Статья рассматривает противоречия современного законодательства, касающиеся ветеринарной деятельности в РФ — лицензирование ветеринарной деятельности, качество ветеринарных услуг.
Ключевые слова : ветеринарная деятельность, ветеринарная сфера, ветеринарные услуги, лицензирование ветеринарной деятельности.
Тема ветеринарных услуг в России становится все более актуальной, но проблемы правового регулирования в этой области остаются недостаточно изученными юристами. Существующая юридическая научная литература лишь частично затрагивает вопросы, связанные с правовыми отношениями в ветеринарной сфере.
В работе ветеринаров в России предстоит решать многочисленные задачи, охватывающие широкий спектр деятельности. Перечислим основные задачи, стоящие перед ними.
Одной из ключевых задач является организация мероприятий по профилактике и искоренению заболеваний, передающихся от животного к животному и от животного к человеку. Эти болезни могут проявляться в различных формах и поражать сельскохозяйственных и домашних животных, рыб, пчел, птиц и диких животных.
Для предотвращения эпидемий необходимо разрабатывать и внедрять региональные планы ветеринарного обслуживания животноводства. Ключевым аспектом является подготовка квалифицированных специалистов в области ветеринарии, производство эффективных лекарственных препаратов и технических средств ветеринарного назначения, а также проведение научных исследований по актуальным проблемам в ветеринарной сфере.
Особенно важным является обеспечение безопасности территории Российской Федерации от панзоотических заболеваний, таких как чума свиней и ящур. Эти заболевания имеют широкий спектр распространения и часто поступают из-за границы, из других стран. Для обеспечения эффективного контроля необходим строгий надзор со стороны органов исполнительной и государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, иных коммерческих структур, а также общественных объединений, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан Российской Федерации [9, с. 375].
В настоящее время наблюдается увеличение спроса на ветеринарные услуги в связи с ростом числа домашних животных, а также повышается внимание их владельцев к обеспечению здоровья питомцев.
Правовое регулирование ветеринарных услуг осуществляется Законом РФ «О ветеринарии» от 14 мая 1993 г. № 4979–1. Для оказания платных ветеринарных услуг существует правовое регулирование в соответствии с нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ). Кроме того, при заключении договора возмездного оказания ветеринарных услуг возможно применение общих положений о подряде, при условии их согласования со статьями 779–782 ГК РФ и особенностями предмета договора услуг [2].
Помимо положений ГК РФ данные отношения регулируются Правилами оказания платных ветеринарных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 898 [7]. В случае, если одной из сторон договора оказания ветеринарных услуг является гражданин-потребитель, к нему применяются положения Закона РФ «О защите прав потребителей» [3]. Многие из этих документов были приняты давно и не всегда соответствуют современным условиям.
В настоящее время срочно требуется пересмотр всей нормативно-правовой базы в сфере ветеринарии. Особое внимание следует уделить пересмотру Закона Российской Федерации «О ветеринарии» от 14 мая 1993 года № 4979/1–1. Данный Закон противоречит Конституции РФ, Гражданскому Кодексу РФ, Закону РФ от 22 марта 1991 г. № 948–1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Другие нормативные документы, регулирующие деятельность ветеринарных предприятий в области лечения, профилактики, лабораторной диагностики, производства и торговли, не подлежат регистрации в Минюсте РФ, так как все они издаются Департаментом ветеринарии Минсельхоза РФ — структурным подразделением федерального органа власти. Поэтому они не обладают юридической силой [8, с. 29].
Практика показывает, что существует множество противоречий в оказании платных ветеринарных услуг в нашей стране. Одним из них является вопрос лицензирования ветеринарной деятельности. Отмена лицензионных требований к ветеринарам в 2007 году негативно сказалась на качестве предоставляемых услуг, поскольку это привело к утрате контроля над деятельностью ветеринарных организаций. Следовательно, важно восстановить систему государственного контроля за ветеринарной деятельностью через введение лицензирования, чтобы обеспечить высокий уровень качества услуг в этой сфере.
В связи с вышесказанным, предлагается внести дополнение о ветеринарной деятельности в статью 12 Федерального закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ. Лицензия на ветеринарную деятельность должна быть разрешительной по способу получения и краткосрочной по сроку действия (до 1 года). При переоформлении лицензии срок ее действия может быть увеличен до максимум 3 лет в зависимости от желания лицензиата и качества предоставляемых услуг. Решение о выдаче лицензий должно приниматься на основе заключений и рекомендаций экспертного совета или Ассоциации практикующих ветеринарных врачей в качестве независимого учреждения. Один из важных требований для кандидата на лицензию (лицензиата) — наличие высшего профессионального образования, послевузовского или дополнительного профессионального образования, опыт работы по специальности не менее 5 лет, а также регулярное повышение квалификации специалистов, выполняющих работы (услуги), не реже чем раз в 5 лет [6].
В настоящее время в Российской Федерации действует Закон «О ветеринарии», в котором установлены строгие требования к лицам, предоставляющим ветеринарные услуги. Согласно статье 4 этого Закона, право на занятие ветеринарной деятельностью имеют специалисты с высшим или средним ветеринарным образованием [4]. Все эти меры повысят контроль за качеством ветеринарных услуг в нашей стране.
Сегодня в России возникла острая проблема с качеством ветеринарных услуг и доказательством причиненного ущерба. Одним из ключевых условий договора на оказание ветеринарных услуг является их качество. На практике качество ветеринарной помощи напрямую зависит от результатов и эффективности лечения, что, в свою очередь, определяется уровнем квалификации ветеринарного врача, правильным анализом и выбором методики лечения животного. Кроме того, важное значение имеет качество применяемых ветеринарных препаратов, то есть лекарственных средств для животных [9, с. 376].
В настоящее время качество ветеринарных услуг в России не подвергается специальному регулированию нормативными актами. Основными критериями качества ветеринарных услуг являются условия договора и положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300–1 «О защите прав потребителей». При оказании ветеринарных услуг, которые привели к неправильному постановлению диагноза, неправильному лечению, причинению вреда животному или даже его гибели, потребитель (владелец животного) часто сталкивается с трудностями в доказательстве ветеринарной ошибки. Это связано с недостаточным развитием системы экспертизы качества ветеринарных услуг в России [3].
По результатам анализа действующего законодательства выяснилось, что на данный момент отсутствуют нормативные документы, регулирующие независимую ветеринарно-экспертную деятельность. В законе РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ не содержится обязательного требования к тому, чтобы судебная экспертиза выполнялась исключительно сотрудниками экспертных учреждений. Любое лицо, обладающее необходимыми знаниями для вынесения заключения, может быть приглашено в качестве эксперта [5].
Рекомендуется расширить законодательство в области ветеринарной деятельности, устанавливая, что в качестве экспертов могут выступать врачи-ветеринары с высоким уровнем квалификации, большим опытом работы и другими соответствующими качествами.
Таким образом, необходимо дополнить действующее законодательство в области ветеринарии в части формы и содержания экспертных заключений. Из вышеизложенного делается вывод, что ветеринарное законодательство нуждается в доработке и усовершенствовании.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 06.10.2022) // Российская газета. — 2020. — № 144.
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ, часть третья (ред. от 8 августа 2024 № 237-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 49. — Ст.4552.
- Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (ред. от 8 августа 2024 г. № 232-ФЗ) // Российская газета. — 07.04.1992.
- Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-I «О ветеринарии» (ред. от 8 августа 2024 г. № 232-ФЗ) // Ведомости СНД РФ. — 1993. — № 24. — Ст.857.
- Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 22 июля 2024 г. № 191-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 23. — Ст. 2291.
- Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 8 августа 2024 г. N 324-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 19. — Ст. 2716.
- Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг» (ред. от 4 февраля 2021 г. № 114) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 33. — Ст. 4012.
- Арндт, О. В. Несовершенство правового регулирования ветеринарной деятельности в РФ и пути его преодоления / О. В. Арндт // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право. Сборник статей и тезисов. — 2021. — С. 28–31.
- Сергеев, А. А. Ветеринарная деятельность и правовое регулирование в данной сфере / А. А. Сергеев, А. Д. Брик // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. — 2021. — С. 375–378.