Группа встреч как форма психологической помощи педагогам дополнительного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 02.11.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Соловьев, С. К. Группа встреч как форма психологической помощи педагогам дополнительного образования / С. К. Соловьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 257-259. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118916/ (дата обращения: 22.12.2024).



В данной статье рассматривается группа встреч как форма психологической помощи педагогам дополнительного образования. В статье описана структура группы встреч, приведен пример, как проходила одна из встреч, а также приведены результаты, полученные после проведения групповой работы с педагогами в одном из учреждений дополнительного образования сельского района Удмуртской Республики.

Ключевые слова: групповая работа, группа встреч, дополнительное образование, педагоги.

В современном образовательном пространстве педагоги дополнительного образования сталкиваются с множеством профессиональных и личных вызовов. Высокие требования к качеству обучения, необходимость постоянного саморазвития, а также эмоциональная нагрузка от работы с детьми могут приводить к профессиональному выгоранию и стрессу. В связи с этим, внедрение форм психологической помощи, таких как группы встреч, становится особенно актуальным.

Современное определение «встречи» дано Вильямом Шютцем в 1971 г: «Встреча — это способ установления отношений между людьми, основанный на открытости, честности, уверенности в себе, чувстве ответственности между самим собой, самоконтроле, внимании чувствам и сосредоточенности на «здесь и теперь»»

Нами была успешно опробована форма групповых встреч, в ней участвовали работники одного из учреждений дополнительного образования сельского района. Эта инициатива направлена на создание безопасного пространства, где педагоги могут делиться своими переживаниями, обсуждать профессиональные трудности и находить поддержку среди коллег.

Группы встреч проводились регулярно и имели определенную структуру.

В начале происходило обсуждение актуальных тем: в начале каждой встречи определялась тема, которая волнует участников. Она могла быть связана с трудностями в работе, взаимодействием с детьми или родителями, а также личными переживаниями.

Затем происходил обмен опытом: участники группы делились своими историями из практиками, что позволяло не только получить новые идеи, но и почувствовать поддержку со стороны коллег.

После этого ведущий группы использовал различные психологические техники и упражнения, направленные на снятие напряжения, развитие эмоциональной устойчивости, самопознание и т. д.

Завершалось занятие рефлексией: в конце встречи участники обсуждали, что нового они узнали и как могут применить полученные знания в своей практике, а также делились своими чувствами и эмоциями, с которыми уходят с встречи.

Приведем описание одной из встреч в качестве примера. Встреча традиционно проводилась в актовом зале, на ней присутствовало 10 педагогов. Педагоги рассаживаются в кругу на стульях, делятся тем, как их дела, настроение, как идет педагогическая деятельность. Один из педагогов рассказал о проблеме, которая его очень волновал: ночью ей позвонила мать одного из ребенков группы и сказала, что её ребёнка буллят (травят). Так как педагог чувствовала себя очень расстроенной и тревожной, было решено встречу посвятить именно этой проблеме. К дискуссии по теме буллинга подключились почти все педагоги, кто-то говорил, что не стоит уделять этому большое внимание, и это всего лишь «обзывашки», кто-то говорил, что это очень серьезная проблема и её нужно срочно решать различными методами, были и те, кто поделился собственным опытом, как сам становился жертвой буллинга во время учебы в школе. Коллеги давали практические советы, как сами решали данную проблему в своих объединениях. Многие высказали слова поддержки педагогу, который поделился этой проблемой, сама педагог высказалась, что ей становится легче, когда она получает слова поддержки от коллег. Далее ведущий группы — психолог провёл небольшую лекцию на тему буллинга и его профилактики. Педагог высказалась о том, что всё же растеряна, не знает, что делать в этой ситуации. Для прояснения этого момента ведущим группы была проведена расстановка этой ситуации с участниками группы, чтобы педагог смог взглянуть на эту ситуацию со стороны. Далее группа перешла к рефлексии. Все высказывались, как для них прошла встреча, рассказывали о том, что это было очень полезно и продуктивно. Педагог, которая заявляла проблему, сказала, что её состояние заметно улучшилось, удалось получить поддержку со стороны коллег и взглянуть на ситуацию со стороны, наметить план дальнейших действий и даже «отрепетировать» разговор с мамой ребенка.

Группы встреч получили положительные отзывы от участников. Педагоги отмечали следующие преимущества данной формы работы:

— Снижение уровня стресса: Возможность открыто говорить о своих переживаниях помогает снизить эмоциональное напряжение.

— Укрепление командного духа: Общение в неформальной обстановке способствует созданию дружеской атмосферы и укреплению связей между коллегами.

— Повышение профессиональной компетенции: Обмен опытом позволяет педагогам находить новые подходы к обучению и взаимодействию с детьми.

— Личностный рост: Участие в таких встречах способствует развитию навыков саморефлексии и эмоционального интеллекта.

Группы встреч как форма психологической помощи педагогам дополнительного образования представляют собой эффективный инструмент для поддержки их психоэмоционального состояния. Опыт показывает, что создание пространства для открытого общения и поддержки может значительно улучшить качество работы педагогов и их удовлетворенность профессиональной деятельностью. Важно продолжать развивать и внедрять такие формы работы в образовательных учреждениях, чтобы поддерживать здоровье и благополучие педагогов, что в конечном итоге положительно скажется на качестве образования детей.

Литература:

  1. Роджерс, К. Групповая психотерапия / К. Роджерс. — Москва: ИОИ, 2017. — 176 c. — Текст: непосредственный.
  2. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. — 2-е изд. — Санкт-Петербург. Москва. Минск: Издательский дом Питер, 2024. — 448 c. — Текст: непосредственный.
  3. Ялом, И. Групповая психотерапия / И. Ялом, М. Лесц. — 5-е изд. — Санкт-Петербург. Москва. Минск: Издательский дом Питер, 2023. — 624 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): группа встреч, дополнительное образование, педагог, встреча, психологическая помощь, групповая работа, сельский район, слово поддержки, сторона коллег, участник группы.


Похожие статьи

Особенности мотивации персонала в бюджетных учреждениях дошкольного образования

В статье рассматриваются особенности мотивации персонала в бюджетных учреждениях дошкольного образования. Рассмотрение данного вопроса производится путем изучения теоретической стороны вопроса — сущность мотивации, понятия мотива и стимула и практиче...

Организация и содержание деятельности консультационного пункта в ДОУ

В данной статье рассматривается опыт работы по организации деятельности консультационного пункта для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Сформулированы цели и задачи деятельности консультационного пункта, раскрыты ос...

Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении

В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...

Формы развития социальной активности студентов педагогического колледжа

В статье раскрывается понятие социальной активности студентов, представлены формы её развития в рамках профессиональной подготовки будущих учителей.

Использование метода анкетирования для изучения уровня вовлеченности родителей учащихся в процесс формирования организационной культуры школы

В статье описывается исследование уровня вовлечения родителей учащихся в процесс формирования организационной культуры школы. Для получения данных использовался метод анкетирования. Опрос проводился среди педагогов и родителей ГБОУ «Школа № 463» г. М...

Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматривается понятие «методическая работа», а также выделяются основные подходы, формы и методы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Социализация детей с ОВЗ — это актуальная проблема современного общества. Особенно интересна тема процесса социализации данной группы детей в условиях ЦССВ. В статье предоставлены основные данные, касаемо опыта работы в данном направлении.

Психологическая помощь педагогам ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников

В статье автором раскрываются особенности взаимодействии педагогов ДОУ с родителями воспитанников, а также рассмотрены возможности психологической помощи педагогам ДОУ в организации данного взаимодействия.

Ресурсный центр руководителей по охране труда — одна из форм работы по созданию безопасных условий в образовательной организации

Авторы делятся опытом работы ресурсного центра, по изучению условий охраны труда в ДОО города Чебоксары.

Похожие статьи

Особенности мотивации персонала в бюджетных учреждениях дошкольного образования

В статье рассматриваются особенности мотивации персонала в бюджетных учреждениях дошкольного образования. Рассмотрение данного вопроса производится путем изучения теоретической стороны вопроса — сущность мотивации, понятия мотива и стимула и практиче...

Организация и содержание деятельности консультационного пункта в ДОУ

В данной статье рассматривается опыт работы по организации деятельности консультационного пункта для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Сформулированы цели и задачи деятельности консультационного пункта, раскрыты ос...

Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении

В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...

Формы развития социальной активности студентов педагогического колледжа

В статье раскрывается понятие социальной активности студентов, представлены формы её развития в рамках профессиональной подготовки будущих учителей.

Использование метода анкетирования для изучения уровня вовлеченности родителей учащихся в процесс формирования организационной культуры школы

В статье описывается исследование уровня вовлечения родителей учащихся в процесс формирования организационной культуры школы. Для получения данных использовался метод анкетирования. Опрос проводился среди педагогов и родителей ГБОУ «Школа № 463» г. М...

Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматривается понятие «методическая работа», а также выделяются основные подходы, формы и методы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Социализация детей с ОВЗ — это актуальная проблема современного общества. Особенно интересна тема процесса социализации данной группы детей в условиях ЦССВ. В статье предоставлены основные данные, касаемо опыта работы в данном направлении.

Психологическая помощь педагогам ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников

В статье автором раскрываются особенности взаимодействии педагогов ДОУ с родителями воспитанников, а также рассмотрены возможности психологической помощи педагогам ДОУ в организации данного взаимодействия.

Ресурсный центр руководителей по охране труда — одна из форм работы по созданию безопасных условий в образовательной организации

Авторы делятся опытом работы ресурсного центра, по изучению условий охраны труда в ДОО города Чебоксары.

Задать вопрос