помогает развить дыхательную систему эффективнее, чем при занятиях на суше.
- Релаксационный эффект. Плавание в воде, особенно теплой, помогает снять напряжение и расслабиться, в то время как многие виды спорта (например, интенсивные силовые тренировки или бег) могут повышать уровень стресса.
- Доступность для людей с ограниченными возможностями. Плавание является одним из немногих видов физической активности, которым могут заниматься люди с различными ограничениями здоровья, в том числе с травмами опорно-двигательного аппарата.
Литература:
- Бароненко В. А. Здоровье и физическая культура студента. — М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. — 336 c.
- Васенков, Н. В. Физическое здоровье современных студентов / Н. В. Васенков, Д. Г. Кузьмичева, Е. М. Софронова // Глобальный научный потенциал. — 2019. — № 4(97). — С. 59–61.
- Влияние плавания на физическое и психическое здоровье студентов-медиков / И. Г. Харчева, Е. Р. Осадчая, Ю. Н. Лосев, А. Е. Курицына // Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической культуры и спорта: межвузовский сборник научно-методических работ / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. — Санкт-Петербург: Политех-Пресс, 2020. — С. 175–177. — EDNCAFIIC.
- Колесникова, Д. В. Влияние плавания на здоровье студентов / Д. В. Колесникова, С. П. Васильченко // Морские технологии: проблемы и решения — 2019: Сборник трудов по материалам научно-практических конференций преподавателей, аспирантов и сотрудников, Керчь, 01–26 апреля 2019 года / Под общей редакцией Е. П. Масюткина. — Керчь: ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2019. — С. 213–216. — EDN LPPIDM.
- Петрова А. Е., Ткачева А. В. Влияние занятий плаванием на физическую подготовку студентов // Студенческий научный форум — 2019: материалы XI Междунар. студ. конф. — URL: https://scienceforum. ru/2019/article/2018010364 (дата обращения: 29.09.2024).