Коррупционные деяния как психологический недуг, имеющий уголовно-наказуемые последствия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 09.11.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Мищенко, А. С. Коррупционные деяния как психологический недуг, имеющий уголовно-наказуемые последствия / А. С. Мищенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — С. 318-320. — URL: https://moluch.ru/archive/544/119109/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье речь идет о коррупционных деяниях, совершенных должностными лицами Вооруженных Сил Российской Федерации. Автором проведен анализ причин и условий, способствовавших совершению коррупционных деяний указанной категорий должностных лиц. Особенность данного анализа заключается в том, что автор дал уголовно-правовую и психологическую характеристику лицам, совершим данные деяния.

Ключевые слова : коррупция, должностные лица, взятка, психология коррупции.

Вопрос коррупции в системе государственной службы уже не первый год остро стоит на обсуждении как высших должностных лиц, так и общества. Особенно актуальным данным вопрос стал в связи с началом проведения специальной военной операции, проводимой Российской Федерацией.

По линии Министерства обороны и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в 2023–2024 годах по официальным данным задержан ряд должностных лиц по подозрению в совершении таких деяний как: получение взятки в особо крупном размере за помощь в оформлении госконтракта; хищение; злоупотребление полномочиями при выполнении гособоронзаказа; мошенничество в особо крупном размере; хищение денег при исполнении госконтрактов; хищение при поставках пайков для нужд спецоперации; поставки некачественного и неисправного вооружения по завышенным ценам и др.

Несмотря на довольно внушительный список должностных лиц, следует отметить это как возросшие темпы и улучшенные инструменты борьбы с коррупцией в системе государственной службы.

Однако интересным и дискуссионным вопросом остается когда у данных должностных лиц возник преступный умысел и почему.

При поступлении на службу граждане проходят психодиагностику (тестирование), так же как и при назначении на вышестоящие должности. Следует разобраться, способно ли данное тестирование объективно выявить наличие склонности к совершению коррупционных деяний? Насколько часто нужно диагностировать должностных лиц на предмет появления данной склонности? И, конечно же, психологическое отношение лица к совершению данных деяний.

Сразу следует выделить как отдельный вид диагностики полиграфическое исследование. Этот вид является наиболее успешным, так как основан на психоэмоциональном отношении лица к поставленным вопросам с фиксацией реакции данного лица, в отличие от тестирования на компьютере.

По вопросу тестов в среде так называемых «гражданских» психологов довольно часто можно встретить критику относительно шаблонности ведомственных тестов, которые уже давно утратили актуальность. В данном случае полагаем, необходимо создание коллегии психологов и ведомственных, и не имеющих отношения к службе, в целях выработки обновленных опросников для кандидатов.

По вопросу частоты психодигностики госслужащих на предмет склонности к совершению коррупционных деяний, по нашему мнению, данная диагностика с применением полиграфа должна проводиться ежегодно в ноябре-декабре, как итоговая и являющаяся основой для начала нового рабочего года без лиц, совершив коррупционные деяния или склонных к их совершению. В данном случае нельзя не указать и на необходимость засекреченности сведений полиграфиста для исследуемых и ежегодной ротации экспертов-полиграфологов.

Вышеприведенный список должностных лиц и краткая характеристика вменяемого деяния показывают, что коррупционный умысел имеет продолжительный характер в несколько лет и выявить его ежегодным диагностированием было вполне возможным.

С механизмом выявления и борьбы с коррупцией все ясно, а вот с причинами не все так однозначно.

В современной психологии есть отдельное течение- психология коррупции.

Психология коррупции — самостоятельная область психологии, изучающая поведение индивидов как систему действий, направленных на приобретение имущества или получение иных нематериальных благ незаконным образом, а также личностные характеристики, демонстрирующие такое поведение [3].

Психологический образ современной личности коррупционера определен стремлением к роскоши — равно как показатель счастья, возмещение недополученного внимания и любви в детстве, «импульсивный» тип реагирования, «недифференцированная иерархия нравственных установок» [3].

По-нашему мнению, эти проблемы можно выявить при поступлении на службу путем прохождения не шаблонных тест-ключей, а путем индивидуальной работы с кандидатом на протяжении нескольких сеансов.

Согласно теории человеческих потребностей, описанной американским психологом А. Маслоу в 1943 г. [4], существует определенная взаимосвязь между ними, так называемая пирамида (диаграмма) иерархии человеческих потребностей. На базисном уровне диаграммы находятся физиологические (органические) потребности, а на пике — потребность в самоактуализации. «Голодный» не может думать о социальной реализации и высшем благе, пока не решит вопрос с физиологическими потребностями, как показывает суть теории Маслоу.

В данном случае речь идет об обоснованности ежегодного диагностирования должностных лиц, так как потребности человека являются переменными под воздействием как внутренних, так и внешних факторов (близкое окружение, симпатия и необходимость завоевать внимание противоположного пола, стремление доказать друзьям детства свои материальные возможности и т. д.).

Отсюда приходим к выводу, что коррупция — это индивидуальное психологическое отклонение лица, а коррупция в системе государственной службы — это результат шаблонного подхода к кандидатам на государственную службу и уже состоявшимся государственным служащим.

Опять же, возвращаясь к вышеприведенному списку должностных лиц, следует принять ко вниманию, психологическое отношение каждого их них к тем денежным средствам, которые находились в их распоряжении. Большие денежные средства нередко выступают инструментом соблазна и безмерной власти. Следовательно, для эффективной профилактики коррупции необходимо менять подход к своевременным ее проявлениям, а задержание коррупционеров имеет лишь показательную и воспитательную функцию, которая тоже является эффективной, но она должна работать в комплексе с профилактическими мероприятиями.

Литература:

1. В Минобороны головы летят: аресты генералов и крупных военных чиновников в 2024 году. «ФедералПресс» выпуск https://fedpress.ru/article/3331777.

2. Коррупция в Росгвардии: сколько миллиардов украли, кто виноватhttps://news.ru/society/korrupciya-v-rosgvardii-skolko-milliardov-ukrali-kto-vinovat/

  1. Васильев В. Л. Юридическая психология. 6-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009. 608 с.
  2. Маслоу Абрахам Харольд. Мотивация и личность. Психология, классическая и профессиональная психология. Питер, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): лицо, государственная служба, психология коррупции, вышеприведенный список, деяние, ежегодное диагностирование, коррупция, потребность.


Похожие статьи

Задать вопрос