Положение о снижении налогооблагаемой базы для семейных обстоятельств в законодательстве о налоге на доходы физических лиц имеет важное социально-экономическое значение. С одной стороны, это положение рассматривается как мера, способствующая воспроизводству рабочей силы налогоплательщиков, снижению налогового бремени для лиц с доходами. С другой стороны, оно является одним из инструментов, с помощью которых государство реализует свои социальные цели. Однако в процессе применения норм о снижении налогооблагаемой базы для семейных обстоятельств выявлены некоторые несоответствия, и политика по предоставлению вычетов на семейные обстоятельства сталкивается с неоднозначными мнениями в обществе.
Ключевые слова : вычет на семейные обстоятельства, доход от заработной платы, иждивенец, резидент-физическое лицо, налог на доходы физических лиц.
The regulations on personal deductions in the law on personal income tax have important socio-economic significance. On one hand, these regulations are seen as a measure to help restore the labor capacity of taxpayers, alleviating the tax burden on individuals with income. On the other hand, these regulations are one of the means through which the state achieves its social objectives. However, throughout the process of applying the provisions on personal deductions, several shortcomings have emerged and continue to exist, while the personal deduction policy still faces various viewpoints that lack consensus within the community.
Keywords: personal deductions, wage income, dependents, resident individuals, personal income tax.
- Актуальное состояние регулирования вычетов на иждивенцев в налоговом законодательстве Вьетнама.
Нормы, касающиеся определения иждивенцев
Согласно пункту 3 статьи 19 Закона о налоге на доходы физических лиц 2007 года, иждивенцем признается «лицо, которое налогоплательщик обязан содержать» [1]. Однако помимо обязанности по содержанию, действующее законодательство о браке и семье также устанавливает обязательства по алиментам для родителей, детей, братьев и сестер и других родственников. Обязанности по алиментам включают материальную поддержку, осуществляемую между родителями и детьми, между детьми и родителями, между братьями и сестрами, а также между бабушками, дедушками и внуками, тетями, дядями и племянниками; обязательства между супругами при разводе и не могут быть заменены другими обязательствами или переданы для выполнения третьим лицам [2]. На практике возникло множество проблем, например, в случае развода налогоплательщиков, когда одна из сторон обязана выплачивать алименты на содержание детей или супруга. Эти платежи не учитываются как сумма на уменьшение семейного положения, хотя по сути своей они близки к понятию содержания в соответствии с положениями Закона. Данные расходы существенно влияют на ежемесячный доход и стабильность жизни налогоплательщика.
Вычеты на иждивенцев
Положения о вычетах на иждивенцев во Вьетнаме все еще имеют некоторые недостатки и ограничения, в частности, законодатели исключают специфические и разумные расходы из числа вычетов. К специфическим и разумным расходам, которые подлежат вычету, относятся расходы на медицинские услуги, образование, страхование и инвестиционные расходы, направленные на получение дохода. Чтобы воспользоваться этими вычетами, налогоплательщики обычно должны соответствовать определенным критериям и представить полные документы, подтверждающие данные расходы.
Это полностью оправдано, поскольку такие расходы, как медицинское обслуживание, образование и страхование, являются жизненно важными и необходимыми для обеспечения здоровья, ума и физических возможностей налогоплательщика для труда и вклада в общество, что в свою очередь создает материальную ценность и способствует экономическому развитию. Кроме того, разумные расходы, особенно инвестиции, направленные на получение дохода, могут быть весьма значительными и обязательными для определенных профессий. Например, юристы, врачи и специалисты в области эстетики являются высокооплачиваемыми профессиями, однако они также требуют значительных затрат на обучение, исследования, обмен опытом, повышение квалификации и приобретение профессионального оборудования.
Кроме того, в некоторых специфических профессиях, таких как футболисты, цирковые артисты и танцоры, рабочий стаж может быть коротким, и они подвержены риску травм и несчастных случаев, иногда им приходится самостоятельно покрывать расходы на длительную подготовку. Поэтому установление вычетов на специфические и разумные расходы, такие как медицинское обслуживание, страхование и образование, имеет особое значение для этих работников.
Тем не менее, в настоящее время налоговое законодательство Вьетнама признает лишь два вида вычетов на иждивенцев: вычет для самого налогоплательщика и вычет для иждивенцев [3]. Это означает, что разумные и специфические расходы, которые налогоплательщики обязаны нести для обеспечения здоровья, ведения своей деятельности и получения дохода, не подлежат вычету.
Отсутствие признания вышеупомянутых расходов в качестве вычетов на иждивенцев значительно влияет на жизнь населения и может привести к серьезным последствиям для экономики и общества страны.
Разделение иждивенцев на группы на основе их характеристик и потребностей
В настоящее время законодательство устанавливает общий вычет на иждивенцев в размере 4,4 миллиона донгов в месяц для всех иждивенцев [4]. Однако, рассматривая реальную жизнь, можно заметить, что у различных иждивенцев разные потребности в расходах и обеспечении жизни. Например, для иждивенцев в виде детей, помимо минимальных жизненных потребностей, таких как еда, одежда и жилье, другой распространенной и важной статьей расходов является образование. В условиях быстрого экономического роста и высокого спроса на квалифицированную рабочую силу на вьетнамском рынке труда обучение детей и повышение их уровня знаний для будущей работы и жизни является крайне важным и представляет собой приоритет для большинства граждан, что, безусловно, требует значительных затрат, особенно для семей с двумя и более детьми школьного возраста. Поэтому установление одинакового вычета на иждивенцев для всех категорий иждивенцев не может удовлетворить потребности граждан и не совсем соответствует текущей социальной реальности во Вьетнаме.
Еще одним важным вопросом в регулировании уровня вычета на иждивенцев является то, что налоговое законодательство не устанавливает отдельные уровни вычета для налогоплательщиков и иждивенцев в зависимости от региона. Согласно действующим правилам, уровень вычета применяется одинаково во всех регионах и городах. В настоящее время в нашей стране развитие социально-экономической ситуации и уровень жизни граждан в разных регионах и областях неравномерны. В связи с этим минимальная заработная плата в стране также варьируется в зависимости от регионов, чтобы точнее отразить реальный доход работников, проживающих в разных областях. Это четко отражает различия в экономическом и социальном развитии, уровне доходов и стоимости жизни между регионами, так как в рамках одного и того же уровня дохода жители городов вынуждены тратить гораздо больше на жизнь, чем те, кто живет в сельской местности. Таким образом, если применять единый уровень вычета на иждивенцев для регионов с различными уровнями экономического и социального развития, а также уровнями жизни, то это, безусловно, приведет к несправедливости для налогоплательщиков в регионах с более высокими расходами на жизнь.
Порядок и процедура подачи заявлений на вычет на иждивенцев, которые продолжают оставаться проблемными
Выдача идентификационных номеров налогоплательщиков для иждивенцев . В процессе регистрации возникают сложности, связанные с дублированием данных удостоверения личности для иждивенцев, достигших 14-летнего возраста; а также для иждивенцев пожилого возраста, которые потеряли удостоверение личности и не восстановили его. Это приводит к тому, что политика управления иждивенцами для предоставления вычетов не достигает своих целей, создавая трудности в управлении налогом на доходы физических лиц и создавая множество проблем для налогоплательщиков.
Сроки подачи документов, подтверждающих наличие иждивенцев . Темп выполнения регистрации и подачи заявлений на вычет на иждивенцев имеет тенденцию к ускорению и увеличению. Однако из-за ограниченных кадровых ресурсов и множества сложностей в процессе подачи заявлений и подготовки документации, а также из-за необходимости подготовки большого количества документов, срок подачи документов для подтверждения иждивенцев слишком короткий. В результате налогоплательщикам трудно своевременно завершить подачу документов, и если они не смогут завершить процесс подачи, это может привести к невозможности уплаты налога и вызвать множество негативных последствий.
Документы, подтверждающие наличие иждивенцев
Правила о документах, подтверждающих иждивенцев, все еще имеют некоторые недостатки. Согласно правилам, установленным в Постановлении 111/2013/TT — BTC, для каждого иждивенца налогоплательщик должен предоставить отдельный пакет документов для подтверждения их статуса [5]. Завершение подготовки каждого пакета документов обычно требует значительного времени и усилий со стороны налогоплательщика, поскольку, помимо установленных форм, некоторые документы необходимо получить с подтверждением от других государственных органов, таких как: местные органы управления, в которых проживает налогоплательщик; документы, подтверждающие статус инвалида или неспособность к трудовой деятельности; медицинские записи для лиц с заболеваниями, не позволяющими работать.
На практике получение подтверждений от местных органов власти или оформление необходимых документов часто сталкивается с трудностями как со стороны государственных органов, так и со стороны налогоплательщиков. В частности, при обращении за подтверждением обязательств по содержанию иждивенцев, таких как: братья, сестры; бабушки, дедушки… налогоплательщик должен предоставить заявление с подтверждением от местного органа управления о том, что иждивенец проживает по месту регистрации и не имеет средств к существованию (в случае, если они не проживают вместе). Однако подтверждение того, что иждивенец проживает по данному адресу и не имеет средств к существованию, не означает, что местные органы власти могут подтвердить, является ли налогоплательщик лицом, обязанным содержать этих иждивенцев или фактически осуществляющим их содержание. Необходимость подготовки множества различных документов, особенно в случаях, когда имеется 2–3 иждивенца, каждый из которых принадлежит к разным категориям, делает процесс подготовки и завершения пакета документов для подтверждения статуса иждивенцев, чтобы получить вычеты, крайне трудоемким и времязатратным для налогоплательщиков.
2. Предложения по совершенствованию законодательства о вычетах на иждивенцев в налоге на доходы физических лиц во Вьетнаме
Во-первых, дополнить положения о специфических расходах/ разумных расходах, подлежащих вычету на иждивенцев
В настоящее время большинство стран мира регулируют вычеты на специфические расходы или разумные расходы, такие как: расходы на медицинское обслуживание, страхование, пенсионные отчисления, расходы на образование, инвестиции в профессиональную деятельность и т. д. Эти расходы также подлежат вычету на иждивенцев. На практике такие расходы крайне необходимы в жизни, а также в процессе труда и создания дохода каждого человека. Регулирование этих расходов как вычетов не только обеспечивает справедливость для налогоплательщиков, но и создает стимулы для личностного роста и развития людей в обществе, что в свою очередь способствует развитию всего общества.
Поэтому, чтобы обеспечить баланс между обеспечением качества жизни граждан и поступлениями в государственный бюджет, автор предлагает Вьетнаму признать некоторые основные расходы в жизни, а также расходы на создание дохода, такие как: расходы на обучение, повышение квалификации; расходы на покупку оборудования для работы, медицинские расходы, для применения вычета на иждивенцев для налогоплательщиков. Введение дополнительных вычетов не только поможет налогоплательщикам стабилизировать и повысить качество жизни, но и укрепит доверие граждан к законодательству, способствует обеспечению социальной защиты, а также станет движущей силой для устойчивого экономического развития страны.
Во-вторых, о положениях, касающихся индивидуальных вычетов для каждого иждивенца
В настоящее время уровень вычета на иждивенцев составляет 4,4 миллиона донгов на человека, без различия в том, к какой категории иждивенцев этот человек относится. Однако на практике расходы на каждого иждивенца значительно различаются. Например, для иждивенцев, являющихся детьми (самая распространенная категория иждивенцев), очевидно, что помимо обеспечения минимальных потребностей, таких как: еда, одежда, жилье, существуют и другие расходы, особенно на образование, которые не являются малыми. Иждивенцы, такие как пожилые родители или лица с заболеваниями, часто требуют значительных затрат на медицинские услуги и заботу о здоровье. В то же время для других категорий иждивенцев расходы обычно находятся на базовом уровне и менее значительны. Поэтому автор предлагает установить более высокий уровень вычета на иждивенцев для детей, пожилых родителей или иждивенцев, страдающих от тяжелых или опасных заболеваний (при наличии всех необходимых документов и медицинских справок), на 20–30 % выше по сравнению с другими категориями, чтобы обеспечить необходимые расходы и помочь стабилизировать жизнь граждан, особенно в условиях быстро растущих цен на образование и медицинские услуги.
В-третьих, о процедурах и документах для подачи заявлений на вычеты на иждивенцев
Повышение эффективности процесса присвоения налоговых идентификационных номеров иждивенцам. Для того чтобы политика вычетов на иждивенцев была максимально эффективной, необходимо быстро усовершенствовать процесс присвоения налоговых идентификационных номеров, модернизировать управление налоговыми идентификационными номерами и административные процедуры через применение информационных технологий в управлении налогами. Усовершенствование процесса присвоения налоговых идентификационных номеров иждивенцам, с одной стороны, создает удобства для налогоплательщиков при подаче налоговых деклараций, а с другой — облегчает управление для государственных органов, позволяя сделать его более быстрым и эффективным. Управление доходами и расчетами по налогу для налогоплательщиков становится значительно проще. Когда налогоплательщики указывают налоговый идентификационный номер своих иждивенцев, сотрудники налоговых органов могут быстро проверить, зарегистрирован ли этот номер для получения вычета на иждивенцев ранее. Кроме того, налоговые органы могут полноценно управлять информацией о налогоплательщиках и иждивенцах, обеспечивая быстрое и правильное исполнение прав и обязанностей граждан. В дополнение к этому, налоговые органы должны проявлять большую инициативу и решительность в вопросах присвоения налоговых идентификационных номеров иждивенцам. При получении информации о проблемах с присвоением налоговых идентификационных номеров иждивенцам функциональные подразделения налоговых органов должны своевременно решать эти вопросы, создавая условия для налогоплательщиков. Организации, выплачивающие доходы, и сами налогоплательщики обязаны контролировать и точно определять количество иждивенцев, подлежащих регистрации на вычеты, и выполнять все необходимые процедуры для присвоения налоговых идентификационных номеров. В случае, если иждивенец не удовлетворяет условиям для получения вычета из-за отсутствия необходимой информации для присвоения налогового идентификационного номера, следует провести процедуру корректировки количества иждивенцев. Это поможет предотвратить и обработать возможные налоговые нарушения.
Увеличение срока подачи документов, подтверждающих иждивенцев. В условиях, когда налоговая служба перегружена, возникают множество затруднений в процессе рассмотрения и обработки заявок, а граждане испытывают трудности и тратят много времени на подготовку документов, автор полагает, что срок подачи документов, подтверждающих иждивенцев, необходимо изменить, чтобы он соответствовал действительности и создавал более удобные условия для граждан. Автор предлагает увеличить срок подачи документов, подтверждающих иждивенцев, с 3 месяцев, предусмотренных действующим законодательством, до 5 месяцев с даты регистрации на получение вычета. В случае изменения (увеличения или уменьшения) количества иждивенцев, срок повторной подачи документов также должен составлять 5 месяцев с даты регистрации изменений.
Сокращение количества документов в пакете для подтверждения иждивенцев. В условиях реализации проекта Национальной базы данных о населении, над которым активно работают Министерство внутренних дел и другие соответствующие органы, связанные с упрощением административных процедур, документов граждан и созданием национальной базы данных о населении, необходимо обновить и упростить положения о документах для получения вычетов на иждивенцев. Согласно положениям Закона о регистрации населения, который вступает в силу с 1 июля 2021 года, форма управления регистрацией населения по постоянному месту жительства через домовые книги будет отменена и заменена на обновление информации в Национальной базе данных о населении. Поэтому автор предлагает исключить из пакета документов, подтверждающих иждивенцев, такие документы, как удостоверение личности, домовая книга, временная регистрация и т. д. Одновременно, учитывая существующие затруднения при получении подтверждения ответственности за содержание иждивенцев, которые не проживают совместно, необходимо оперативно разработать детальные инструкции или более четкие положения по данному вопросу.
Литература:
- Закон о подоходном налоге физических лиц 2007, 2012, 2014 годов.
- Закон о браке и семье 2014 года.
- Указ 65/2013/NĐ-CP.
- Постановление 954/2020/UBTVQH14.
- Приказ 111/2013/TT-BTC