В рамках этой статьи автор представляет модели смешанного обучения для преодоления ограничений и повышения эффективности обучения. Статья также предлагает полезные приложения, помогающие обучать, управлять, тестировать, оценивать, контролировать самостоятельное изучение русского языка студентами.
Ключевые слова : модели смешанного обучения, самостоятельное обучение, преподавание русского языка, тестирование, эффективность
Онлайн-обучение приносит студентам множество преимуществ и облегчает преподавателям организацию, управление и мониторинг процесса самостоятельного обучения студентов. Однако, несмотря на преимущества онлайн-обучения, в способах взаимодействия преподавателей и учащихся с системой по-прежнему существует множество ограничений. Появление модели смешанного обучения соответствовало предъявляемым требованиям.
Понятие смешанного обучения
Смешанное обучение представляет собой методику, которая сочетает в себе традиционное очное обучение и онлайн-форматы. Гаррисон и Канука [3] определяют его как целенаправленную и тщательную интеграцию активностей в классе с онлайн-обучением. Дэвис и Филл [2] подчеркивают, что смешанное обучение включает традиционные методы очного преподавания и актуальные онлайн-курсы, поддерживаемые современными информационными технологиями. Эта форма обучения имеет потенциал для изменения учебного процесса и повышения результатов учащихся. Гаррисон и Воган [4] отмечают, что смешанное обучение основано на использовании сильных сторон как очного, так и онлайн-образования. Бандитвилай [1] также указывает на значимость комбинированного подхода в развитии четырех ключевых языковых навыков: аудирования, говорения, чтения и письма.
Преимущества метода смешанного обучения
Метод смешанного обучения высокоинтерактивен и очень разнообразен. Студенты имеют доступ ко многим ресурсам одновременно: как к печатным документам, предоставляемым преподавателями непосредственно в классе, так и к онлайн-документам. Среда обучения гибкая, неограниченная в пространстве и времени, в зависимости от потребностей и интересов студентов. Благодаря этому формату ученики действительно становятся центром класса. Смешанное обучение — это метод обучения, который позволяет преодолеть недостатки как очного, так и онлайн-обучения. Модель смешанного обучения помогает продвигать сильные стороны каждой формы обучения: Самым большим преимуществом традиционных методов обучения лицом к лицу является эффективный канал общения, поскольку важными факторами являются выражение лица, язык тела, голос и зрительный контакт. Между тем, технологии приносят учащимся гибкость, а также инициативу в обучении. Онлайн-обучение создает автономных учащихся, развивает способность к самообучению, а также способность выявлять и решать проблемы.
Чтобы сделать обучение в форме сочетания оффлайн и онлайн более эффективным, преподаватели могут обратиться к некоторым из следующих моделей:
Первая м одель: Перевернуты й класс
Эта модель по существу меняет традиционный процесс обучения, предоставляя студентам видеозаписи лекций, которые они сначала изучают дома, а затем лектор обсуждает и обсуждает со студентами в классе. Конкретный пример перевернутого урока русского языка, который можно провести, выглядит следующим образом:
— Студенты готовятся и знакомятся с лекцией следующего дня посредством заранее записанных видеороликов и упражнений. Новые слова полностью просматриваются, поэтому учащиеся сначала имеют общее представление.
— Студенты приходят в класс и обсуждают с преподавателями и другими студентами результаты предыдущих исследований. Преподаватели организуют мероприятия и отвечают на вопросы студентов, если таковые имеются, для углубления лекционных знаний.
— Студенты выполняют домашнее задание в онлайн-системе. Преподаватели оценивают и исправляют ошибки онлайн. Если у учащихся возникнут вопросы по поводу ответов, преподаватель ответит на них непосредственно в классе на следующем занятии.
Вторая м одель: Гибридное обучение
В этой модели студенты могут одновременно участвовать в очных и виртуальных занятиях. Гибридное обучение позволяет учащимся получать доступ к ресурсам курса и использовать их в любое время. Преподаватели будут обучать студентов обоим источникам (лично и через виртуальный класс) одновременно.
Третья м одель: Обучение с использованием технологий
Эта модель, по сути, представляет собой классы, в которых технологии или приложения используются в качестве инструментов обучения. Способы расширения использования технологий очень разнообразны, например следующие: все домашние задания и тесты учащихся передаются онлайн с помощью системы Google Classroom, Canvas, … даже в очном классе. Преподаватели, использующие инструмент онлайн-посещения, помогут сэкономить время на учете посещаемости и избежать потери времени занятий.
Некоторые п риложения для поддержки моделей обучения
— Google meet: поддерживает онлайн-преподавание и обучение, может быть разделен на небольшие классы для обсуждения учащимися.
— Google Classroom: бесплатная онлайн-система управления обучением, созданная Google и интегрированная с другими сервисами Google.
— Canvas: Canvas — это бесплатная онлайн-система управления обучением, разработанная Instructure.
— Padlet — это бесплатное интернет-приложение, которое позволяет людям легко выражать свои личные мысли по той или иной теме.
— Quizizz имеет две основные функции: создание наборов вопросов с несколькими вариантами ответов и хранилище игр с несколькими вариантами ответов. Вопросы с множественным выбором в Quizizz относятся ко многим категориям с разными уровнями, чтобы учащиеся могли попробовать и оценить свой уровень; преподаватели могут получить доступ к наборам вопросов, которыми поделились другие, и использовать их в обучении.
— Bamboozle: бесплатная образовательная игровая платформа, которую можно использовать непосредственно во время урока. На этом веб-сайте имеется библиотека из тысяч игр по каждой тематике.
П риложения модели смешанного обучения в преподавание русского языка
Занятия организованы по модели смешанного обучения, сочетающему традиционное обучение под руководством и контролем преподавателей и современные технологии с самодисциплиной учащихся, осуществляемой по следующим этапам:
— Преподаватели предоставляют лекции, учебные материалы, руководства по курсу, упражнения по грамматике, лексике, фонетике, аудированию, разговорной речи, чтению и письму на русском языке, отправляя электронные копии на почту общей онлайн-библиотеки, создают онлайн-упражнения и тесты.
— Учащиеся входят в систему, регулярно задают вопросы для обсуждения, обмениваются информацией в виртуальном классе и выполняют задания в установленные сроки онлайн. Онлайн-обучение студентов проводится во внеурочное время.
— Преподаватели могут оценивать задания или оставлять комментарии непосредственно в созданном виртуальном классе или могут реагировать на результаты учащихся, когда задания или тесты учащихся оцениваются автоматически.
При обучении по модели смешанного обучения преподавателям необходимо создавать упражнения, тесты... на основе плана курса и устанавливать лимит времени для выполнения студентами упражнений и тестов по системе. Отслеживайте, оценивайте и комментируйте работу учащихся в системе. Создавайте дискуссионные форумы и участвуйте в них, отвечайте на вопросы студентов. Управляйте модулями и контролируйте процесс самообучения студентов. Кроме того, учащимся необходимо получить доступ к учебным ресурсам и участвовать в учебной деятельности в системе. Участвуйте в обсуждениях с другими студентами и преподавателями по темам, связанным с модулем, через форум системы.
Заключение
Смешанное обучение понимается не просто как применение технологий в обучении, его следует рассматривать как новый метод обучения, который сочетает в себе сильные стороны традиционного обучения и онлайн-обучения с поддержкой информационных технологий. Обладая способностью быть гибким, творческим, автономным и эффективным, метод преподавания смешанного обучения способствует инновациям, совершенствованию и повышению качества обучения по предметам в целом и русскому языку в частности.
Литература:
- Banditvilai C. Enhancing Students’ Language Skills through Blended Learning// The Electronic Journal of E-Learning — 2016 — № 14.
- Davis, H. C., & Fill, K. Embedding Blended Learning in a University’s Teaching Culture: Experiences and Reflections// British Journal of Educational Technology — 2007 — № 38.
- Garrison, D. R., & Kanuka, H. Blended learning: Uncovering its transformative potential in higher education// The internet and higher education — 2004 — № 7.
- Garrison, D. R., & Vaughan, N. D. Blended Learning in Higher Education: Framework, Principles, and Guidelines. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2008.