В настоящее время семья является важнейшим социальным институтом общества, ведь именно с семьи начинается социализация ребёнка. За родителями закрепляется важная миссия по формированию характера ребёнка, его нравственному и трудовому воспитанию. В частности, в семье ребёнок получает начальные, но не менее важные знания о мире, его устройстве и способах взаимодействия с ним. Именно в семье ребенок получает первые представления о себе, как о человеке. Взаимодействуя с родителями, каждый ребенок не только ощущает любовь или отторжение, защиту или обвинения, уважение или пренебрежение, признание или презрение, но и открывает для себя свои личные особенности, проявляющиеся в физическом, эмоциональном и психологическом плане. Дошкольный возраст характеризуется, как период развития самооценки ребенка и ее укрепления.
Для развития детей существенную значимость имеют отношения между родителями и дошкольниками. Они способствуют формированию ключевых психологических и социальных характеристик, а также открытию внутреннего потенциала. В семье дети преобразуются под влиянием психологических, общественных, физиологических и эмоциональных аспектов. Поэтому стиль воспитания, признанный родителями, непосредственно воздействует на формирование психики и ценностных установок личности.
Шагая по пути семейного воспитания, мы оказываем влияние на формирование и проявление личности своего будущего поколения. Запустив в это дело свой собственный источник утонченности и мудрости, мы сами становимся неотъемлемой частью этого процесса. Позиции, которые мы занимаем в отношении к детям, оказывают определяющее воздействие на объем и темпы личностного роста каждого ребенка. Общение о сущности семейного воспитания открывает перед нами бескрайние просторы для размышлений о самих себе и о наших отношениях с миром вокруг нас [2].
Исследование М. И. Лисиной сосредоточилось на воздействии детско-родительских отношений на формирование самооценки дошкольников. Она пришла к выводу, что демократичное воспитание с родительской стороны способствует появлению у детей высокой самооценки. В таких семьях, где дети чувствуют себя уважаемыми и получают достаточное внимание от родителей, они формируют положительное представление о себе. Поощрение происходит не только в виде материальных подарков, но и в форме похвалы, поддержки и высокой оценки их усилий и достижений. Родители также используют наказание в виде лишения общения как средство воздействия. Значительно, что родители детей с высокой самооценкой стараются выделять своих детей, хвалить их в присутствии других, проводить сравнение с другими детьми и ожидать выдающихся результатов от своего ребенка [6].
В семьях с авторитарным, либеральным или хаотичным стилем воспитания, дети с низкой самооценкой часто сталкиваются с тем, что родители не уделяют им должного внимания, вместо этого они настаивают на подчинении и выполнении требований. Ребенка критикуют, ущемляют его способности, не поддерживают его успехи. В семье такого плана не ценятся достижения и возможности ребенка.
Дошкольники, по мнению М. И. Лисиной, видят себя глазами окружающих взрослых, которые его воспитывают. Если оценка и ожидания в семье расходятся с особенностями ребенка, то его представления о себе искажаются. Самооценка ребенка в этот возрастной период формируется с одной стороны, под влиянием оценок взрослых, с другой — влияние чувства самостоятельности и успеха, которые ребенок переживает в разных видах деятельности [6].
О. Коннер выделял следующие особенности развития самооценки при разных типах воспитания.
— Тип «принятие». Важно, чтобы была соблюдена гармония между родителями и детьми. Доверие и поощрение автономии играют в этом процессе ключевую роль. Родители позволяют своим детям самостоятельно принимать решения и поддерживают их в этом. Благодаря этому формируются отношения, основанные на взаимном уважении и понимании. Дети, в свою очередь, развивают уверенность в себе, а также обретают высокую самооценку. Это способствует успешной социальной адаптации и формированию стойкой личности.
— Тип «чрезмерная требовательность» и «отвержение». Они характеризуются сильным влиянием на развитие ребенка, что в итоге может привести к недостаточной самооценке. Дети в такой среде обычно становятся замкнутыми, недееспособными, трудно находят общий язык и часто бывают раздражительными. Девочки в таких отношениях обычно проявляют пассивность и зависимость, в то время как мальчики — агрессию и непослушание.
— Тип «излишняя опека». Часто является системой для формирования неадекватно завышенной самооценки. Родители проявляют низкий уровень контроля, но при этом окружают ребенка теплом и заботой. Дети в таком случае ведут себя непослушно, склонны к агрессии, требовательны к себе [5].
Самооценка неразрывно связана с ощущением и поведением человека в обществе, видом и продуктивностью его деятельности, самореализацей и самовыражением. Так, дети с низкой самооценкой, испытывают дискомфорт находясь в общественном месте, предпочитая более уединенные места, боятся публичных выступлений и больших компаний, им тяжело дается совместная коллективная работа, поскольку они, в силу низкой самооценки, трудно идут на контакт и неохотно высказывают свои идеи и предположения, боясь услышать критику в свой адрес. Дети со здоровой, или же адекватной самооценкой, проявляют себя в тех ситуациях, где знают, что их ждет успех, за авантюры берутся с интересом для проверки своих способностей, дабы впоследствии извлечь опыт, будь то позитивный или негативный [7].
Г. А. Урунтаева отмечала: «большое влияние на развитие самооценки детей оказывает организация усвоения моральных норм. Эти нормы ребенок усваивает под влиянием образцов и правил поведение. Образцом в этом случае выступает сам родитель. Дети перенимают манеры взрослых, способы оценки людей и событий. Постепенно и сами дети начинают оценивать свои поступки» [10, с. 110].
Л. А. Венгер говорил о том, что: «собственные оценки у детей начинают формироваться, основываясь на взглядах взрослых. С самого начала дети начинают оценивать сами себя, ориентируясь на мнения своих родителей. От этого зависят цели, планы и ценности, которые зарождаются в их сознании. Если родители принимают своего ребенка таким, какой он есть, то у него формируется позитивное отношение к себе и цели становятся более достижимыми, учитывая его интересы и успехи» [3, с. 14].
Согласно А. И. Сильвестру и М. И. Лисиной, родители, которые обладают демократичным стилем воспитания, предпочитают использовать метод поощрения. Он способствует укреплению и поддержанию конкретного поведения у детей и способствует формированию позитивного самовосприятия. С другой стороны, родители с подходом воспитания «отвержения» или «излишней опеки» в большей степени прибегают к методам наказания и игнорирования. Это в свою очередь может формировать недостаточно адекватное представление о себе у ребенка [6].
А. В. Петровский отмечал: «при авторитарности родителей, интересы и мнение ребенка не учитываются, его часто его подавляют или принуждают к чему-либо. В случае сопротивления ребенка наказывают эмоциональным или физическим насилием. В такой семейной обстановке гарантируются неудачи в формировании личности ребенка, в том числе и снижение самооценки» [8, с. 48].
Анализируя все вышесказанное, мы пришли к выводу, что тип «принятие» в детско-родительских отношениях, самый адекватный. В этом случае к ребенку прислушиваются, учитывают его пожелания и интересы, отталкиваются от его физических и интеллектуальных способностей. При таком типе воспитания взросление происходит максимально гармонично и безопасно для психики ребенка.
Исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад № 69 «Центр развития ребенка «Сказка»» города Белгорода. В исследовании приняли участие старшие дошкольники, в количестве 25 человек и 25 родителей.
В данной главе перед нами стоят следующие задачи:
- Изучить особенности детско-родительских отношений.
- Определить уровень самооценки дошкольников.
- Провести эмпирическое исследование влияния детско-родительских отношений на самооценку дошкольника.
- Разработать рекомендации для родителей по улучшению детско-родительских отношений, влияющих на самооценку дошкольника.
Для проведения исследования были выбраны следующие методики:
- Методика «Лесенка» (В. Г. Щур). Цель: исследование самооценки ребёнка старшего дошкольного возраста.
- Методика «Стратегии семейного воспитания» (С. С. Степанова в модификации И. И. Махониной). Цель: определение собственной стратегии семейного воспитания.
Статистическая обработка данных проводилась с использованием линейной корреляции Спирмена. Математическая обработка данных осуществлялась с помощью компьютерной программы статистического анализа SPSS-22.
В качестве дополнительного метода изучения влияния детско-родительских отношений на самооценку дошкольника был проведен корреляционный анализ критерий r-Спирмена. Представим результаты на рис. 1 виде корреляционной плеяды.
Рис. 1. Корреляционная плеяда влияния детско-родительских отношений на самооценку дошкольника
Таким образом, мы выявили тесную положительную (прямую) корреляционную связь на достоверном уровне статистической значимости между показателем «авторитетный стиль» и заниженной самооценкой дошкольников (r=0,482, при р≤0,01). Можно сделать вывод, что использование авторитарного стиля воспитания может быть связано с негативными последствиями для самооценки детей.
Немаловажным является наличие статистически значимой связи между показателем «авторитарным стилем» и завышенной самооценкой (r=0,290, при р≤0,01), адекватной самооценкой дошкольников (r=0,245, при р≤0,01). Исследования показывают, что авторитарный стиль воспитания, характеризующийся строгим контролем и малой эмоциональной поддержкой со стороны родителей, может отрицательно сказываться на самооценке детей.
Согласно результатам, полученных данных между показателем «либеральный стиль» и резко заниженной самооценкой имеется наличие статистически значимой связи (r=0,312, при р≤0,01). Значение коэффициента корреляции Спирмена r=0,312 указывает на наличие положительной связи между этими двумя переменными. При уровне значимости р≤0,01 это подтверждает, что связь между «либеральным стилем» и резко заниженной самооценкой является статистически значимой.
Также мы выявили тесную положительную (прямую) корреляционную связь на достоверном уровне статистической значимости между показателем «индифферентный стиль» и заниженной самооценкой дошкольников (r=-0,519, при р≤0,01). То есть, чем более индифферентный стиль воспитания присутствует, тем ниже самооценка у детей. Уровень статистической значимости (p≤0,01) говорит о том, что вероятность случайности такого наблюдения крайне мала, и можно считать это отношение достоверным. Важно помнить, что корреляция не обязательно означает причинно-следственную связь, но это все же ценное наблюдение, которое может быть полезным для понимания влияния воспитания на самооценку детей.
Таким образом, гипотеза: заниженная самооценка дошкольника проявляется при авторитетном и индифферентном стиле воспитания родителей; завышенная самооценка дошкольника проявляется при авторитетном стиле воспитания родителей; адекватная самооценка дошкольника проявляется при авторитарном стиле воспитания родителей, доказана. Понимание и учет влияния стилей воспитания на самооценку детей имеет важное значение для психологов, педагогов и родителей, поскольку это может повлиять на развитие и благополучие детей в будущем.
Литература:
- Бондарева, Е. Н. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / Е. Н. Бондарева. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
- Варга, А. Я. Семейное воспитание / А. Я. Варга. — М.: Мир, 2017. — 340 с.
- Венгер, Л. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для педучилищ / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. — М.: Просвещение, 2013. — 335 с.
- Захарина, Н. Л. Психология формирования самооценки / Н. Л. Захарина. — М.: Мир, 1993. — 152 с.
- Коннер, О. «Искусство системного мышления, необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем» (пер. с англ.) / О. Коннер. — М.: «Альпина Паблишер», 2012. — 132 с.
- Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка / М. И. Лисина /Под ред. А. Г. Рузской. — М.: Воронеж, 1997. — 384 с.
- Мишина, А. В. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебное пособие: [16+] / А. В. Мишина. — 3-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2021. — 392 с.
- Петровский, А. В. Психология: [учебник] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — 8-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 500 с. — ISBN 978–5–7695–5149–9.
- Петросян, О. П. Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей младшего школьного возраста / О. П. Петросян, М. Н. Миглей // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1780–1783.
- Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.