Плавание в системе физического воспитания студентов в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №52 (290) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 26.12.2019

Статья просмотрена: 20182 раза

Библиографическое описание:

Ложкина, Н. П. Плавание в системе физического воспитания студентов в вузе / Н. П. Ложкина, О. П. Ложкина, В. А. Цзян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 446-448. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65601/ (дата обращения: 16.11.2024).



Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране, так и за рубежом. Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны на него воздействуют физические упражнения, с другой водная среда. К тому же при занятиях плаванием тело человека находится в горизонтальном положении. Следует сказать, что занятия плаванием ввиду воздействия на организм как двигательной деятельности, так и водной среды, приводят к физиологическим изменениям практически во всех органах и системах человека.

Одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека является плаванием, начиная с первых месяцев жизни и до старости.

«Он не умеет ни читать, ни плавать» — так в Древней Греции говорили о человеке недостойном называться гражданином. В то время умение читать и плавать рассматривалось как символ разностороннего развития человека.

Что представляет собой плавание? Это физическое действие, означает умение человека держаться на поверхности воды и передвигаться заданном направлении без посторонней помощи. Различают различные способы плавания, однако лишь немногие из них имеют практические значение. Наиболее известны и широко применяются четыре спортивных способа плавания: кроль на груди, кроль на спине, дельфин (баттерфляй) и брасс. Другие способы плавания к настоящему времени утратили свое спортивное значение. При обучении и тренировке в плавании применяются разнообразные плавательные упражнения, которые по существу также являются способами плавания.

Как учебный предмет плавание представляет собой область знаний, изучающую законы взаимодействия тела человека с водой. Изучение этих законов вызвано необходимостью формирования таких двигательных навыков, которые обеспечивают наилучшее продвижение человека в водной среде без поддерживающих средств и других приспособлений.

Причем, плавание не только вид спорта, но и жизненно необходимый навык. Использование плавания как средства всестороннего физического развития определило его место в российской системе физического воспитания, как одного из основных видов спорта. Совершенно очевидно, каждый человек должен уметь плавать. Для того чтобы научиться относительно свободно и безопасно чувствовать себя в воде, не нужно обладать особыми способностями. Но, тем не менее, большое количество несчастных случаев с молодыми людьми ежегодно происходит из-за того, что пострадавшие не умели плавать. Эта проблема стала сегодня настолько актуальна, что в связи с этим, массовому обучению плаванию в нашей стране уделяется большое внимание.

Плавание — это одна из дисциплин физического воспитания в вузе включено в образовательную программу нашего университета считается как обязательный раздел в спортивно-массовой работе и спортивно-оздоровительных мероприятий для студентов. Тем более что плавание как спорт наиболее соответствует любому возрасту. На занятиях студенты легко осваивают технику спортивных способов плавания и могут принимать участие в различных соревнованиях. В большей степени это объясняется возрастными анатомо-физиологическими особенностями, которые могут проявляться наилучшим образом в специфических условиях водной среды. И поэтому позволяет студентам быстрее осваивать технику спортивных способов плавания. Физиологические и психологические особенности организма юношей и девушек так же в значительной мере способствуют эффективному использованию плавания на занятиях физической культуры в вузе.

Трудно переоценить значение плавания как одного из популярных и массовых видов спорта для учащейся молодежи. Занятия плаванием доступны и полезны студенческой молодежи. Поэтому регулярное посещение бассейна, систематические водные процедуры прививают стойкие гигиенические навыки, постепенно становясь потребностью и привычкой.

Плавание — удивительный вид физических упражнений — оказывает оздоравливающее и укрепляющее воздействие на все системы организма человека. Оно служит прекрасным средством отдыха и закаливания. Во время плавания совершенствуется механизм терморегуляции, улучшаются иммунологические свойства, повышается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Как известно, вода обладает высокой теплопроводностью, и пребывание в ней отлично тренирует механизмы, регулирующие теплоотдачу организма. Занимающееся имеют, как правило, лучшую закаленность организма. Они в меньшей степени подвержены простудным заболеваниям, не боятся резкой смены погоды, сквозняков.

Упражнения в воде улучшают деятельность нервной системы студентов. Регулярные занятия плаванием являются мощным фактором воздействия на нервную высшую деятельность человека. Действие температуры воды уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, улучшает кровоснабжение мозга. Вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, благоприятно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление. После плавания студенты легче засыпает, крепче спит, у него улучшаются внимание, память. Следует отметить, что приятные ассоциации, связанные с плаванием, положительно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона, так необходимого в повседневной жизни.

Активные движения укрепляют мышечную и сердечную — сосудистую систему человека; более того развитие движений находится в прямой зависимости от внешней среды. Таким образом, занятия в воде и выполнение различных движений, связанных с преодолением ее сопротивления, — важнейший фактор гармоничного развития студента. Горизонтальное положение, своеобразное состояние водной невесомости, активизирует кровоток к работающим мышцам, что способствует их развитию и укрепляет сердечную-сосудистую систему.

Особо следует сказать о дыхании. Вода очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания. При плавании значительно улучшаются легочное дыхание, вентиляция легких, количество кислорода, поглощаемое организмом. Пребывание в воде, выполнение различных движений, выдохи в воду, задержка дыхания во время погружений развивают и укрепляют аппарат дыхания. Плавание, улучшает обмен веществ в организме (давление воды на грудную клетку пловца, затрудняет вдох, что вызывает усиленную работу дыхательных мышц, способствует их развитию).

Во время занятий по плаванию студенты преодолевает значительное сопротивление воды, постоянно тренирует все мышечные группы (в том числе и очень мелкие), радикально способствуя устранению различных дефектов осанки и ликвидации плоскостопия. Постоянные занятия по плаванию закаливает организм студентов, формирует стойкий иммунитет не только к простудным, но и к некоторым инфекционным заболеваниям.

Плавание является естественным средством массажа кожи и мышц (особенно мелких групп), очищает потовые железы, способствует тем самым активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.

При плавании спортивными способами выполняются движения с большой амплитудой, с участием крупных мышечных групп и, как уже отмечалось, при значительном сопротивлении воды. Таким образом, систематическое выполнение упражнений в воде развивает координацию и точность движений, гибкость и силу, а преодоление в ускоренном темпе вначале небольших отрезков, а затем, по мере подготовленности, средних и длинных дистанций способствует развитию быстроты и выносливости. Цикличность движений, свойственная плаванию как виду спорта, не только гармонично развивает двигательный аппарат, но и формирует ритмическое глубокое дыхание.

Для студентов большое значение имеет и прикладное плавание. В первую очередь это оказание помощи терпящему бедствие на водах: умение извлечь человека со дна или из глубины, в случае надобности освободиться от захватов тонущего, быстро доставить его на берег и оказать необходимую доврачебную помощь. Прикладное плавание предусматривает также умение буксировать различные плавающие предметы, переправляться вплавь с грузом или с полной выкладкой, выполнять различные операции, связанные с работой под водой.

Таким образом, широкий спектр воздействия плавания делает эффективным средством разностороннего физического развития и совершенствования организма студентов, а также средством укрепления здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков и овладение жизненно необходимыми навыками плавания. А также ознакомление с правилами безопасности на воде.

Литература:

  1. Булгакова Н. Ж. Плавание. Пособие для инструктора-общественника. / Н. Ж. Булгакова-М.: Физкультура и спорт,1984–160с.
  2. Сидоров Д. Г. Плавание в вузе: методическое пособие по организации и проведению индивидуальных и групповых занятий по плаванию со студентами высшей школы/Д. Г. Сидоров, Ю. М. Лузинов, М. В. Андрианов, В. А. Афоньшин, А. В. Погодин, В. М. Щукин, Нижегор. гос. архитектур. -строит. ун-т: Н. Новгород: Дятловы горы, 2017.
  3. Смирнов А. М. Теория и методика обучения плаванию студентов высших учебных заведений: учебно-методическое пособие. СПб.: изд-во СПб ГУЭФ, 2009.
  4. Васильев В. С. Обучение детей плаванию. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 10 с
  5. Булгагова Н. Ж. Плавание. М.: Владос, 2005.-244с
  6. Ганчар И. П. Технология обучения плаванию: Учебное пособие для студентов вузов физической культуре, М.: Просвещение, 2002–200с.
Основные термины (генерируются автоматически): плавание, водная среда, вод, занятие плаванием, способ плавания, внешняя среда, горизонтальное положение, кожное дыхание, прикладное плавание, физическое воспитание.


Задать вопрос